Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Охотской Н.В.
судей
Кордюковой Г.Л,
Малининой Н.Г.
при секретаре
Дарбаковой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 сентября 2017 года гражданское дело N 2-2311/2017 по апелляционной жалобе Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июня 2017 года по иску Земскова В. В. к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга об обязании организовать обеспечение лекарственным препаратом.
Заслушав доклад судьи Охотской Н.В, объяснения представителя Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга - Молоковой И.Г, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Земскова В.В. - Романовской О.Н, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Земсков В.В. обратился в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга, в котором, уточнив исковые требования, просил возложить на ответчика обязанность по организации обеспечения его лекарственным препаратом Силденафил (Ревацио) по медицинским показаниям.
В обоснование исковых требований указано, что истец страдает заболеванием: "... " По рекомендации ФГБУ "Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова" он нуждается в терапии препаратом "... "). Препарат "... ") зарегистрирован на территории РФ и внесен в Государственный реестр лекарственных средств.
Обязанность по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга является уполномоченным исполнительным органом субъекта РФ Санкт-Петербурга в сфере здравоохранения и обладает полномочиями по организации медицинской помощи истцу.
Однако, Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга в своем ответе от 12 декабря 2016 года N 01/19-5886/16-0-1 отказал истцу в обеспечении вышеуказанным препаратом со ссылкой на то, что препарат не включен в Перечень лекарственных средств, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р
Отсутствие обеспечения необходимым лекарственным препаратом нарушает права истца на охрану здоровья и медицинскую помощь, приводит к развитию тяжелых жизнеугрожающих осложнений.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июня 2017 года исковые требования Земскова В.В. удовлетворены. Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга обязан организовать обеспечение Земскова В.В. лекарственным препаратом Силденафил (Ревацио) в соответствии с медицинскими показаниями.
В апелляционной жалобе Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, считая его неправильным и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу без участия не явившегося в судебное заседание истца, поскольку в материалах дела имеются данные, подтверждающие его надлежащее извещение, учитывая, что интересы Земскова В.В. в апелляционной инстанции представляет уполномоченное доверенностью лицо.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Земсков В.В. является инвалидом второй группы по общему заболеванию.
В соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи" истец включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи, в том числе на дополнительную бесплатную помощь, предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными препаратами по рецептам врача (фельдшера).
Из материалов дела следует, что Земскову В.В. установлен диагноз Хроническая "... "
Согласно заключению врачебной комиссии Санкт-петербургского ГБУЗ "Городская многопрофильная больница N2" от 28 июня 2016 года истцу в связи с "... " по жизненным показаниям необходим прием препарата "... " 2 раза в день.
В соответствии с заключением ФГБУ "Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова" Минздрава России от 02 декабря 2015 года истцу по медицинским показаниям рекомендована заместительная терапия препаратом "... ".
Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга в своем ответе от 12 декабря 2016 года отказал заявителю в обеспечении препаратом "... " обосновывая свой отказ тем, что действующее законодательство не предусматривает возможность бесплатного обеспечения указанным лекарственным препаратом, поскольку препарат не включен в Перечень лекарственных препаратов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р и не может быть закуплен за счет средств федерального бюджета.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, ссылаясь на положения ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", указал на право истца на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий, пришел к выводу о нуждаемости истца по жизненным показаниям в приеме лекарственного препарата "... " с учетом медицинских рекомендаций, отклонил довод ответчика об отсутствии решения о назначении препарата врачебной комиссией.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с положениями ч.1 ст.37 ФЗ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг.
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:
1) организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4).
Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона
N 178-ФЗ состав предоставляемого гражданам из числа категорий,
указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с частью 2 статьи 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 данной статьи, и порядки формирования таких перечней.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (п. 5 ст. 6.3 этого же Федерального закона).
Указанный порядок установлен Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, которым утвержден "Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".
В силу положений п.2.1 вышеуказанного приказа за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
При обращении в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг, справку, выданную Пенсионным фондом Российской Федерации. В Медицинской карте амбулаторного больного отмечается срок, в течение которого гражданин имеет право на предоставление государственной социальной помощи.
При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения.
Согласно положениям ст.33 ФЗ "Об основах охраны здоровья в Российской Федерации" первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.
При этом согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" выбор или замена медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, осуществляется гражданином, путем обращения в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь с письменным заявлением о выборе медицинской организации и прохождением процедуры прикрепления к медицинской организации.
Аналогичный порядок предусмотрен разделом 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2017 и плановый период 2018 и 2019 гг.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на получение бесплатного лекарственного препарата реализуется в определенном порядке, через обращение с заявлением и предоставлением необходимого пакета документов в медицинское учреждение, оказывающее гражданам первичную медико-санитарную помощь.
Как установлено судом и следует из медицинских документов у истца установлен диагноз "... "
Указанное заболевание не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронически прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан и их инвалидности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 403.
Лекарственный препарат "... " не входит в Перечень лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 N 2724-р для обеспечения инвалидов в рамках реализации Федерального закона N 178-ФЗ.
Лекарственный препарат имеющий международное непатентованное наименование "... " не входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2017 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года N 2885-р.
Таким образом, обеспечение истца вышеуказанным лекарственным препаратом в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг за счет средств федерального бюджета не предусмотрено.
Вопреки выводам суда СПБ ГБУЗ "Городская многопрофильная больница N2" не относится к учреждениям, оказывающим гражданам первичную медико-санитарную помощь, в связи с чем рекомендации указанного медицинского учреждения не дают оснований для обеспечения граждан лекарственными препаратами в целях амбулаторного лечения.
Судом первой инстанции не принято во внимание и то обстоятельство, что обеспечение бесплатными лекарственными препаратами осуществляется только на основании рецептов врача, которые у истца отсутствуют.
Таким образом, в установленном порядке вышеназванный препарат истцу не назначался.
Доводы истца о праве выбора медицинского учреждения не дают оснований для вывода о законности заявленных требований, поскольку не оспаривая право гражданина на лечение в выбранном медицинском учреждении, законодатель установилопределенную процедуру обеспечения граждан бесплатными лекарственными препаратами.
Реализуя предоставленные гарантии в соответствии с положениями Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" гражданин вправе прикрепиться для прохождения лечения к медицинскому учреждению, оказывающему первичную медико-санитарную помощь, которое вправе на основании ст.ст. 6.1 и 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" выдать гражданину рецепт врача для бесплатного обеспечения необходимыми лекарственными средствами.
Вместе с тем, право на получение бесплатного лекарственного препарата реализуется в определенном порядке, через обращение с заявлением и предоставлением необходимого пакета документов в медицинское учреждение, оказывающее гражданам первичную медико-санитарную помощь.
В силу ст. 70 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" вопрос о назначении того или иного лекарственного препарата, входит в компетенцию лечащего врача, наблюдающего больного, который несет всю полноту ответственности за правильность и эффективность лечения.
Таким образом, медицинские работники и врачебная комиссии стационарного учреждения не вправе принимать решение о назначении лекарственного препарата гражданину на этапе его амбулаторного лечения.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении спора судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к неправильному применению норм материального и процессуального права, данные обстоятельства в соответствии с положениями ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены обжалуемого решения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июня 2017 года отменить.
Принять новое решение - в удовлетворении исковых требований Земскова В. В. к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга об обязании организовать бесплатное обеспечение лекарственным препаратом отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.