Судья Санкт-Петербургского городского суда Куприк С.В., рассмотрев 03 октября 2017 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Оленике П.А., административное дело по жалобе на решение судьи Колпинского районного суда Санкт- Петербурга от 09 августа 2017 года в отношении
ООО "ОМЗ-Спецсталь", ИНН 6673089388, ОГРН 1026605609348, адрес: Санкт-Петербург, г. Колпино, Ижорский завод,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением, вынесенным начальником территориального отдела - главным государственным санитарным врачом по Московскому, Фрунзенскому, Пушкинскому, Колпинскому районам Санкт-Петербурга "... " О.А. NЮ78-01-06-23/732-17 от 25 мая 2017 г. ООО "ОМЗ-Спецсталь" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятьнадцать тысяч) рублей.
Вина ООО "ОМЗ-Спецсталь" установлена в том, что в ходе проведения выездной плановой проверки с 11.04.2017 г. по 28.04.2017 г. в отношении ООО "ОМЗ- Спецсталь" (производство стали для слитков и отливок) по адресу: г Санкт-Петербург, г. Колпино, Ижорский заводы, д. б/н, было выявлено, что 28.04.2017 г. в 15-00 юридическое лицо ООО "ОМЗ-Спецсталь" допустило нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений, а именно:
- на 1-ом механическом участке цеха N66, где выполняется металлообработка на станках с СОЖ, отсутствует механическая вентиляция, что является нарушением п. 2.5 СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации техпроцессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту", п. 4.2 СП N 3935-85 "Санитарные правила при работе со смазочно-охлаждающими жидкостями и технологическими смазками";
- в помещении КИПа, рабочие места термистов, не оборудованы механической системой вентиляции, что является нарушением п. 2.1 СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации техпроцессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту";
- в кузнечно-прессовом цехе N 47, посты воздушно-дуговой обработки отливок (строжка, резка) не оборудованы местной вытяжной вентиляцией, что является нарушением п. 4.5.41. СП N 5183-90 "Санитарные правила для литейного производства (заводов, цехов, участков)", п. 41 Санитарных правил при сварке, наплавке и резке металлов N 1009-73;
- в кузнечно-прессовом цехе N 47 отмечается неудовлетворительное содержание санитарно-бытовых помещений (санитарных узлов) на прессе 12000;
- в цехе N38, участок подготовки и ремонта разливочных ковшей не оборудован местной вытяжной вентиляцией, что является нарушением п. 4.4.26. СП N 5183-90 "Санитарные правила для литейного производства (заводов, цехов, участков)";
- санитарное состояние производственных помещений в цехе N38 на участок выбивки и обрубки неудовлетворительное: очистка оборудования, строительных конструкций, воздуховодов вентиляционных систем, пола, стен давно не проводилось (осуществляется реже чем 1 раз в 3 месяца), что является нарушением п. п. 3.7,3.8 СП N 5183-90 "Санитарные правила для литейного производства (заводов, цехов, участков)", п. 4.15 СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации техпроцессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту";
- вытяжная механическая вентиляция в рабочей зоне производства работ по покрытию поверхности форм противопригарными веществами с последующей сушкой, отсутствует, п. 4.3.9. СП N 5183-90 "Санитарные правила для литейного производства (заводов, цехов, участков)";
- в цехе N18 (модельный участок) обнаружена деформация корпуса вентиляционного канала с нарушением его герметичности, что не исключает поступление запыленного воздуха (древесной пыли), в производственное помещение и что является нарушением п.п. 2.4, 4.3 СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту";
- в термообрубном цехе посты воздушно-дуговой обработки (строжки) организованы без камер и не (оборудованы местной вытяжной вентиляцией, что является нарушением п. 8.10 СП N5183-90 "Санитарные правила для литейного производства (заводов, цехов, участков)";
- в термообрубном цехе конструкция дробеструйной камеры не предусматривает полное укрытие рабочей зоны, что является нарушением п. 4.5.10 СП N 5183-90 "Санитарные правила для литейного производства (заводов, цехов, участков);
- кабины мостовых кранов, обслуживающих формовочно-заливочный, землеприготовительные участки и участок обрубки фасонного литья; кабины электромостовых кранов, обслуживающие плавильное оголение и заливочную площадку цеха N38; кабины мостовых кранов, обслуживающих термообрубной цех не оборудованы кондиционерами с фильтрами для очистки воздуха от пыли, а также для окисления СО в С02, что является нарушением п. 8.24,8.23 СП N 5183-90 "Санитарные правила для литейного производства (заводов, цехов, участков)";
- в термообрубном цехе (на участке малого и среднего литья) сварочные посты не оборудованы местной вытяжной вентиляцией, п. 8.10 СП N 5183-90 "Санитарные правила для литейного производства (заводов, цехов, участков)", п. 41 СП N 1009-73 "Санитарные правила при сварке, наплавке и резке металлов", в рамках комплексной плановой проверки лабораторией филиала N 1 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. СПб" 26.04.17 г. выполнены лабораторные исследования параметров микроклимата на рабочих местах. Согласно представленному экспертному заключению N 78.01.01ф-09-56/439 от 28.04.2017 г. и протоколу N786/04 от 28.04.17 г. (вх. N 1975 от 10.05.17 г.) параметры микроклимата на рабочем месте обрубщика (цех N38, участок обрубки среднего литья) температура воздуха составляет - от 12,5°С до 12,7°С, при норме для категории работ -IIб-15-22°С;
- на рабочем месте выбивальщика (цех N38, участок выбивки и обрубки литья) температура воздуха составляет - от 13,8°С до 14,1 °С, при норме для категории работ IIб - 15-22°С, что не соответствует СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений", п.п. 2.1, 2.8. СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту".
Таким образом, юридическим лицом ООО ОМЗ-Спецсталь" нарушены положения ст.ст. 11, 24, 25, 39 ч.3 Федерального Закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Решением судьи Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 09 августа 2017 года постановление должностного лица NЮ78-01-06-23/732-17 от 25 мая 2017 г. оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Защитник ООО "ОМЗ-Спецсталь" Улисков А.А. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой, в которой просит вынесенные постановление и решение отменить.
В обоснование жалобы указал, что решение районного суда является незаконным. При проведении плановой выездной проверки допущены грубые нарушения, поскольку был нарушен срок уведомления проверяемого лица о проведении проверки. При этом, как указывает заявитель, законом не предусмотрено уведомление о проведении проверки путем направления телеграммы. Таким образом, в ходе производства по делу об административном правонарушении была нарушена ст. 9 Федерального Закона от 26.12.2017 г. N 294.
Законный представитель ООО "ОМЗ-Спецсталь" в Санкт-Петербургский городской суд, не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не направил, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Защитник Улисков А.А. в Санкт-Петербургский городской суд явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, считаю решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения жалобы защитника судьей Колпинского районного суда города Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ были проверены законность и обоснованность вынесенного по делу постановления по делу об административном правонарушении. Доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 26.1, 26.11 КоАП РФ.
Согласно ст. 6.4 КоАП РФ, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
В силу ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ст. 24 ФЗ N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту" предусмотрено:
п.2.1. При разработке, организации и осуществлении технологических процессов, конструировании производственного оборудования и рабочего инструмента необходимо предусматривать:
- отсутствие или если это невозможно, то установление предельно допустимых концентраций вредных или неприятно пахнущих веществ в воздухе рабочих зон, атмосферном воздухе населенных мест и воде, а также минимальное выделение тепла и влаги в производственные помещения;
- отсутствие или допустимые уровни шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, радиочастот, статического электричества и ионизирующих излучений;
снижение физических нагрузок, напряжения внимания и предупреждение утомления работающих;
п.2.4. При разработке, организации и ведении технологических процессов должны быть предусмотрены мероприятия по охране среды обитания, в том числе:
- внедрение безотходной и малоотходной технологии;
- улавливание и очистка технологических и вентиляционных выбросов;
- очистка и обезвреживание промышленных стоков;
- своевременное удаление, обезвреживание и утилизация отходов производства;
п.2.5. При разработке, внедрении и проведении технологических процессов, проектировании и применении оборудования и инструмента следует предусматривать средства индивидуальной и коллективной защиты, предотвращающие возможное воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов с учетом их комбинированного воздействия;
п.2.8. Параметры микроклимата, уровни физических факторов, содержание пыли и вредных веществ в воздухе рабочих зон всех производственных помещений с постоянным или непостоянным пребыванием в них людей, а также в объектах окружающей среды должны соответствовать действующим гигиеническим нормативам;
п.4.3. Производственное оборудование, при работе которого образуется пыль (дробильное, дозировочное, размольно-смесительное и другое), должно быть герметизировано и снабжено аспирационными устройствами, исключающими поступление запыленного воздуха в производственное помещение;
п.4.15. Воздуховоды вентиляционных систем, стены и элементы строительных конструкций цехов, проемы и поверхности окон, арматура освещения должны очищаться от пыли и копоти не реже одного раза в три месяца.
СП N 5183-90 "Санитарные правила для литейного производства (заводов, цехов, участков)" предусмотрено:п. 3.7. Очистка оборудования, строительных конструкций, воздуховодов вентиляционных систем, пола и стен от пыли сжатым воздухом не допускается. Она должна осуществляться способами, предотвращающими пылевыделение (например, пылесосами, гидросмывом и др.);
п.3.8. Световые поверхности (окна, фонари), воздуховоды вентиляционных систем, строительные конструкции литейных цехов должны очищаться от пыли и копоти не реже 1 раза в три месяца;
п.4.3.9. Покрытие поверхности форм и стержней противопригарными веществами должно проводиться способами, исключающими попадание аэрозолей противопригарных красок в воздух рабочей зоны;
п.4.4.26. Сушка и ремонт разливочных ковшей должны проводиться на специальных стендах или площадках, оборудованных местной вытяжной вентиляцией. Ремонт ковшей должен проводиться после охлаждения до температуры не выше 45 град. С;
п.4.5.10. Конструкция очистных дробеметных, дробеметно-дробеструйных и дробеструйных барабанов, столов и камер должна предусматривать:
- полное укрытие рабочей зоны. Количество отсасываемого воздуха и тип очистных сооружений должны быть установлены в стандартах и технических условиях на каждую модель оборудования;
- блокировку, исключающую работу дробеметных и дробеструйных аппаратов при выключенной вентиляции;
- ограждения, шторы и уплотнения, предотвращающие вылет дроби и пыли из их рабочего пространства;
- блокировки, исключающие работу дробеметных аппаратов и подачу к ним дроби при открытых дверях и шторах;
- звукоизоляцию стенок;
- систему сепарации дроби и удаления пыли;
п.4.5.41. Посты воздушно-дуговой обработки отливок (строжка, резка) должны организовываться в отдельных помещениях или в камерах, оборудованных местной вытяжной вентиляцией в виде наклонных панелей равномерного всасывания или передвижных и переносных фильтровентиляционных агрегатов. Перед выбросом воздуха в атмосферу он должен подвергаться очистке от сварочной пыли и газов;
п.8.10. Технологическое оборудование и процессы, сопровождающиеся выделением вредных веществ, должны быть оборудованы устройствами местной вытяжной вентиляции (местные отсосы), встроенными в оборудование или максимально приближенными к зоне выделения вредных веществ.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Таким образом, действия ООО "ОМЗ-Спецсталь" верно квалифицированы по ст. 6.4 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "ОМЗ-Спецсталь" административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении N Ю 78-01-06-815 от 12 мая 2017 года; копией распоряжения N 78-01-06/26-250-17 о проведении внеплановой выездной проверки от 20 марта 2017 года; копией акта проверки N 78-01-06-26/250-17 от 12 мая 2017 года, а также иными материалами дела, исследованными в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судьей районного суда.
Материалы дела свидетельствуют о наличии в действиях ООО "ОМЗ-Спецсталь" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Кроме того, судьей районного суда были проверены основания и законность проведения мероприятия по контролю (надзору), нарушений требований которого не установлено. Должностным лицом при вынесении постановления правильно установлена, а судьей оценена правильность установления объективной стороны вмененного ООО "ОМЗ-Спецсталь" административного правонарушения, приведены и рассмотрены положения закона, нарушение которых вменено ООО "ОМЗ-Спецсталь".
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, нарушений требований КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Проанализировав положения нормативных правовых актов, оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья правильно пришел к выводу о доказанности вины ООО "ОМЗ-Спецсталь" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что ООО "ОМЗ-Спецсталь" не было своевременно уведомлено о проведении проверки является несостоятельным в силу следующего.
Частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ установлено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В силу части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами по делу.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 названного закона (в части срока уведомления о проведении проверки), отнесено к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля.
Из материалов дела усматривается, что распоряжение от 20.03.2017 года о проведении плановой выездной проверки вручено представителю заявителя 03.04.2017. Кроме того, 20.03.2017 административным органом в адрес Общества направлена телеграмма о проведении плановой проверки, получение которой заявитель не опровергает, направленная телеграмма вручена представителю Общества 20.03.2017 года. При этом фактическое начало проверки - 11.04.2017, а потому законны и обоснованны выводы судьи районного суда о соблюдении административным органом части 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ.
В соответствии с частью 1 ст. 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела 2 настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "ОМЗ- Спецсталь " имелась возможность для соблюдения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, за нарушение которого ст. 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Административное наказание, назначенное ООО "ОМЗ-Спецсталь" в виде административного штрафа соответствует санкции ст. 6.4 КоАП РФ и требованиям ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что обжалуемое постановление должностного лица и решение судьи районного суда являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление начальника территориального отдела - главного государственным санитарным врачом по Московскому, Фрунзенскому, Пушкинскому, Колпинскому районам Санкт-Петербурга Величко О.А. NЮ78-01-06-23/732-17 от 25 мая 2017 г. и решение Колпинского районного суда от 09 августа 2017 года, вынесенные в отношении ООО "ОМЗ-Спецсталь" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Улискова А.А. - без удовлетворения.
Судья С.В. Куприк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.