Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Мирошниковой Е.Н.
судей
Вологдиной Т.И, Шумских М.Г.
при секретаре
Строгановой М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 декабря 2017 года апелляционную жалобу Чернова Сергея Алексеевича на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 12 июля 2017 года по гражданскому делу N 2-2990/2017 иску Чернова Сергея Алексеевича к Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения жилищной комиссии и обязании предоставить отдельное жилое помещение в Санкт-Петербурге по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Мирошниковой Е.Н, доводы Чернова С.А, поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Чернов С.А. 19.04.2017 обратился в суд с иском к Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга и просил: признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Петроградского района Санкт-Петербурга от 24.03.2017 об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма; обязать администрацию Петроградского района Санкт-Петербурга предоставить ему отдельное жилое помещение в Санкт-Петербурге по договору социального найма жилого помещения, построенного за счет субвенций из федерального бюджета в порядке очередности данной категории граждан.
В обоснование требований истец указал, что ранее проходил службу в органах внутренних дел с 26.07.1982 по 18.03.2004 (выслуга 25 лет 07 месяцев 27 дней), должность финансировалась за счет федерального бюджета. Он состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации Петроградского района с 1997 года на общих основаниях, также поставлен на учет сотрудников ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области нуждающихся в улучшении жилищный условий, и обеспечения их жилой площадью с 2004 года. За время службы жилое помещение не предоставлялось, жилищным сертификатом не обеспечивался.
Истец полагает, что в соответствии со ст.2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054, утвердившего Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, он имеет право на обеспечение жилым помещением в установленном указанными правовыми актами порядке. При этом указывает, что порядок постановки на соответствующий учет им нарушен не был, им были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные ст.1 Закона Санкт-Петербурга N 180-47 от 20.04.2011, жилищной комиссией администрации Петроградского района Санкт-Петербурга от 17.02.2017 было принято решение учесть льготу "уволенный из органов внутренних дел", но ему незаконно 24.03.2017 было отказано в принятии решения о предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, построенного и (или) приобретенного за счет субвенций из федерального бюджета по договору социального найма.
Представитель ответчика администрации Петроградского района Санкт-Петербурга участия в судебных заседаниях не принимал, о рассмотрении дела извещен.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга 12.07.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец выражает несогласие с постановленным судом решением, просит его отменить, заявленные им требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Петроградского района Санкт-Петербурга в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, мнения по доводам жалобы не высказал. Учитывая изложенное, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения истца, коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося лица.
Судебной коллегией было истребовано в ходе рассмотрения дела учетное дело Чернова С.А. из ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Управления организации тылового обеспечения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судебного акта.
Разрешая требования истца, суд первой инстанции, учитывая изменения, внесенные Федеральным Законом N 360-ФЗ от 24.11.2014 года в пункт 2.1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и установив, что Чернов С.А, уволенный в 2004 году со службы из органов внутренних дел, был ранее принят в 1997 году на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, а не в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года N 1054, пришел к выводу об отказе в иске, поскольку истец не вставал на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года N 1054, как это предусмотрено действующим законодательством.
Судебная коллегия полагает выводы суда по существу правильными, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, истец как лицо, уволенное из органов внутренних дел и не обеспеченное жилым помещением, 10.03.2017 обратился в администрацию Петроградского района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, построенного и (или) приобретенного за счет субвенций из федерального бюджета по договору социального найма.
В удовлетворении данного заявления было отказано, поскольку Чернов С.А. принят на жилищный учет на общих основаниях, а не в порядке, установленном Правительством РФ от 06.09.1998 N 1054. При этом администрация, помимо норм действующего законодательства, указала на то, что с учетом внесенных изменений в Федеральные законы (N342-ФЗ от 08.12.2010, N360-ФЗ от 24.11.2014), письмом от 11.12.2014 N 28649-ВМ/05 Департамент по реализации инвестиционных программ и проектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснил, что право на обеспечение жилыми помещениями, построенными за счет средств федерального бюджета, имеют только те граждане, уволенные со службы в органах внутренних дел Российской Федерации... (правоохранительных органов), которые приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 06.09.1998. Для подтверждения права на улучшение жилищных условий путем предоставления жилого помещения за счет средств федерального бюджета, администрацией рекомендовано обратиться в суд.
Получив указанный отказ, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с п.2.1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" статья 15 указанного Закона дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ, порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: 1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; 2) граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.2014 N 360-ФЗ "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" абзац первый статьи 2 изложен в следующей редакции: "Порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на следующие обеспечиваемые жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета категории граждан независимо от даты их увольнения со службы, которые до 1 января 2005 года в установленном Правительством Российской Федерации порядке были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Пунктом 1 названных Правил определено, что они устанавливают единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в том числе, военнослужащих, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. (пункт 13 Правил).
Подпунктами "а, б, з, и" пункта 7 указанных Правил определено, что одними из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; избрание ими постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Пунктом 9 названных Правил предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает десяти лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров воинских частей не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
В соответствии с п. 9 Правил граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 вышеуказанных Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.
Таким образом, законодателем предусмотрен определенный порядок учета и обеспечения жилым помещением лиц, уволенных из органов внутренних дел.
Согласно справке администрации Петроградского района Санкт-Петербурга (жилищный отдел) от 06.02.2017, имеющейся в учетном деле N 1084-97, Чернов С.А, зарегистрированный по адресу: "адрес", состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 16.07.1997, распоряжение N 408 с 2-мя семьями, состоящими из 2 человек (сам, ФИО (сын)).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права (78-АД 288983) от 02.09.2009 Чернов С.А. является собственником ? доли в праве собственности на "адрес" "адрес" на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от "дата". Указанная квартира общей площадью 35,70 кв.м состоит из двух комнат площадью 7,50 кв. м и 11.00 кв.м. Согласно паспорту истца следует, что он состоит в зарегистрированном браке с 08.04.2017. Каких-либо сведений о жилищном обеспечении его, членов его семьи, на день рассмотрения спора истец суду не представил, полагая, что это не имеет значения, пояснив при этом, что в браке не состоит, подано заявление о расторжении брака.
18.03.2004 истец приказом начальника ГСУ при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области уволен из органов внутренних дел по достижении предельного возраста. На момент увольнения выслуга в календарном исчислении составила 25 лет 07 месяцев 27 дней, в льготном исчислении 27 лет 11 месяцев.
Согласно представленному ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Управление организации тылового обеспечения) учетному делу Чернова С.А. - выписке из протокола N3 от 18.05.2004 заседания жилищно-бытовой комиссии ГСУ при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, во исполнение приказа МВД РФ от 24.03.2003 N 345 подполковник юстиции Чернов С.А, бывший заместитель начальника 2 отдела СЧ по РОПД ГСУ при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, постановлен на учет в ГСУ в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обеспечения жилой площадью с 18.05.2004.
Из ответа заместителя начальника ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 27.02.2017 N 110/2-3/177800700444 на обращение Чернова С.А. следует, что он согласно спискам индивидуального учета сотрудников ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилой площадью, состоит на учете (с 2004 года) за номером 1065, за время службы жилое помещение по договору социального найма со стороны ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ему не предоставлялось. Для получения государственного жилищного сертификата в рамках программы "Жилище" на 2015-2010 годы, утвержденной положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N1050 "О федеральной целевой программе "жилище" на 2015-2020 годы" не обращался. Управление сообщило заявителю, что с учетом изложенного, вопрос об улучшении его жилищных условий будет рассмотрен при поступлении в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области жилых помещений соответствующего метража в порядке очередности принятия на учет.
Согласно ответу заместителя начальника Управления организации тылового обеспечения ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 22.11.2017 N 11012-3250 на запрос суда апелляционной инстанции, обеспечение сотрудников органов внутренних дел (пенсионеров МВД России) состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, с предоставлением жилого помещения по договору социального найма осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также положениями приказа МВД России от 24.05.2003 N 345 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" (ранее действовавшего в редакции приказа МВД России от 05.01.1996 N18). Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 предусмотрен иной порядок учета обеспечения жилым помещением. В ГУ МВД России учет нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства не ведется в связи с отсутствием обращений в установленном законом порядке.
Также из материалов дела следует, что Чернов С.А. (судья Калининского районного суда Санкт-Петербурга) признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, определена очередь N1 на основании его заявления от 26.05.2004. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Управлении Судебного департамента в Санкт-Петербурге от 29.09.2004. Истец пояснил, что жилым помещением в данном порядке не обеспечен.
Таким образом, как следует из материалов дела, истец не лишен каких-либо жилищных гарантий, предусмотренных законодательством для лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, и сохраняет право на получение жилого помещения по договору социального найма, как лицо, состоящее на соответствующих учетах.
Учитывая, как однозначно следует из материалов дела, что истец был поставлен на учет в 1997 году в соответствии с положениями ЖК РСФСР, а в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054, на соответствующий учет не вставал, то решение жилищной комиссии администрации Петроградского района Санкт-Петербурга о том, что он не имеет права на обеспечение жилым помещением в заявленном им порядке, является правомерным. Отказывая в удовлетворении заявления истца об обеспечении жилым помещением как сотрудника, уволенного со службы из ГСУ при ГУ МВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области в соответствии с положениями Федерального закона N 76-Фз "О статусе военнослужащих" и Федерального закона N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", администрацией правильно указано на отсутствие установленного законом порядке постановки на соответствующий учет, являющимся обязательным в силу внесенных в закон изменений.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что в настоящее время истец (с 1997 года) состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации Петроградского района (с учетом льготы "уволенный из органов внутренних дел"), с 18.05.2004 состоит на учете сотрудников ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области нуждающихся в улучшении жилищный условий, с сентября 2004 в Судебном департаменте г.Санкт-Петербурга, в связи с чем право истца на обеспечение жилым помещением органами местного самоуправления как лица, уволенного из органов МВД, не нарушено.
Доводы жалобы о том, что истцом соблюдены все требования законодательства о предоставлении жилого помещения, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку в установленном законом порядке истец на соответствующий жилищный учет поставлен не был, в связи с чем, его требования удовлетворению не подлежали.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 12 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.