Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Головкиной Л.А, Чуфистова И.В.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-2317/2017 по апелляционной жалобе представителя Косаревской Екатерины Сергеевны на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 11 мая 2017 года, принятое по административному иску Косаревской Екатерины Сергеевны к Министерству юстиции Российской Федерации об оспаривании решение.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения административного истца и ее представителей - Сухих Д.Н, Грязновой Д.В, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Косаревская Е.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации (далее - Минюст Российской Федерации), в котором просила признать незаконным решение об отнесении к служебной информации ограниченного распространения приказа Минюста Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N21-дсп "Об утверждении инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" и утвержденной указанным приказом Инструкции.
В обоснование требований указала, что она является членом общественной наблюдательной комиссии по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания Санкт-Петербурга, и в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 июня 2008 года N76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", при осуществлении своих полномочий, обязана соблюдать положения нормативных правовых актов, регулирующих работу мест принудительного содержания, а также подчиняться законным требованиям администраций мест принудительного содержания.
По мнению административного истца, инструкцией по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция), утвержденной приказом Минюста Российской Федерации от 15 февраля 2005 года N21-дсп, не только установлен порядок организации и осуществления охраны исправительных учреждений, их объектов, следственных изоляторов, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, но так же установлены права и обязанности членов общественных наблюдательных комиссий, порядок их реализации. В частности, Инструкцией установлено: какие права имеют сотрудники отделов охраны УИС (возможность досматривать и обыскивать лица, их вещи, изымать запрещенные вещи и документы, применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие); обязанность часового КПП пропускать на охраняемый объект при исполнении служебных обязанностей, без специального на то разрешения членов общественных наблюдательных комиссий, созданных в соответствии с законодательством РФ; действия часового КПП при пропуске людей через проходной коридор и особенности пропускного режима в СИЗО и тюрьмах УИС; возможность при наличии достаточных оснований подозревать лицо в попытке проноса на территорию учреждения запрещенных вещей и предметов, задерживать данное лицо на КПП и проводить досмотр его вещей и одежды.
Кроме того, Инструкция относится к информации о деятельности Минюста Российской Федерации, как государственного органа, следовательно, на такую информацию распространяются положения Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", в связи с чем ограничение доступа к вышеназванной Инструкции, является незаконным.
Полагая решение об отнесении вышеназванной Инструкции к служебной информации ограниченного распространения незаконным, административный истец обратилась с настоящим иском в суд.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права Косаревская Е.С. просила обязать административного ответчика снять с приказа Минюста Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N21-дсп "Об утверждении инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" и утвержденной данным приказом Инструкции пометку для "Служебного пользования".
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 11 мая 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца ставит вопрос об отмене состоявшегося решения, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права. Кроме того, по мнению представителя административного истца, решение постановлено с нарушением норм процессуального права, поскольку административный иск разрешен без исследования необходимых доказательств, а именно - самой Инструкции.
В суде апелляционной инстанции административный истец Косаревская Е.С. и ее представители - Сухих Д.Н, Грязнова Д.В, каждый в отдельности, настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представители административного ответчика Минюста Российской Федерации и заинтересованного лица Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайство об отложении судебного разбирательства не представил.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч.1 ст. 307 КАС Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.5 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительней власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года N 1233 (далее - Положение), к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения.
Согласно п. 1.3 Положения не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения:
- акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
- сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;
- описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;
- порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;
- решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;
- сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;
- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
В силу п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года N 188, служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации федеральными законами (служебная тайна), относятся к сведениям конфиденциального характера.
Инструкция по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утверждена приказом Минюста Российской Федерации N21-дсп от 15 февраля 2006 года в целях обеспечения организации деятельности учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом от 15 июля 1995 года N103-Ф3 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Таким образом, принимая во внимание, что вышеназванная Инструкция содержит информацию, определяющую порядок организации и осуществление охраны исправительных учреждений, их объектов, следственных изоляторов, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности решения Минюста Российской Федерации, принятого при утверждении Приказа от 15 февраля 2006 года N21-дсп, об отнесении данного ведомственного нормативного акта к категории документов "Для служебного пользования".
Довод административного истца о том, что вышеназванной Инструкцией предусмотрен порядок реализации членами общественной наблюдательной комиссии Санкт-Петербурга своих полномочий, обоснованно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ, одной из основных форм деятельности общественной наблюдательной комиссии является посещение мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Статья 16 указанного Закона предусматривает право членов общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля в составе не менее двух членов общественной наблюдательной комиссии без специального разрешения в установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся места принудительного содержания, порядке посещать места принудительного содержания при соблюдении установленных в них правил внутреннего распорядка (п. 1 ч.1). При осуществлении своих полномочий члены общественной наблюдательной комиссии обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, регулирующих работу мест принудительного содержания, а также подчиняться законным требованиям администраций мест принудительного содержания. Проведение общественного контроля не должно создавать препятствий осуществлению процессуальных действий (ч.2).
Аналогичные положения установлены статьями 23, 24 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации.
Порядок посещения следственных изоляторов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий при осуществлении общественного контроля установлен Федеральным законом от 10 июня 2008 года N76-ФЗ, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным Законом от 15 июля 1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Минюста России от 14 ноября 2005 года N 189, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, Правилами внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Минюста России от 06 ноября 2006 года N311, Положением о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий, утвержденным приказом ФСИН РФ от 28 ноября 2008 N 652.
Таким образом, приказ Минюста Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N21-дсп "Об утверждении инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" и утвержденная указанным приказом Инструкция, не отнесены к нормативным правовым актам, регулирующими порядок посещения гражданами, членами общественных наблюдательных комиссий исправительных учреждений.
При изложенных обстоятельствах, является обоснованным вывод суда о том, что оспариваемое административным истцом решение Минюста Российской Федерации об отнесении вышеназванных Приказа и Инструкции к служебной информации ограниченного распространения, не нарушают прав и законных интересов Косаревской Е.С. как члена общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля и не являются препятствием для реализации ей полномочий, предусмотренных ст. 16 Федерального закона от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ.
Довод апелляционной жалобы о том, что для правильного разрешения административного дела суду надлежало ознакомиться с текстом Инструкции, что судом первой инстанции не выполнено, не влечет отмену правильного решения суда.
Настоящим административным иском Косаревской Е.С. не оспаривается законность конкретных и определенных частей (пунктов) Инструкции, их соответствие иным нормативно-правовым актам Российской Федерации. В связи с этим у суда первой инстанции отсутствовала необходимость в исследовании текста Инструкции.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 11 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.