Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Чуфистова И.В, Бутковой Н.А.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-5524/2017 по апелляционной жалобе Меньшиковой Виктории Юрьевны на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 11 сентября 2017 года, принятое по административному иску Меньшиковой Виктории Юрьевны к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, заместителю главы администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга Ильину Эдуарду Александровичу о признании незаконным решение об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения административного истца Меньшиковой В.Ю. и представителя административных ответчиков - Колесниченко Г.Б, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Меньшикова В.Ю. обратилась в суд с административным иском к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - администрация района) и заместителю главы администрации района, в котором просила признать незаконным отказ от 25 августа 2017 года в согласовании проведения 03 сентября 2017 года публичного мероприятия в форме пикетирования в сочетании с элементами демонстрации и отказ от 30 августа 2017 года в согласовании проведения 08 сентября 2017 года, 09 сентября 2017 года, 10 сентября 2017 года, 11 сентября 2017 года, 12 сентября 2017 года публичных мероприятий в форме пикетирования в сочетании с элементами демонстрации.
В обоснование требований указала, что ч.3 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в согласовании проведения публичного мероприятия.
Поскольку отсутствие в уведомлении о проведении публичного мероприятия маршрута передвижения участников публичного мероприятия не отнесено к основанием отказа в согласовании проведения публичного мероприятия, то у администрации района не имелось оснований для отказа Меньшиковой В.Ю. в согласовании заявленных публичных мероприятий.
В качестве способа восстановления нарушенных прав Меньшикова В.Ю. просила суд обязать администрацию района согласовать проведение публичного мероприятия 08 сентября 2017 года, 09 сентября 2017 года, 10 сентября 2017 года, 11 сентября 2017 года в форме пикетирования в сочетании с элементами демонстрации согласно уведомления, поданного в администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга 28 августа 2017 года.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 11 сентября 2017 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение, как постановленное с нарушением норм материального права.
В суде апелляционной инстанции административный истец Меньшикова В.Ю. настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы; представитель административных ответчиков, полагая решение суда законным и обоснованным, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
23 августа 2017 года в администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга поступило уведомление, в котором организатор публичных мероприятий Меньшикова В.Ю. просила согласовать проведение 27 августа 2017 года, 29 августа 2017 года, 31 августа 2017 года, 03 сентября 2017 года публичных мероприятий в форме пикетирования в сочетании с элементами демонстрации. Цель публичных мероприятий: выражение, формирование мнений, информирование граждан об общественных и политических инициативах Алексея Навального.
28 августа 2017 года в администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга поступило уведомление, в котором организатор публичных мероприятий Меньшикова В.Ю. просила согласовать проведение 08 сентября 2017 года, 09 сентября 2017 года, 10 сентября 2017 года, 11 сентября 2017 года, 12 сентября 2017 года публичных мероприятий в форме пикетирования в сочетании с элементами демонстрации. Цель публичных мероприятий: публичное осуждение действий администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга по систематическому несогласованию публичных мероприятий, целью которых заявлено формирование мнений и распространение информации о политических инициативах Алексея Навального, привлечение внимания широкой общественности к данной проблеме, донесения до общественности информации об общественных и политических инициативах Алексея навального и о том, что их важной составляющей является гарантия и защита прав граждан РФ на свободу мирных собраний в отличие от практики, осуществляемой в этом отношении администрацией Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Письмами заместителя главы администрации района от 25 августа 2017 года и от 30 августа 2017 года Меньшикова В.Ю. извещена об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий, заявленных на 03 сентября 2017 года, 08 сентября 2017 года, 09 сентября 2017 года, 10 сентября 2017 года, 11 сентября 2017 года, 12 сентября 2017 года по причине неуказания в уведомлениях точного маршрута передвижения участников публичного мероприятия.
В согласовании проведения публичных мероприятий 27 августа 2017 года, 29 августа 2017 года, 31 августа 2017 года отказано в связи с нарушением срока подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, указанного в п.1 ст.7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Правомерность отказа в согласовании проведения публичных мероприятий, заявленных на 27 августа 2017 года, 29 августа 2017 года, 31 августа 2017 года административный истец не оспаривает.
Таким образом, предметом судебного контроля является правомерность отказов администрации района в согласовании проведения публичных мероприятий в форме пикетирования в сочетании с элементами демонстрации 03 сентября 2017 года, 08 сентября 2017 года, 09 сентября 2017 года, 10 сентября 2017 года, 11 сентября 2017 года, 12 сентября 2017 года.
Согласно п.4 и п. 6 ст.2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ)
демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Согласно п.1 ч.4 ст.5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст.7 настоящего Федерального закона.
Помимо прочей информации в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников (п.3 ч.3 ст.7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Из взаимосвязанного и буквального толкования приведенных правовых норм следует, что поскольку публичное мероприятие в форме демонстрации (в отличие от пикетирования) предполагает передвижение участников публичного мероприятия, то организатор публичного мероприятия во исполнение требований п.3 ч.3 ст.7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ обязан указать в уведомлении маршрут движения участников, который одновременно является местом проведения публичного мероприятия.
В соответствии с ч.3 ст.12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Поскольку уведомления о проведении публичных мероприятий 03 сентября 2017 года, 08 сентября 2017 года, 09 сентября 2017 года, 10 сентября 2017 года, 11 сентября 2017 года, 12 сентября 2017 года, поданные Меньшиковой В.Ю. в администрацию района 23 августа 2017 года и 28 августа 2017 года, в нарушение п.3 ч.3 ст.7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ, не содержат информации о маршруте движения участников публичных мероприятий, а значит информации о месте проведения публичного мероприятия, то у администрации района имелись законные основания для отказа в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий.
С учетом изложенного суд первой инстанции принял законное и обоснование решение об отказе в удовлетворении администрации иска.
Доводы апелляционной жалоба сводится к несогласию с вышеприведенными выводами суда первой инстанции, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь п.1 ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 11 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.