Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Мирошниковой Е.Н.
судей
Вологдиной Т.И, Шумских М.Г.
при секретаре
Строгановой М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 декабря 2017 года апелляционную жалобу Токаревой Галины Васильевны на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 17 августа 2017 года по делу N2-3615/2017 по иску Токаревой Галины Васильевны к Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга о признании решения незаконным, возобновлении ежемесячной доплаты к пенсии, взыскании денежных сумм.
Заслушав доклад судьи Мирошниковой Е.Н, объяснения представителей истца Токаревой Г.В. - Токарева А.В, действующего на основании доверенности 78 АБ 0395377 от 28.04.2016, сроком на 10 лет, N 2618, ордера А 1735201 N 4435 от 14.12.201, и Шевченко В.Ф, действующего на основании доверенности 78 АБ 1032641 от 14.09.2016, сроком на два года, N 5000, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга - Матвеевой Е.Б, действующей на основании доверенности N 020-094-996/16-0-0 от 29.12.2016, сроком по 31.12.2017, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Токарева Г.В. обратилась в суд с иском к Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга о признании незаконным решения ответчика о прекращении истцу ежемесячной доплаты за стаж к страховой пенсии по старости, оформленного распоряжением Председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 31.03.2016 N137-Г, возобновлении выплат с 01.04.2016, взыскании задолженности за период с 01.04.2016 по 15.08.2017 в размере 199 617 рублей.
В обоснование иска истцом указано, что она являлась получателем ежемесячной доплаты за стаж к страховой пенсии по старости на основании Закона Санкт-Петербурга от 11.05.2005 N 224-28 "О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга". В связи с отсутствием у истицы регистрации на территории Российской Федерации с 15.05.2014 ответчик принял решение о прекращении выплаты упомянутой доплаты к пенсии, о чём уведомил истицу письмом от 21.04.2016 N 12-12-29114. Принятое решение истица считает незаконным, поскольку перечень оснований к прекращению установленной доплаты, установленный в п. 9 ст. 14 Закона от 30.06.2005 N 399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" в качестве основания к прекращению доплаты отсутствие постоянного места жительства на территории Российской Федерации не предусматривает.
Вступившим в законную силу решением суда от 10.01.2017 был установлен факт постоянного проживания Токаревой Г.В. на территории Санкт-Петербурга с 15.05.2014 по 31.03.2016 и подтверждено ее право на получение ежемесячных доплат к пенсии. Между тем ответчик отказал истцу в возобновлении выплат, в связи с чем она вынуждена обратиться в суд.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 17.08.2017 в удовлетворении исковых требований Токаревой Г.В. отказано.
Токарева Г.В. не согласилась с законностью и обоснованностью решения суда, представила на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, вынести по делу новое решение об удовлетворении иска. В основном доводы жалобы аналогичны правовой позиции истца, изложенной в ходе рассмотрения дела.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), проверяет законность и обоснованность данного решения, исходя из доводов апелляционной жалобы.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав мнение представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец Токарева Г.В. с 12.07.2006 являлась получателем ежемесячных доплат к страховой пенсии по старости за стаж на основании Закона Санкт-Петербурга от 01.07.2005 N399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга".
Распоряжением Комитета по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2016 N137-Г данные выплаты были прекращены с 15.05.2014, в связи с отсутствием постоянного места жительства на территории Российской Федерации. Истец была уведомлена о необходимости возврата переплаты в размере 480 154,84 рубля за период с 15.05.2014 по 30.03.2016 в бюджет Санкт-Петербурга.
29.04.2016 Токарева Г.В... обратилась к ответчику с заявлением о возобновлении выплат, однако решением Комитета от 17.05.2016 в его удовлетворении было отказано на основании того, что у истца отсутствует требуемый стаж работы.
Судом установлено, что Токарева Г.В. с 15.05.2014 по 21.04.2016 не имела регистрации на территории Российской Федерации, в том числе на территории Санкт-Петербурга. Между тем, решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга по гражданскому делу N 2-96/2017 от 10.01.2017 (л.д. 12-15) установлен факт ее постоянно проживания на территории Российской Федерации в Санкт-Петербурге по адресу: "адрес" 15.05.2014 по 31.03.2016. Одновременно указным решением суда за Токаревой Г.В. признано право на получение к трудовой пенсии по старости ежемесячных доплат за стаж и ежемесячных доплат за классный чин в период с 15.05.2014 по 31.03.2016.
После вступления данного решения суда в законную силу истец вновь обратилась в Комитет с заявлением о возобновлении выплат, в удовлетворении которого также было отказано, в связи с несоблюдением условий, необходимых для назначения доплат (отсутствие стажа гражданской службы более 10 лет).
Разрешая заявленный спор, суд пришел к выводу, что оснований для признания незаконным решения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 31.03.2016 N137-Г о прекращении ежемесячных доплат к страховой пенсии с 15.05.2014, не имеется.
У судебной коллегии отсутствуют основания не согласиться с данным выводом.
Так, в соответствии со ст. 14 Закона Санкт-Петербурга от 01.07.2005 N 399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, замещавшие должности гражданской службы, уволенные с гражданской службы (уволенные с государственной службы Санкт-Петербурга после вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 28.06.1995 N91-9 "Об утверждении Реестра государственных должностей органов государственной власти Санкт-Петербурга"), достигшие возраста, определенного действующим законодательством для назначения трудовой пенсии по старости, имеют право на получение ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет).
Таким образом, одним из условий для назначения соответствующих выплат является постоянное проживание лица, претендующего на получение доплат, на территории Российской Федерации.
Истцом не оспаривалось то обстоятельство, что в период с 15.05.2014 по 21.04.2016 у нее отсутствовала регистрация на территории Российской Федерации. Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга, как административный орган, лишен возможности каким-либо иным образом установить постоянное проживание лица на территории Российской Федерации, кроме как при получении сведений из органов, осуществляющих учет граждан по месту жительства. В силу норм действующего законодательства в случае отсутствия сведений о регистрации, факт постоянного проживания, имеющий юридическое значение, может быть установлен только судом. Такое решение суда было принято в отношении Токаревой Г.В. только 10.01.2017, то есть на момент вынесения ответчиком обжалуемого распоряжения, данная информация у него отсутствовала, в связи с чем решение о прекращении выплат с 15.05.2014 принято правомерно.
Доводы жалобы о том, что закон не содержит такого основания для прекращения доплат к пенсии, как отсутствие постоянного места жительства на территории Российской Федерации, не может служить основанием для отмены решения суда и признания распоряжения незаконным.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, согласно п. 9 ст. 14 Закона Санкт-Петербурга от 01.07.2005 N 399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" одним из оснований к прекращению ежемесячных доплат к страховой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет, страховой пенсии по инвалидности), является утрата лицом, замещавшим должность гражданской службы, права на получение назначенных ему ежемесячных доплат к страховой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет, страховой пенсии по инвалидности) в случае обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на получение указанных ежемесячных доплат (подп. 4 данного пункта).
Такое обстоятельство было установлено ответчиком в марте 2016 года, в связи с чем обоснованно принято решение о прекращении выплат.
Между тем, решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга по гражданскому делу N 2-96/2017 от 10.01.2017 за Токаревой Г.В. признано право на получение к трудовой пенсии по старости ежемесячных доплат за стаж и ежемесячных доплат за классный чин в период с 15.05.2014 по 31.03.2016.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
С учетом принятого распоряжения Комитета и решения суда, у Токаревой Г.В. имелось право на получение выплат до 31.03.2016.
Разрешая требование о возобновлении доплат к пенсии и взыскании задолженности в размере 199 617 рублей за период с 01.04.2016 по 15.08.2017, руководствуясь положениями Закона Санкт-Петербурга от 01.07.2005 N399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга", "Порядком оформления документов, необходимых для установления, перерасчета, приостановления, возобновления, прекращения выплат ежемесячных доплат к трудовой пенсии... " утвержденным постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 12.12.2005 N 280-пг, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установление ежемесячных доплат к пенсии осуществляется в заявительном порядке, однако при обращении истца ответчиком правомерно отказано в удовлетворении ее заявления, поскольку у Токаревой Г.В. отсутствует требуемый стаж государственной службы в 10 лет.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанным выводом, поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Статьей 14 Закона Санкт-Петербурга от 01.07.2005 N 399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" предусмотрены следующие случаи, когда лицу, замещавшему должность гражданской службы, может быть назначена доплата к пенсии:
1) если они имеют стаж гражданской службы в государственных органах и органах государственной власти Санкт-Петербурга (органах государственной власти и управления Ленинграда), исчисленный в соответствии с пунктом 3 статьи 15 настоящего Закона Санкт-Петербурга и составляющий не менее десяти лет, и были уволены с гражданской службы по одному из оснований, перечисленных в данном пункте;
2) если они имеют стаж гражданской службы, исчисленный в соответствии с пунктом 2 статьи 15 настоящего Закона Санкт-Петербурга и составляющий не менее десяти лет, из которых не менее пяти лет составляет стаж, исчисленный в соответствии с пунктом 3 статьи 15 настоящего Закона Санкт-Петербурга, при этом последние двенадцать месяцев перед достижением возраста, определенного действующим законодательством для назначения трудовой пенсии по старости, замещали должности гражданской службы в государственных органах и органах государственной власти Санкт-Петербурга и были уволены с указанных должностей гражданской службы по основаниям, перечисленным в подпункте 1 настоящего пункта. В случае если указанный период замещения должностей гражданской службы перед достижением возраста, определенного действующим законодательством для назначения трудовой пенсии по старости, отсутствует или составляет менее двенадцати месяцев, ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет) назначается при наличии стажа гражданской службы, исчисленного в соответствии с пунктом 2 статьи 15 настоящего Закона Санкт-Петербурга и составляющего не менее двадцати лет, из которых не менее пяти лет составляет стаж, исчисленный в соответствии с пунктом 3 статьи 15 настоящего Закона Санкт-Петербурга.
Таким образом, для возникновения права на получение ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости в обоих случаях необходимо наличие определенного стажа, исчисляемого в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга от 01.07.2005 N399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга".
В соответствии с п. 3 ст. 15 указанного Закона в стаж гражданской службы в государственных органах и органах государственной власти Санкт-Петербурга (органах государственной власти и управления Ленинграда) для получения ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет, трудовой пенсии по инвалидности), к которым законодатель относит:
1) периоды замещения должностей, утвержденных Законом Санкт-Петербурга от 28.07.1995 N91-9 "Об утверждении Реестра государственных должностей органов государственной власти Санкт-Петербурга";
2) периоды замещения должностей, утвержденных Законом Санкт-Петербурга от 08.07.2005 N302-34 "О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга";
3) периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, выборных должностей в органах государственной власти и управления Ленинграда (Санкт-Петербурга) до 01.07.1995;
4) периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, выборных должностей до 31.12.1991 включительно, в организациях и учреждениях Ленинграда (Санкт-Петербурга), осуществлявших в соответствии с законодательством СССР отдельные функции государственного управления.
Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (далее -Перечень), утвержден Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 N 1141 (ранее Указом Президента Российской Федерации 17.12.2002 N 1413).
Согласно п. 2 ст. 15 Закона Санкт-Петербурга от 01.07.2005 N399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" в стаж (общую продолжительность) гражданской службы для получения ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет, трудовой пенсии по инвалидности), предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, включаются периоды замещения должностей, предусмотренных лишь пунктами 1 - 13 данного Перечня.
С учетом вышеизложенных норм права, суд признал, что стаж государственной гражданской службы Токаревой Г.В. составляет 07 лет 06 месяцев 10 дней (то есть менее 10 лет) и включает в себя периоды замещения должностей с 04.12.1989 по 18.06.1997 (последовательно: исполком Куйбышевского райсовета "адрес" Санкт-Петербурга) (л.д. 70-72).
В решении судом сделан вывод, что в период с 03.11.1975 по 03.12.1989 в Леноблгорстате ЦСУ СССР Токарева Г.В. не осуществляла трудовую деятельность в органе, который может быть отнесен к органам государственной власти Ленинграда (Санкт-Петербурга), данный орган являлся органом государственной власти союзного (федерального) уровня. Данный период работы не отнесен к гражданкой службе.
Учитывая отсутствие у истицы требуемого стажа, исчисляемого в соответствии с п. 3 ст. 15 Закона Санкт-Петербурга от 01 июля 2005 года N 399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга", оснований для возникновения у истицы права на получение ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости не имеется.
То обстоятельство, что ранее при назначении доплат в 2006 году ответчик не указывал на отсутствие у истца требуемого стажа, выплаты были назначены, не может служить основанием для возобновления выплат, поскольку совокупность необходимых условий при новом обращении Токаревой Г.В. не установлена.
Ссылки подателя жалобы на то, что она не была ознакомлена с решением Комитета об отказе в назначении выплат, изложенным в письме от 17.05.2016, не свидетельствуют о незаконности принятого решения Комитета и решения суда по настоящему спору, правого значения для разрешения спора по существу не имеет.
Согласно положениям ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Право оценки доказательств принадлежит суду первой инстанции.
Таким образом, в силу закона право определения доказательств, имеющих значение для дела, принадлежит суду первой инстанции.
При разрешении требований суд первой инстанции правильно определилюридически значимые для разрешения спора обстоятельства. Выводы суда основаны на их всестороннем исследовании, оценке доказательств с учетом правил ст. 67 ГПК РФ, соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы жалобы Токаревой Г.В. фактически направлены на иное толкование правовых норм, регулирующих спорные отношения, отличное от примененного судом, а также на переоценку доказательств и выводов суда, не опровергают их, и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что все обстоятельства по делу судом были проверены, изложенные в решении выводы суда первой инстанции соответствуют собранным по делу доказательствам, они не опровергаются доводами апелляционной жалобы и не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 17 августа 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Токаревой Галины Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.