Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Охотской Н.В.
судей
Кордюковой Г.Л,
Малининой Н.Г.
при секретаре
Кривуля А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 октября 2017 года апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 мая 2017 года по делу N2-1205/2017 по иску Военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" об обязании провести работы по капитальному ремонту здания.
Заслушав доклад судьи Охотской Н.В, выслушав объяснения представителя ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" - Шумского А.С, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Санкт-Петербургского гарнизона в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц обратился в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ об обязании произвести работы по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: "адрес".
В обоснование исковых требований указано, что при проведении проверки установлено, что указанный дом на праве оперативного управления принадлежит ФГКУ "СЗТУИО", управление домом осуществляет ООО "Главное управление жилищным фондом", осуществляющее текущий ремонт. Обязанность по проведению капитального ремонта возложена на правообладателя, здание эксплуатируется по назначению, неисполнение обязанностей по ремонту приводит к нарушению прав граждан, проживающих в доме.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 мая 2017 года исковые требования военного прокурора удовлетворены.
Судом постановлено: обязать ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ произвести работы по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: "адрес" а именно выполнить: замену стояков ХВС, замену водопровода ХВС, замену запорной арматуры, полную замену стояков внутренней системы канализации, канализационных впусков, замену труб отопления, замену радиаторов отопления, замену запорной арматуры, замену настенных и влагозащитных светильников, выключателей, реконструкцию распределительных щитков на квартирных площадках, замену проводки в подъездах, восстановление гидроизоляции на стенах, установку козырька над входами в подъезд, замену стропильной системы, их огнезащиту, ремонт кровельного покрытия, замену утепления чердачного перекрытия, замену входных дверей.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" и Министерство обороны Российской Федерации просят об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований военного прокурора. Жалоба мотивирована тем, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, решение суда принято с нарушением норм материального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель Военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона и представитель Министерства обороны Российской Федерации не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в суд апелляционной инстанции не поступало, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного решения.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082, и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" капитальный ремонт многоквартирного дома - это проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 указанного Закона относится, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), ремонт крыш, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах, утепление и ремонт фасадов.
Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, к капитальному ремонту отнесено оборудование дома системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м, полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб).
На основании ч. 2 ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
В силу ч. 2 ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Судом установлено, что указанный прокурором жилой дом состоит на балансе ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
По передаточному акту от 31 июля 2011 года Санкт-Петербургская пригородная КЭЧ передала ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ многоквартирный дом по адресу: "адрес".
Из письма ООО "Главное управление жилищным фондом" от 17 марта 2017 года следует, что они в соответствии с договором управления специализированным жилищным фондом военных городков МО РФ N 2-УЖФ-02 от 27 июля 2015 года осуществляют содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах специализированного жилищного фонда военных городков МО РФ, в том числе жилого дома "адрес", принятого по акту в неудовлетворительном состоянии, требуется капитальный ремонт фасада, ремонт кровли, о чем сообщено в управлении ЭСиО ЗВО МО РФ 29.08.2016г. о включении жилого дома в программу капитального ремонта на 2017г. с указанием на объем планируемых забот - ремонт облицовки цоколя, заделка трещин стен фасада, ремонт отмостки, косметический ремонт подъездов, ремонт балясин и перил, восстановление облицовки пола напольной плиткой, ремонт основания бетонных полов, замена люков для выхода на чердак, электротехнические заботы, подготовка к отопительному сезону.
Из комиссионного акта осеннего осмотра технического состояния жилого дома по спорному адресу от 14.10.2016г. следует, что необходим капитальный ремонт ХВС (износ стояков Д 20мм-80м, ДУ-32 мм-40м, замена водопровода в подвальных каналах Д50мм-140м, замена запорной арматуры - 49 шт.), водоотведения (необходима полная замена стояков внутренней системы канализации, канализационный выпусков - 32м ДУ-50мм, Ду-150мм-80м), отопления (износа труб отопления, требуется замена Д20-1470м, Ду-50мм-150м, трубопровод в подпольных каналах Д76-160м, замена радиаторов отопления - 90 шт, замена запорной арматуры - 10 шт.), электроснабжения (требуется замена светильников настенных - 16 шт, светильников влагозащитных - 4 шт, выключателей - 8шт, необходима реконструкция распределительных щитков на квартирных площадках - 12 шт, полная замена проводки в подъездах - 300 м.п, замена водного щита), лоджий, балконов, плиты, ограждения (бетонные плиты - выкрошивание бетона до арматуры, нарушение гидроизоляции в местах сопряжения со стенами), козырек над входов в подъезд (отсутствует, необходима установка в целях безопасности жителей - 4 шт.), отделочный слой, штукатурка, плитка (наблюдается намокание кирпичной кладки, трещины и частичное выкрошивание кирпича и частичное выкрошивание кирпича по фасаду в местах примыкания балконных плит, существует угроза обрушения кирпичной кладки, торцевой стены, глубокие трещины), стропила, балки (полная замена стропильной системы в связи с длительной эксплуатацией, огнебиозащита деревянной стропильной системы), кровля (протечки шиферной кровли, замена конька, замена слуховых окон), требуется полная замена утепления чердачного перекрытия, частично разрушены блоки вентканалов и защитных зонтов, входные двери деревянные двустворчатые рассохлись, неплотный притвор, необходима замена на металлические.
Между заказчиком Министерством обороны РФ и управляющей организацией ООО "Главное управление жилищным фондом" заключен договор N 2-УЖФ-02 от 27.07.2015г. управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами РФ, в том числе дома по спорному адресу, в соответствии с п. 2.2 которого управляющая организация по заданию заказчика принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда.
Удовлетворяя требования прокурора, суд, правильно сославшись на положения ст. ст. 209, 210, 215, 681 Гражданского кодекса Российской Федерации, ФЗ "Об обороне", ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", положениями Постановления Правительства РФ "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", указал, что принадлежащие Российской Федерации на праве собственности жилые помещения образуют государственный жилищный фонд, на ответчика ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, которому указанный жилой дом передан в оперативное управление, и Министерство обороны РФ, как собственника имущества, законом возложена обязанность нести расходы, связанные с содержанием принадлежащих им жилых домов.
Однако, обязанности по содержанию специализированного жилого фонда ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ не исполняет. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Суд правильно установил, что ответственность за исполнение обязанностей по капитальному ремонту специализированного жилищного фонда должна быть возложена как на Министерство обороны Российской Федерации, так и на ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ не наделено полномочиями по капитальному ремонту жилищного фонда опровергаются материалами дела, в том числе, Уставом ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, из которого следует, что учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет права владения, пользования им в пределах, установленных законодательством РФ, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением имущества. Учреждение обязано обеспечить эффективное использование закрепленного за ним имущества по назначению в соответствии с целями Устава, а также контроль за использованием и сохранением имущества.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным и исследованным в судебном заседании доказательствам, и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании материального закона заявителем, противоречащими установленным судом обстоятельствам, а потому не являющимися основанием для отмены верного решения суда.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.