Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
Председательствующего Кучукова О.М.
судей Бейтуганова А.З. и Хамирзова М.Х.
при секретаре Кишевой А.В.
с участием: Иевлевой О.А, представителя ФСИН России и УФСИН России по КБР-Эндреевой Л.М.
по докладу судьи Хамирзова М.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН России) и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по КБР (УФСИН России по КБР) на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 ноября 2017 года по гражданскому делу по иску Иевлевой Оксаны Александровны о признании незаконным решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Установила:
Иевлева О.А. обратилась в Нальчикский городской суд КБР с иском и с последующими уточнениями к Федеральной службе исполнения наказаний России и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике, в котором просит: признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 01 декабря 2016г. (протокол N) в части отказа ей и членам её семьи в постановке на учет для получение единовременной социальной выплаты на основании п.п. "г" Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. N, для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от 27 апреля 2016г. N. Обязать комиссию Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации поставить её на учет составом семьи 4 человека для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с даты подачи рапорта 07 мая 2014г. Признать незаконными действия подкомиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике по формированию её пакета документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обосновании заявленных требований указала, что она проходит службу в должности оперуполномоченного в ФКУ УОДОП ФСИН России по КБР, имеет выслугу в календарном исчислении более 10 лет. 07 мая 2014 года она обратилась с рапортом в подкомиссию УФСИН России по КБР о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, представив все необходимые документы. Заседанием подкомиссии УФСИН России по КБР, по рассмотрению вопросов предоставления единовременной выплаты сотрудникам, членам их семей и гражданам от 23 мая 2014 года постановлено: направить в Комиссию ФСИН России пакет документов для принятия решения о ее постановке с семьей из 4-х человек на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением Комиссии ФСИН России от 01 декабря 2016 года ей отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N369.
Данный отказ истица считает незаконным, поскольку Комиссией ФСИН России были нарушены сроки рассмотрения ее рапорта, вместо 3-х месяцев два года, своевременно не уведомили об имеющихся, по мнению Комиссии, недостатках в представленных документах. Также считает, что довод отказа по мотиву не предоставления справки из БТИ и справки из ЕГРП с предыдущей фамилии заявителя необоснованным, как и неправомерное указание на отсутствие информации по регистрации детей до 13 марта 2014 года, поскольку ее дети с рождения по настоящее время проживают с истицей, а с 13 марта 2014 года зарегистрированы по месту ее жительства. Дети не достигли совершеннолетнего возраста, и, в силу пункта 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом их жительства является место жительства родителей.
При этом ею указывается, что она и её супруг состоят в зарегистрированном браке, имеют двоих детей, которые являются членами её семьи, и проживают они все вместе в квартире, по адресу: КБР, "адрес", общей площадью 56,7 кв. м, которая является собственностью Бейтугановой Л.Х, матери её супруга, на каждого члена семьи приходится меньше 15 кв. м, так как в квартире проживает 6 человек.
Представитель ответчиков - ФСИН России и УФСИН России по КБР - Эндреева Л.М, просила отказать в удовлетворении исковых требований Иевлевой О.А, считая их необоснованными и незаконными.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 21 ноября 2017 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, представитель ФСИН России и УФСИН России по КБР подала на него апелляционную жалобу, в которой просила его отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме по следующим основаниям.
Судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не принято во внимание то обстоятельство, что истцом в нарушение пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, не представлен полный пакет документов, на что было указано в решении Комиссии ФСИН России от 01 декабря 2016 года.
В частности отсутствует информация о регистрации детей за последние 5 лет до подачи рапорта о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и не представлены выписки из ЕГРП и БТИ без указания предыдущей фамилии заявителя.
Проверив материалы дела, заслушав участников судебного заседания, Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение должно быть законным и обоснованным.
Частями 1, 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 названного Постановления разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям постановленное решение суда не соответствует.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истица проходит службу в Управлении ФКУ УОДОП ФСИН России по КБР в должности оперуполномоченного в звании капитан внутренней службы и имеет выслугу в календарном исчислении более 10 лет.
Истица состоит в зарегистрированном браке с Иевлевым Алексеем Михайловичем и имеет дочь Иевлеву Алису Алексеевну 28.05.2006 г.р. и сына Иевлева Германа Алексеевича 08.08.2011 г.р.
На момент подачи заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, истица с семьёй из 4 человек зарегистрирована в жилом помещении по адресу: "адрес", общей площадью 56,7 кв.м, где всего зарегистрировано 6 человек.
07 мая 2014 г. Иевлева О.А. направила в адрес УФСИН России по КБР рапорт о постановке её на учет на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, приложив необходимые документы.
Согласно выписке из протокола N 10 от 23 мая 2014 года заседания подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной выплаты сотрудникам, членам их семей и гражданам Российской Федерации, постановлено направить заявление Иевлевой О.А.в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке её с составом семьи из четырёх человек на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Решением комиссии ФСИН России N от 01 декабря 2016 года Иевлевой О.А. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных законодательством Российской Федерации от 24.04.2013 г. N, а именно: непредставление ею информации о регистрации детей по месту проживания до ДД.ММ.ГГГГ. Справка из БТИ и выписка из ЕГРП представлены без учета предыдущей фамилии заявителя.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Иевлевой О.А. о признании незаконным решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании ФСИН России поставить истца на учет для получения спорной выплаты с составом семьи из четырёх человек, признании незаконными действия подкомиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике по формированию её пакета документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд пришел к выводу о том, что вопреки утверждениям ответчика, истцом были представлены все необходимые документы, свидетельствующие о его нуждаемости в жилом помещении. При этом суд со ссылкой на статью 20 Гражданского кодекса Российской Федерации исходил из того, что местом жительства несовершеннолетних детей признается место жительства их родителей.
Судебная коллегия, с указанными выводами суда согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее также - Правила).
Согласно пункта 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Соответственно, непредставление данных или представление неполных данных, в соответствии с Правилами является основанием для отказа в постановке на учет.
Судом установлено, что основанием для отказа истцу комиссией ФСИН России в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление им ряда документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (не представлены выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на имевшиеся у истца и членов его семьи объекты недвижимого имущества; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и справка из Бюро технической инвентаризации на имеющиеся объекты недвижимого имущества представлены без указания предыдущей фамилии заявителя, а также не представлены сведения о том, где были зарегистрированы дети заявителя до 13 марта 2014 года.
При таких данных, с учётом вышеприведённых норм материального права, комиссия ФСИН России, вопреки выводам суда, правомерно не установилаоснований, позволяющих сделать однозначный вывод об обеспеченности заявителя и его членов семьи жилым помещением, тогда как данное обстоятельство является ключевым для принятия решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты.
При этом в пункте 5 Правил не содержится, каких-либо исключений, позволяющих сотруднику не представлять вышеуказанные документы, а органам ФСИН России самостоятельно их запрашивать.
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган, для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
В этой связи, по мнению Судебной коллегии, требования истца о признании незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 01 декабря 2016г. (протокол N) в части отказа ей и членам её семьи в постановке на учет для получение единовременной социальной выплаты, не основаны на законе и являются необоснованными, в связи с чем не подлежат удовлетворению, как не подлежат удовлетворению и производные от него требования в части возложения обязанности на комиссию Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации поставить истца на учет с составом семьи 4 человека для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, со дня подачи рапорта 07 мая 2014 года.
Не могут, вопреки выводам суда, по мнению Судебной коллегии, быть удовлетворены и требования истца в части признания незаконными действия подкомиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике по формированию её пакета документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с подпунктами 10.1 и 10.2 действовавшего на момент подачи заявления в территориальную подкомиссию "Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством, РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года N 496, территориальные подкомиссии осуществляют, в том числе: функции по принятию документов для получения единовременной выплаты; проверке сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовке для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудника и граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты. При этом, данные полномочия даны территориальной подкомиссии на предмет проверки соответствия данных сведений перечню, определенному в правила, а не на проверку содержания данных документов, что отнесено к исключительной компетенции комиссии ФСИН России.
Ввиду допущенной судом первой инстанции ошибки в применении и толковании норм материального права, что привело к вынесению незаконного и необоснованного судебного постановления, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения по делу об отказе в удовлетворении заявленного иска.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
Определила:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 21 ноября 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Иевлевой Оксаны Александровны к Федеральной службы исполнения наказаний России и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 01 декабря 2016г. (протокол N) в части отказа ей и членам её семьи в постановке на учет для получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности на комиссию Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации поставить её на учет составом семьи 4 человека для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с даты подачи рапорта 07 мая 2014 года и признании незаконными действий подкомиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике по формированию её пакета документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказать.
Председательствующий О.М. Кучуков
Судьи А.З. Бейтуганов
М.Х. Хамирзов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.