Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Пошурковой Е.В.
Судей
Луковицкой Т.А, Овчинниковой Л.Д,
При секретаре
Дыченковой М.Т,
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 декабря 2017 года гражданское дело N2-7060/2017 по апелляционной жалобе Липиной Е. В. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 14 августа 2017 года по иску Липиной Е. В. к администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании права на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга
Заслушав доклад судьи Пошурковой Е.В, объяснения представителя Липиной Е.В. - Гриневич А.С,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Липина Е.В. обратилась в суд с иском к администрации Приморского района Санкт-Петербурга, в котором просила признать за ней право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда г.Санкт-Петербурга и обязать администрацию Приморского района Санкт-Петербурга включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда г.Санкт-Петербурга.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проживая в Приморском районе Санкт-Петербурга она обратилась в Администрацию Приморского района с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот, в чем ей было отказано, поскольку она постоянно зарегистрирована по адресу: "адрес", и предложено обратиться в орган исполнительной власти по месту жительства в Волховском район Ленинградской области. Не согласившись с данным ответом, истец обратилась в суд с заявленными требованиями.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 14 августа 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.
Представители Администрации Приморского района Санкт-Петербурга, ООиП МО N 65 и ООиП Волховского муниципального района Ленинградской области в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно требованиям ст. 113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в судебную коллегию не представили.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Таким образом, по смыслу данного Федерального закона жилое помещение должно предоставляться по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга" предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения для детей-сирот), однократно предоставляются уполномоченным органом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в случае наличия обстоятельств, предусмотренных в подпунктах 1 - 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что вступившим в законную силу заочным решением Волховского городского суда Ленинградской области от 25.11.2014 года по гражданскому делу N2-1569/2014, Липина Л.Г. была лишена родительских прав в отношении Липиной Е.В, "дата" года рождения (л.д. 14-20).
На основании постановления местной администрации МО Правобережный от 30.01.2015 года N24-ОП над Липиной Е.В. было установлено попечительство, Гриневич А.С. и Гриневич Е.С. назначены попечителями Липиной Е.В. (л.д. 34-35).
С 25.08.2006 года по настоящее время истец зарегистрирована по месту жительства в квартире по адресу: "адрес" (л.д.12). В период с 26.10.2016 года по 23.10.2017 года Липина Е.В. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес".
Постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области N2310 от 27.07.2017 года Липиной Е.В. отказано во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в Волховском муниципальном районе Ленинградской области на основании постановления администрации Волховского муниципального района Ленинградской области N1411 от 10.05.2017 года "Об отказе в установлении факта невозможности проживания Липиной Е. В, "дата" года рождения, в ранее занимаемом жилом помещении", в связи с не выявлением обстоятельств, указанных в п.п. "б" пункта 2 постановления Правительства Ленинградской области N205 от 11.07.2013 года "О порядке установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются", п. 4 ст. 8 ФЗ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно объяснений представителя истца, вышеуказанное постановление ни истцом, ни ее представителем не обжаловалось.
Как следует из материалов дела, квартира по адресу: Ленинградская область, Волховский район, г.Волхов, ул. Л.Толстого, д.8, кв.75 находится в общей долевой собственности Липиной Л.Г, Липина С.В, Липина М.В. и истца - Липиной Е.В, по 1/4 доли у каждого.
Данная квартира, на основании акта обследования помещений от 22.03.2016 года признана соответствующей требования, предъявляемым к жилым помещениям и пригодной для проживания (л.д. 33). Как следует из содержания указанного акта, жилое помещение не признано аварийным, требует проведения косметического ремонта и ремонта систем водоотведения, водоснабжения, электроснабжения.
В дальнейшем Липина Е.В. обращалась в администрацию Приморского района Санкт-Петербурга с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей сирот. Уведомлением от 11.02.2016 года N248/16-1-0-1 Липиной Е.В. было отказано во включении ее в указанный список, поскольку она постоянно зарегистрирована по адресу: "адрес". Также, в указанном уведомлении истцу было разъяснено, что по данному вопросу ей необходимо обращаться в орган исполнительной власти по месту жительства в Волховском районе Ленинградской области (л.д.29).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, на основании объяснений сторон, фактических обстоятельств дела, достоверно установив, что в Приморском районе Санкт-Петербурга Липина Е.В. по месту жительства не зарегистрирована, доказательств, что она фактически проживала на территории Приморского района Санкт-Петербурга в материалы дела не представлено, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Липиной Е.В.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к тому, что истец всю жизнь проживает на территории Санкт-Петербурга, в том числе по месту жительства ее опекунов - в Приморском районе Санкт-Петербурга, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией ввиду следующего.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено понятие места жительства.
Под местом жительства понимаются жилые помещения, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Судебная коллегия обращает внимание, что п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" четко связывает право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения в определенном субъекте Российской Федерации с местом жительства указанных лиц в соответствующем субъекте, в порядке, установленном законодательством.
Исходя из указанного обстоятельства органами исполнительной власти соответствующего субъекта формируются списки на предоставление жилых помещений, при этом предоставление истцу жилого помещения повлекло бы нарушение прав иных лиц, имеющих право на получение квартиры, так как, исходя из положений статьи 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга" жилые помещения для детей-сирот предоставляются уполномоченным органом по договорам найма специализированного жилого помещения в порядке очередности исходя из даты включения детей-сирот в список и, следовательно, включение в этот список лица, зарегистрированного в ином субъекте Российской Федерации, не может быть признано обоснованным, так как нарушит установленную законом очередность получения жилых помещений.
Кроме того, существенным является то обстоятельство, что, согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на получение жилого помещения признается за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в том случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что органом исполнительной власти Волховского района Ленинградской области проживание истца в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", в котором она имеет ? в праве общей долевой собственности, не признано невозможным, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности указанного довода апелляционной жалобы.
При этом ссылка истца на то обстоятельство, что в квартире, где она зарегистрирована и имеет ? в праве собственности проживает ее мать, лишенная родительских прав, что, в соответствии с положениями пп. 1 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" является основанием для признания невозможности проживания лица в указанном жилом помещении, не имеет правового значения для данного спора, поскольку Постановление администрации Волховского муниципального района Ленинградской области N2310 от 27.07.2017 года которым жилое помещение признано пригодным для проживания истца Липиной Е.В, не обжаловалось и незаконным в установленном законом порядке не признано.
Каких-либо доказательств того, что истица лишена возможности реализовать свое право на пользование принадлежащей ей долей жилой площади (в том числе путем продажи) Липина Е.В. суду в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представила.
Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 14 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Липиной Е. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.