Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Гапоновой В.А.
с участием представителей :
административного истца - Рожковой Н.С, действующей в суде по доверенности,
заинтересованного лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя - Подсвировой Е.А, действующей в суде по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО "Мир Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственно регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
АО "Мир Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта" (Общество) обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточненным (том 1 л.д. 200-201), к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственно регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N площадью 283441,3 кв.м, категория земель : земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта - под железными путями и стрелочными переводами подъездных путей, расположенного по адресу : "адрес", в размере его рыночной стоимости - 200390000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что 23 мая 2011 года между ОАО "Мир Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта" и комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя заключен договор аренды N 9034, согласно которому административному истцу передан указанный земельный участок, на котором имеются железнодорожные пути, инженерные коммуникации, объекты недвижимого имущества отсутствуют.
В связи с приведением организационной формы Общества в соответствии с нормами главы 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального Закона от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ) ОАО "Мир Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта" был переименован в АО "Мир Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта".
Кадастровая стоимость заявленного в иске земельного участка, утвержденная приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 года N 1380 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае", составила по состоянию на 1 января 2015 года - 422046930 рублей 11 копеек. Однако действительная рыночная стоимость арендуемого земельного участка составляет 200390000 рублей по состоянию на эту же дату, что подтверждается отчетом N 368 от 22 ноября 2016 года об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненного независимой оценкой имущества и имущественных прав - Служба оценка имущества Леб А.В.
Указанная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств, в частности, увеличение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости земельного участка, так как по условиям договора кадастровая стоимость земельного участка является базовым показателем для расчета размера арендной платы.
В связи с указанным обстоятельством Общество 23 декабря 2016 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Решением комиссии от 13 января 2017 года заявление административного истца отклонено.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В судебное заседание не явились представители : административных ответчиков - Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управления Федеральной службы государственно регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю, заинтересованного лица -администрации города Ставрополя, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания.
В письменных возражениях Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ходатайствовало о рассмотрении настоящего административного дела в отсутствие представителя Управления (том 1 л.д. 204-207).
В соответствии с часть 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание административных ответчиков, заинтересованного лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца - Рожкова Н.С. уточнила заявленные в административном иске требования, с учетом выводов судебной оценочной экспертизы, просила установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости - 250717000 рублей.
Представитель заинтересованного лица - комитета по управлению муниципальным имуществом года Ставрополя - Подсвирова Е.А. просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме, полагала, что оснований к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка, указанных в административном иске, не имеется.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по административному делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости основываясь на выводы проведенной по настоящему административному делу судебной оценочной экспертизы по следующим основаниям.
В силу статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с подпунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Положениями статьи 24.18 Федерального Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В настоящее время определение кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.02.2007 года N 39 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 N 3).
Пункт 3 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Судом установлено и подтверждено материалами данного административного дела, что постановлением администрации города Ставрополя от 3 мая 2011 года N 1166 ОАО "Мир Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта" предоставлен в аренду на новый срок на 10 лет земельный участок с кадастровым номером N площадью 283441,3 кв.м. (в том числе 208194,7 кв.м. с особым режимом использования) под железнодорожными путями и стрелочными переводами подъездных путей на территории города Ставрополя, категория земель - земли населенных пунктов. Установлено обременение земельного участка площадью 208194,7 кв.м. правами организаций, эксплуатирующих коммуникации, производящих ремонтные работы в связи с необходимостью эксплуатации водопровода, канализации, газопровода, кабеля связи, электрического кабеля, ливневой канализации, дренажа (соответственно) (том 1 л.д. 41-42).
23 мая 2011 года между администрацией г. Ставрополя в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и ОАО "Мир Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта" заключен договор аренды N 9034 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, под железнодорожными путями и стрелочными переводами подъездных путей, площадью 283441,3 кв.м. На земельном участке имеются железнодорожные пути, инженерные коммуникации, объекты недвижимости отсутствуют. Срок договора определен на 10 лет - до 2 мая 2021 года. Площадь сервитутов, обременяющих земельный участок, составляет - 208194,70 кв.м. Сервитуты установлены в пользу МУП "Водоканал", филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа", Ставропольэнерго электрические сети, городского центра технической эксплуатации телекоммуникаций Ставропольского филиала ОАО "Ростелеком", ОАО "Ставропольгоргаз", МУП "ДЭУ-3" (том 1 л.д. 17-40).
С 22 июня 2017 года в целях приведения организационной формы в соответствие с Федеральным законом "Об акционерных обществах" изменилось наименование арендатора - Акционерное общество "Мир Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесены изменения (том 1 л.д. 43, 135-157).
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, оценка которых производилась по состоянию на 1 января 2015 года.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 5 июня 2017 года следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в размере 422046930 рублей 11 копеек по состоянию на 1 января 2015 года (том 1 л.д. 16).
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.
Согласно положениям статьи 12 вышеуказанного Федерального закона N 135-ФЗ отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном заседании не установлено иное.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость земельного участка, указанного в иске, административный истец представил в суд отчет об оценке N 368 от 22 ноября 2016 года об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N, выполненный независимой оценкой имущества и имущественных прав Служба оценка имущества Леб А.В, из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка составляет на дату оценки - 1 января 2015 года - 200390 000 рублей (том 1 о.д. 46-128).
Судом установлено, что административный истец 23 декабря 2016 года обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости данного земельного участка, находящегося в аренде у административного истца. Решением комиссии от 12 января 2017 года заявление административного истца отклонено (том 1 л.д. 129-131).
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю, проанализировав представленный административным истцом отчет N 368 от 22 ноября 2016 года об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N, указала на недостатки в оформлении и содержании данного отчета, не соответствие его требованиям действующего оценочного законодательства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.
В связи с изложенным, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу по ходатайству административного истца определением Ставропольского краевого суда от 2 октября 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО Межрегиональный центр оценки "Бизнес-Партнер" (том 1 л.д. 223-226).
По заключению судебной экспертизы N 499/2017 от 23 ноября 2017 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 283441,3 кв.м, категория земель : земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта - под железнодорожными путями и стрелочными переводами подъездных путей, расположенного по адресу : Ставропольский край, территория города Ставрополя, по состоянию на 1 января 2015 года установлена в размере - 250717000 рублей (том 2 л.д. 3-74).
Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (пункт 8 статьи 82 названного Кодекса).
Из материалов дела следует, что заключение оценочной экспертизы N 499/2017 от 23 ноября 2017 года подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N площадью 283441,3 кв.м, категория земель : земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта - под железными путями и стрелочными переводами подъездных путей, расположенного : Ставропольский край, территория города Ставрополя, по состоянию на 1 января 2015 года.
Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствует, оснований не доверять заключению повторной судебной оценочной экспертизы не имеется.
Из экспертного заключения следует, что экспертом произведено натурное исследование спорного земельного участка, с выполнением фоторабот, отражающих техническое состояние исследуемого объекта недвижимости. Объект оценки - земельный участок с кадастровым номером N площадью 83441,3 кв.м, местоположение : "адрес" категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта - под железнодорожными путями и стрелочными переводами подъездных путей. Улучшения земельного участка - наличие железнодорожных путей, земельный участок пересекает район крупной автомагистрали без возможности выезда, окружающая застройка - производственно-складская, инженерные коммуникации проходят по меже земельного участка, пересекают его. Земельный участок находится в долгосрочной аренде, его текущее использование совпадает с разрешенным использованием земельного участка.
Экспертом в заключении проанализирован рынок недвижимости на 2014 год, произведен анализ рынка объекта оценки, определен сегмент рынка, к которому принадлежит оспариваемый объект - "земли коммерческого назначения - под индустриальную застройку", произведен анализ рынка земельных участков под индустриальную застройку в г. Ставрополе, данные о предложении к продаже земельных участков для анализа представлены в таблице 5. Согласно анализа этих цен к продаже земельных участков в районе объекта исследования под индустриальную застройку эксперт указал, что ценовой диапазон составил от 14705 до 285714 рублей за 1 кв.м, средний показатель составил - 105089 руб./кв.м.
Экспертом произведен расчет рыночной стоимости указанного земельного участка в рамках сравнительного подхода, методом сравнения продаж. В качестве объектов-аналогов для оценки выбраны 4 объекта-аналога, расположенные в северо-западном районе города Ставрополя, из земель населенных пунктов, с целевым использованием - промназначение. Три из 4-х земельных участков находятся в аренде, расположены в районе крупной автомагистрали, возможность подключения к коммуникациям. За единицу сравнения выбран 1 квадратный метр.
Из таблицы 13. Определение рыночной стоимости объекта недвижимости следует, что корректировки значений единиц сравнения для объектов-аналогов произведены экспертом на торг, по виду передаваемых имущественных прав, дату продажи, расположение относительно крупных автомагистралей, площадь объектов, наличие железнодорожной ветки на участке, поскольку отобранные объекты-аналоги не совпадают по всем элементам сравнения с объектом оценки. Применение корректировок и их последовательность экспертом мотивированы в заключении. Стоимость 1 кв.м. выведена в размере - 884,55 рублей.
Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости оцениваемого земельного участка, с учетом его местоположения, целевого использования - для размещения объектов железнодорожного транспорта - под железнодорожными путями и стрелочными переводами подъездных путей.
Доводы представителя заинтересованного лица - комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о том, что экспертом при подготовке заключения по оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N находящегося в аренде у административного истца, подобрано малое количество аналогов, по мнению суда, являются несостоятельными, поскольку не основаны на нормах оценочного законодательства.
Так в соответствии с Федеральными стандартами оценки N 1, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 20.05.2015 N 297, оценщик самостоятельно определяет необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24). Федеральные стандарты оценки NN 1, 2, 3, 4, 7, утвержденные приказами Министерства экономического развития РФ не содержат положений, указывающих на количество объектов-аналогов, необходимых для производства расчета рыночной стоимости объектов недвижимости.
Ссылка на необоснованное применение понижающей корректировки на местоположение относительно крупной автомагистрали, поскольку в скриншотах к аналогу N 1 и N 4 не указано, что земельные участки находятся не на красных линиях, а в отношении аналогов N 2 и N 3 информация по расположению относительно красной линии отсутствует, по мнению суда, не свидетельствует о необоснованности установленной рыночной стоимости спорного земельного участка, поскольку экспертом применена корректировка на расположение относительно крупных автомагистралей. Красные линии - линии, которые обозначают границы территорий, занятых линейными объектами, экспертом не оговаривались в заключении и не применялись при исчислении рыночной стоимости заявленного в иске объекта недвижимости.
Возражения представителя заинтересованного лица - комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в установлении кадастровой стоимости оцениваемого земельного участка в размере рыночной со ссылкой на отсутствие оснований к изменению кадастровой стоимости оцениваемого земельного участка, а также необходимости отказа в иске по этим основаниям, не могут быть приняты судом во внимание в связи со следующим.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 66 названного Кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 приведенного Федерального закона предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц.
Поэтому обращение Акционерного общества в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с указанными положениями Земельного Кодекса РФ и Федерального закона "Об оценочной деятельности", в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения и исчисления размера арендной платы государственную кадастровую оценку земельного участка, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости. При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Без установления данных о том, какова же действительная рыночная стоимость земельного участка заявителя, суд не вправе отказать в установлении рыночной стоимости заявленного в иске недвижимого имущества.
С учетом изложенного, установленного обстоятельства того, что выводы, содержащиеся в отчете об оценке рыночной стоимости заявленного в иске земельного участка опровергается заключением судебной оценочной экспертизы и по делу отсутствуют доказательства недостоверности представленных заявителем сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, о величине рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие то, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, лицами, участвующими в деле, суду не представлено. Ходатайств о проведении повторной оценочной экспертизы, а также оснований к ее назначению лицами, участвующими в деле, не заявлялось и не озвучивалось.
С учетом изложенного, подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:000000:18 в размере его рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизой.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Акционерного общества "Мир Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственно регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 283441,3 кв.м, категория земель : земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта - под железнодорожными путями и стрелочными переводами подъездных путей, расположенного : "адрес" в размере его рыночной стоимости - 250717000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N считать дату обращения АО "Мир Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю - 23 декабря 2016 года.
Установленная судом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N применяется с 1 января 2016 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда.
Судья Задорнева Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.