Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Стаховой Т.М, Бутковой Н.А.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-6457/2017 по апелляционной жалобе Рахматурина А. В. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 04 августа 2017 года, принятое по иску Рахматурина А. В. к администрации Московского района Санкт-Петербурга и заместителю главы администрации Московского района Санкт-Петербурга Эпельману Б.В. о признании незаконным отказа в согласовании публичного мероприятия.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения представителя административного ответчика администрации Московского района Санкт-Петербурга Окунева Л.Ю. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Рахматурин А.В. обратился в суд с административным иском к администрации Московского района Санкт-Петербурга, просил признать незаконным отказ заместителя главы названной районной администрации Эпельмана Б.В, в согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикетирования, указанного в уведомлениях, направленных в администрацию района 18 июля 2017 года.
В обоснование заявленного иска Рахматурин А.В. указал, что 18 июля 2017 года обратился в администрацию Московского района Санкт-Петербурга с уведомлениями о проведении публичного мероприятия в виде пикетирования с целью информирования граждан об общественных инициативах А. Навального, однако районная администрация отказала в согласовании его проведения, сославшись на обстоятельства, которые, по мнению административного истца, не могли быть положены в основу отказа в согласовании времени и места пикетов, указанных в уведомлении.
По мнению Рахматурина А.В, отказ администрации в согласовании заявленного им публичного мероприятия нарушает право истца на свободу собраний и публичного выражения мнения; альтернативное место и время проведения пикетирований районной администрацией истцу не предложено.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 04 августа 2017 года Рахматурину А.В. отказано в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на не соответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Административный истец, заместитель главы администрации Московского района Санкт-Петербурга Эпельман Б.В. о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом посредством телефонной и факсимильной связи, в суд не явились. Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
18 июля 2017 года в администрацию Московского района Санкт-Петербурга поступило два уведомления Рахматурина А.В. о проведении 22 июля 2017 года с 17 часов 00 минут до 20 часов 00 минут и 23 июля 2017 года с 15 часов до 18 часов публичного мероприятия в виде пикетирования в целях информирования граждан об общественных инициативах А.Навального.
В уведомлении указывалось место проведения мероприятия - площадка между домами 104, 104А, 104Б по улице Варшавская рядом с игровой площадкой, а также альтернативное место проведения пикета - улица Варшавская, дом 108 рядом с магазином "Улыбка Радуги"; количество участников - до 10 человек; маршруты передвижения участников - на расстоянии не более 15 метров от границ сборно-разборной конструкции; используемые технические средства - листовки, наклейки, быстровозводимая сборно-разборная конструкция в виде куба, размером 2х2х2 м, без использования звукоусиливающей аппаратуры и сцены (л.д. "... ").
Письмом от 18 июля 2017 года N... заместитель главы администрации Московского района Эпельман Б.В. уведомил Рахматурина А.В. о невозможности согласования проведения публичного мероприятия 22 июля 2017 года (л.д. "... ").
В качестве обстоятельств, обуславливающих невозможность согласования публичного мероприятия, заместителем главы районной администрации указано, что в уведомлении не имеется о проведении мероприятия в г. Санкт-Петербург, территория между домами 104, 104А, 104Б по улице Варшавская находится в непосредственной близости от ГБДОУ "Детский сад N 355 Московского района Санкт-Петербурга", то есть заявленное место проведения публичного мероприятия является прилегающей территорией образовательного учреждения, где не допускается проведение публичных мероприятий в соответствии со статьей 5-2 Закона Санкт-Петербурга от 21 июня 2011 года N 390-70; использование заявленной сборно-разборной конструкции может создать помехи в свободном перемещении граждан; в качестве технических средств не заявлен генератор, в связи с чем невозможно установить, каким способом и средствами будет обеспечен монтаж конструкции и его крепеж в целях обеспечения безопасности пешеходов и самих участников пикета в случае изменения погодных условий и порывов ветра.
В письме рация также выразила мнение, что проведение пикетирования в альтернативном месте на углу дома 108 по улице Варшавская, может создать помехи движению пешеходов и ограничить доступ жителей домов N 104, 104А, 104Б по улице Варшавская к жилым помещениям (л.д. "... ").
В другом уведомлении Рахматурина А.В. местом проведения мероприятия указывалась площадка напротив здания по адресу Пулковское шоссе, 23 рядом с пешеходными дорожками от автобусной остановки в сторону гипермаркета "Лето"; альтернативное место проведение - пересечение пешеходных дорожек рядом с домом 63, корпус 1 по улице Варшавской и магазином SPAR по адресу Варшавская д. 65, корп.2; количество участников - до 10 человек; маршруты передвижения участников - на расстоянии не более 15 м. от границ сборно-разборной конструкции; используемые технические средства - листовки, наклейки, быстровозводимая сборно-разборная конструкция в виде куба, размером 2х2х2 м, без использования звукоусиливающей аппаратуры и сцены (л.д. "... ").
Письмом от 18 июля 2017 года N... районная администрация уведомила Рахматурина А.В. о невозможности согласования проведения публичного мероприятий.
В качестве обстоятельств, препятствующих проведению пикетирования в избранном заявителем (истцом) месте, исполняющий обязанности главы районной администрации Б.В. Эпельман указал, что в уведомлении не имеется сведений о проведении мероприятия в г. Санкт-Петербург; в качестве технических средств не заявлен генератор, в связи с чем невозможно определить, каким способом и средствами будет обеспечена установка конструкции и его крепеж в целях обеспечения безопасности пешеходов и самих участников пикета в случае изменения погодных условий и порывов ветра; в соответствии с ордером ГАТИ по адресу дома 65, корпус 2 по улице Варшавская АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" проводит ремонтные работы по устранению аварии на теплосети, что предполагает снятие асфальтового покрытия и проведение иных земляных работ, перекрытие территории для движения граждан, использование специальной техники, в связи с чем размещение пикета с использованием разборных конструкций создаст помехи для выполнения работ.
Кроме того, в письме исполняющий обязанности главы районной администрации сослался на то обстоятельство, что проведение пикетирования в названном истцом альтернативном месте - на площадке напротив дома 23 на Пулковском шоссе, рядом с пешеходными дорожками от автобусной остановки в сторону гипермаркета "Лето", в связи с интенсивность движения пешеходов, проходящих к гипермаркету, и использованием сборной конструкции, создаст помехи для свободного движения граждан.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции указал, что в ответах районной администрации изложены мотивированные основания для отказа в согласовании публичного мероприятия, обжалуемые решения соответствуют требованиям законодательства и не влекут за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов истца.
Данный вывод суда первой инстанции нельзя признать правильным.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях) пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия.
Частью 5 статьи 5 этого же Федерального закона предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу части 1 статьи 8 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Из содержания приведённых выше норм права следует, что законом не установлен конкретный перечень мест, где возможно проведение публичного мероприятия, в связи с чем, компетентному органу государственной власти при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценивать безопасность проведения мероприятия в заявленном месте в каждом конкретном случае.
Статьей 5-2 Закона Санкт-Петербурга от 21.06.2011 N 390-70 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге", в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности запрещается, в частности, проведение собраний и митингов на территориях, прилегающих к зданиям, занимаемым органами государственной власти Санкт-Петербурга, образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения, железнодорожным вокзалам и платформам, автобусным и морским вокзалам, аэропортам, зданиям и входам в вестибюли станций метрополитена.
В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трёх дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям названного Федерального закона.
Статья 3 Закона Санкт-Петербурга от 21.06.2011 N 390-70 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге" запрещает организатору публичного мероприятия проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в установленный Федеральным законом срок либо если с уполномоченным органом не было согласовано изменение по его мотивированному предложению места и(или) времени проведения публичного мероприятия (пункт 1). Указанное предложение уполномоченного органа должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), в том числе транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, либо иными подобными причинами.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П, а также в Определениях, принятых 02 апреля 2009 года N 484-О-П и 01 июня 2010 года N 705-О-О, Конституционный Суд Российской Федерации, признал право публичных властей, в случае усмотрения ими невозможности проведения публичного мероприятия в заявленном его организаторами месте, предложить иное место и (или) время его проведения, которое позволяло бы реализовать цели такого мероприятия; причём такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами.
Конституционным Судом Российской Федерации в названных выше судебных актах указывалось, что исчерпывающее законодательное закрепление перечня причин, вследствие которых власти могут предложить организаторам публичного мероприятия иное место и (или) время его проведения, необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
Таким образом, орган исполнительной власти обязан предложить организаторам публичного мероприятия иное место или время его проведения не только в случаях прямо указанных в законе - (часть 3 статьи 12 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях), но и в других случаях, когда в целях поддержания общественного порядка, транспортной безопасности, обеспечения безопасности граждан или исходя из иных подобных соображений полагает невозможным проведение публичного мероприятия в заявленном гражданином месте и времени.
В нарушение вышеприведённых норм, районной администрацией до сведения истца в установленные законом сроки со дня получения уведомлений о проведении публичного мероприятия не были доведены обоснованные предложения об изменении места (времени) проведения публичного мероприятия, в связи с чем Рахматурин А.В. как организатор мероприятия был лишён возможности реализовать свои конституционные права на проведение шествия и митинга в порядке, установленном Законом о собраниях, митингах, демонстрациях.
Статья 5-2 Закона Санкт-Петербурга от 21.06.2011 N 390-70 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге" не устанавливает ограничений для проведения публичных мероприятий в виде пикетирования в непосредственной близости к территориям образовательных учреждений, как на то необоснованно указано в письме администрации Московского района Санкт-Петербурга.
Иные основания для отказа в согласования публичного мероприятия, изложенные в обжалуемых решениях ответчика, носят предположительный характер, не мотивированы и противоречат положениям Закона о собраниях, митингах, демонстрациях.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 04 августа 2017 года по делу N 2а-6457/2017 отменить.
Признать отказ администрации Московского района Санкт-Петербурга в согласовании заявленного Рахматуриным А. В. публичного мероприятия в форме пикетирования по основаниям, указанных в письмах названной районной администрации от 18 июля 2017 года N... и N... незаконным.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.