ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 января 2018 года по делу N 3а-8/2018г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М,
с участием представителя административного истца Арслановой А.А. по доверенности Сулейманова Р.Р,
представителя административного ответчика - Правительства Республики Дагестан по доверенности Джалилова Н.Г,
представителя административного ответчика - Управления Росреестра по Республике Дагестан по доверенности Рабадановой А.А,
при секретаре судебного заседания Магомедове Э.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Арслановой А.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Арсланова А.А. в лице своего представителя по доверенности Сулейманова Р.Р. обратилась в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Правительству Республики Дагестан и Управлению Росреестра по Республике Дагестан об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ей на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами N, площадью "." кв.м, N, площадью "." кв.м. и N, площадью "." кв.м, расположенных по адресу: РД, "адрес" участки "В", "Ж" и "И", равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 декабря 2012 года в размере 11352200 руб, 14345 300 руб. и 4669400 руб. соответственно.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что установленная в отношении принадлежащих Арслановой А.А. земельных участков и используемая в целях налогообложения кадастровая стоимость значительно превышает их рыночную стоимость на дату оценки, что нарушает права и законные интересы Арслановой А.А, поскольку влечет увеличение размера уплачиваемого ею земельного налога.
Представитель Арслановой А.А. по доверенности Сулейманов Р.Р. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административных ответчиков - Правительства Республики Дагестан по доверенности Джалилов Н.Г. и Управления Росреестра по Республике Дагестан по доверенности Рабаданова А.А. в ходе судебного заседания заявленные административные исковые требования не признали и просили в их удовлетворении отказать.
Административный истец Арсланова А.А. и представители привлеченных к участию в административном деле заинтересованных лиц - администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в судебное заседание не явились, в связи с чем, административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителей административного истца и административных ответчиков, допросив свидетеля, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Как следует из материалов дела, административному истцу Арслановой А.А. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: N, площадью "." кв.м, N, площадью "." кв.м. и N, площадью "." кв.м, расположенные по адресу: "адрес", участки "В", "Ж" и "И" соответственно, относящиеся к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - под производственные базы и административные здания.
Согласно представленных в суд выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 07 ноября 2017 года, в отношении принадлежащих Арслановой А.А. земельных участков установлена кадастровая стоимость в следующих размерах: 43041189 руб. ( N), 37601112 руб. ( N) и 10399314 руб. ( N).
Основанием внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года N 13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан".
Полагая установленную и внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельных участков необоснованной и не соответствующей их рыночной стоимости, Арсланова А.А. обратилась в суд с настоящим административным иском.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статья 24.18 указанного Федерального закона предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В подтверждение заявленных административных исковых требований административным истцом представлен в суд отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от 24 ноября 2017 года N 106/17, выполненный оценщиком ООО "ИМА-КОМ" ФИО6, согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N и N по состоянию на 01.12.2012г. составляла 11352200 руб, 14345300 руб. и 4669400 руб. соответственно.
Допрошенный судом в качестве свидетеля оценщик ФИО6 изложенные в отчете N 106/17 от 24 ноября 2017 года выводы о размере рыночной стоимости принадлежащих Арслановой А.А. земельных участков полностью подтвердил.
Оценивая указанный отчет по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает его выводы обоснованными, в связи с чем, признает его допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим рыночную стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков по состоянию на 01.12.2012г, т.е. на дату установления их кадастровой стоимости.
Установленная оценщиком методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода рыночная стоимость земельных участков, использованные объекты-аналоги, примененные корректировки, а также содержащиеся в отчете расчеты не вызывают у суда сомнений в их объективности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Каких-либо доказательств, подтверждающих недостоверность сведений представленного в суд отчета о рыночной стоимости земельных участков административными ответчиками в суд не представлено, ходатайств о назначении по делу экспертизы для определения рыночной стоимости земельных участков не заявлялось.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащих Арслановой А.А. земельных участков в размере, установленном в представленном в суд отчете об оценке рыночной стоимости N 106/17 от 24.11.2017г.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 31 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, понесенные административным истцом по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 900 рублей подлежат взысканию в его пользу с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, т.е. с Правительства Республики Дагестан.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
административное исковое заявление Арслановой А.А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "." кв.м, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, "адрес", участок "В", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 декабря 2012 года в размере 11352200 (одиннадцать миллионов триста пятьдесят две тысячи двести) руб, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "." кв.м, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, "адрес", участок "Ж", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 декабря 2012 года в размере 14345 300 (четырнадцать миллионов триста сорок пять тысяч триста) руб, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "." кв.м, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, "адрес", участок "И", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 декабря 2012 года в размере 4669 400 (четыре миллиона шестьсот шестьдесят девять тысяч четыреста) руб, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков считать 04 декабря 2017 года.
Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу Арслановой А.А. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 900 (девятьсот) рублей.
Решение суда в части взыскания судебных расходов подлежит исполнению Министерством финансов Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 16 января 2018 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.