Заместитель председателя Верховного Суда Республики Дагестан Сулейманов С.М., рассмотрев жалобу представителя ООО " "."" М. решение судьи Кировского районного суда г.Махачкалы от 30 июня 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 5 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении ООО " "."" (далее Общество),
установил:
постановлением от 11 мая 2017 года N 158, вынесенным старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Дагестана, решением судьи Кировского районного суда г.Махачкалы от 30 июня 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 5 октября 2017 года ООО " "."" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Дагестан, ставится вопрос об отмене принятых судебных актов, вынесенных в отношении Общества по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность. Представитель Общества указывает, что по истечении срока действия документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО " "."" в 2015 году представило на рассмотрение в Управление Росприроднадзора по РД соответствующий проект, в утверждении которого было Обществу отказано по причине отсутствия сведений об объекте размещения отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон "Об отходах производства и потребления") отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ст.11 Закона "Об отходах производства и потребления").
Пунктом 2 ст.18 указанного закона применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Из положений ст.22 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон "Об охране окружающей среды") следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (ч.1). Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий (ч.2). За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством (ч.3).
При этом нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством (ч.1 ст.24 Закона "Об охране окружающей среды").
Как следует из материалов дела, должностным лицом Управления Росприроднадзора по РД на основании приказа руководителя указанного органа от 27 марта 2017 года N "." в период с 3 по 28 апреля 2017 года проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом соблюдения природоохранного законодательства, которым установлено, что при осуществлении деятельности Общества образуются отходы I-V класса опасности, при этом нормативы образования отходов производства и потребления, лимиты на их размещение с 2015 года не утверждены.
По данному факту 28 апреля 2017 года должностным лицом инспекции в отношении Общества составлен протокол N "." об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Обществом приняты все зависящие от него меры по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение заблаговременно в установленные законом сроки, в том числе после принятия Управлением Росприроднадзора по РД решения об отказе в утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом проверки и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Таким образом, совершенное Обществом деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия ООО " "."" по ст.8.2 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Иные доводы жалобы не влекут отмену решений судей, так как не опровергают вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
По существу доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в судей, отклоненные по убедительны мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет никаких оснований не согласиться. Не согласие с оценкой доказательств и заявленных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу решений судей.
Административное наказание назначено ООО " "."" в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ. При этом были приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.12-30.19 КоАП РФ,
постановил:
решение судьи Кировского районного суда г.Махачкалы от 30 июня 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 5 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении ООО " "."" оставить без изменения, жалобу представителя ООО " "."" М. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Верховного Суда Республики Дагестан С.М.Сулейманов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.