Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Игнатьевой О.С.
судей
с участием прокурора
Мариной И.Л.
Гавриловой Н.В.
Мазиной О.Н.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 ноября 2017 года апелляционную жалобу Государственного учреждения - Санкт-Петербургского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июня 2017 года по гражданскому делу N 2-3960/2017 по иску Ермошкина Юрия Михайловича к Государственному учреждению - Санкт-Петербургскому Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, АО "Авиакомпания "Россия" об обязании назначить страховые выплаты, взыскании задолженности по страховым выплатам, компенсации морального вреда и судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Игнатьевой О.С, объяснения истца, представителя истца Каримовой Н.И, действующей по доверенности, заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Истец Ермошкин Ю.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, акционерному обществу (далее АО) "Авиакомпания "Россия", в котором просил обязать Фонд социального страхования назначить ему с 15 ноября 2016 года ежемесячную страховую выплату исходя из его заработка до окончания срока действия трудового договора за период с июня 2014 года по апрель 2015 года, взыскать задолженность по страховым выплатам за период с 15 ноября 2016 года по 28 февраля 2017 года в размере 251162 рубля 08 копеек, а с 01 марта 2017 года обязать выплачивать ему ежемесячные страховые выплаты до очередного переосвидетельствования в размере 72290 рублей 40 копеек с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, взыскать с АО "Авиакомпания "Россия" компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей, взыскать с ответчиков судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 34000 рублей, комиссию за услуги банка при оплате данных услуг в размере 680 рублей, расходы на удостоверение доверенности в размере 1500 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он работал в АО "Авиакомпания "Россия" с 26 октября 1990 года, с 01 ноября 2010 года в качестве командира воздушного судна АН-148, 31 июля 2015 года уволен по сокращению численности штата работников организации.
20.12.2011 г. ему установлено профессиональное заболевание, и на период с 15 ноября 2016 г. до 01 декабря 2018 года установлена утрата профессиональной трудоспособности 30%. При обращении к ответчику Фонду социального страхования с заявлением о назначении ему ежемесячных страховых выплат в связи с профессиональным заболеванием выплаты ему были назначены исходя из размера заработной платы с марта 2009 г. по февраль 2010 г, когда он был переведен на должность второго пилота воздушного судна Ан-148, в ответ на его заявление о перерасчёте страховых выплат исходя из заработка до окончания трудового договора получил отказ с разъяснением того, что последний расчётный месяц ограничивается окончанием его работы во вредных условиях.
Истец полагал данный отказ незаконным, нарушающим его права, при этом также указал, что размер причиненного ему морального вреда не компенсируется выплатами из Фонда социального страхования, поскольку размер его заработной платы гораздо выше, профессиональное заболевание возникло в период работы в авиакомпании, в связи с чем у него возникла частичная потеря слуха, заболевание продолжает развиваться, что ухудшает его состояние здоровья, у него отсутствует возможность дальнейшего трудоустройства по профессии, оценил причиненный вред в размере 300000 рублей, который просил взыскать с ответчика АО "Авиакомпания "Россия".
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июня 2017 года исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал ГУ Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации назначить истцу с 15 ноября 2016 года ежемесячные страховые выплаты исходя из его заработка за 12 месяцев до окончания срока действия трудового договора, а с 01 марта 2017 года выплачивать ежемесячные страховые выплаты до очередного освидетельствования в размере 72290 рублей 40 копеек с последующей индексацией. Также суд взыскал с ГУ Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу истца задолженность по страховым выплатам за период с 15 ноября 2016 года по 28 февраля 2017 года в размере 251162 рубля 80 копеек, судебные расходы в счёт возмещения оплаты услуг представителя 12000 рублей.
С АО "Авиакомпания "Россия" в пользу истца Ермошкина Ю.М. взыскана компенсация морального вреда в размере 87000 рублей, судебные расходы в счёт возмещения оплаты услуг представителя 12000 рублей.
Этим же решением с АО "Авиакомпания "Россия" в доход бюджета Санкт-Петербурга взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Санкт-Петербургское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь не неправильное применение судом при вынесении решения норм материального права.
Истец и ответчик АО "Авиакомпания "Россия" решение суда не обжалуют.
В судебное заседание судебной коллегии ответчики не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежащим образом, ходатайств не представили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся ответчиков.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения истца и представителя истца, прокурора, полагавшего, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что оснований для отмены решения суда на основании ст. 327.1 ГПК РФ не имеется.
Отношения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которым определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Ермошкин Ю.М. с 26 октября 1990 г. по 31 июля 2015 работал на различных летных должностях, в том числе с 01 ноября 2010 г. в должности командира воздушного судна АН-148.
Истец уволен из АО "Авиакомпания "Россия" на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата работников организации.
Согласно акту о случае профессионального заболевания от 20 декабря 2011 г. у Ермошкина Ю.М. возникло профессиональное заболевание по причине длительного воздействия авиационных шумов, превышающих предельно-допустимые уровни и обусловленных конструктивными особенностями воздушных судов Ан-2, ТУ-134, на которых летал истец, характером выполняемой им работы. Наличие вины работника установить комиссии не представилось возможным.
Истцу согласно справке МСЭ-2006 N 0979763 от 28 ноября 2016 г. установлено 30% степени утраты профессиональной трудоспособности в связи с профессиональным заболеванием на срок с 15 ноября 2016 г. до 01 декабря 2018 г.
30 ноября 2016 г. истец обратился в ГУ Санкт-Петербургское Региональное отделение ФСС РФ с заявлением о назначении страховых выплат в связи с полученным профессиональным заболеванием.На основании приказа N 15740-В от 09.12.2016 г. истцу назначены единовременные страховые выплаты в связи с профессиональным заболеванием, полученным в период работы в АО "Авиакомпания "Россия" в размере 27120 рублей 57 копеек с декабря 2016 года исходя из заработка истца по работе с вредными условиями, повлекшей наступление страхового случая, то есть до перевода на работу на воздушном судне Ан148, в перерасчёте выплат исходя из периода работы до окончания срока действия трудового договора истцу отказал.
На правильность применения такого порядка расчёта при назначении страховых выплат ответчик ссылается и в апелляционной жалоб. Доводы апелляционной жалобы о неправильности применения судами пунктов 5 и 6 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при установлении размера страховой выплаты отклоняются судебной коллегией исходя из следующего.
Пунктами 5 и 6 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрено, что если страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора, а также гражданско-правового договора, предметом которого являлись выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа и в соответствии с указанными договорами предусматривалась уплата страховых взносов страховщику, ежемесячная страховая выплата исчисляется из заработка застрахованного до окончания срока действия указанного договора.
Если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда застрахованного), при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 года N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" разъяснено, что если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда застрахованного), при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только тот заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.
Согласно статье 3 указанного Закона страховым случаем является подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
Датой наступления страхового случая при повреждении здоровья вследствие хронического профессионального заболевания, если не был установлен факт временной утраты профессиональной трудоспособности - не выдавался листок нетрудоспособности, является дата установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности (пункт 4 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2009 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 03 июня 2009 года).
При таком положении, принимая во внимание, что после перехода истца на работу на другую должность характер его работы не изменился, поскольку утрата профессиональной трудоспособности Ермошкину Ю.М. установлена с 15 ноября 2016 года, то есть после расторжения трудового договора с АО "Авиакомпания "Россия" и увеличения заработка истца, суд верно применил положения пунктов 5 и 6 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ при исчислении ежемесячной страховой выплаты исходя из среднемесячного заработка истца до окончания срока действия указанного трудового договора.
Истец реализовал имеющееся у него право выбора наиболее благоприятного периода для подсчета среднего месячного заработка при определении размера страховых выплат, однако действиями органа социального страхования было нарушено предоставленное истцу законом право на полное возмещение вреда здоровью.
Определяя размер страховых выплат, суд обоснованно исходил из справок о среднем заработке истца за 12 месяцев, предшествовавших окончанию срока действия трудового договора, в связи с чем исковые требования удовлетворил частично и установилразмер ежемесячных страховых выплат с учётом степени утраты профессиональной трудоспособности с учётом ограничений, установленных ФЗ от 14.12.2015 г. N 363-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2016 года", ФЗ от 19.12.2016 г. N 417-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в 2016 г. - 69510 рублей, в 2017 г. - 72290 рублей 04 копейки.
Принимая во внимание, что до разрешения спора истцу были назначены страховые выплаты, фактическая выплата которых не производилась, суд также обоснованно взыскал в пользу истца с ответчика Государственного учреждения - Санкт-Петербургского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации задолженность по страховым выплатам за период с ноября 2016 г. по февраль 2017 г. в сумме 251162 рубля 08 копеек.
Суд проверил представил истцом расчет, правомерно признал его арифметически верным и согласился с ним.
Рассматривая требование истца о взыскании компенсации морального вреда с АО "Авиакомпания "Россия", суд первой инстанции с учетом требований разумности и справедливости, взыскал с ответчика АО "Авиакомпания "Россия" в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 87 000 рублей.
Решение суда в указанной части, а также в части взыскания судебных расходов не обжалуется, в силу чего согласно ст. 327.1 ГПК РФ не подлежит проверке в апелляционном порядке.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда города Санкт-Петербурга от 22 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Санкт-Петербургского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.