Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Сыреновой С.Н., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Гороховой А.Ю.
с участием административного истца Титова В.В, представителя административного истца Матвеевой С.К, представителя административного ответчика Коба Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Якутского городского суда РС (Я) от 30 октября 2017 года по делу по административному иску Титова В.В. об оспаривании решения Окружной администрации города Якутска, которым
постановлено:
Признать незаконным отказ Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска от 30 июня 2017 года в выдаче Титову В.В. разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Обязать Департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления Титова В.В. о выдаче разрешения на строительство в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Взыскать с Окружной администрации города Якутска в пользу Титова В.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия
установила:
Титов В.В. обратился в суд с административным иском об оспаривании отказа Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. В обоснование иска указано, что истец, являясь собственником земельного участка общей площадью *** кв.м, с кадастровым N.., расположенного по адресу:.., обратился в Департамент градостроительства Окружной администрации города г. Якутска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по вышеуказанному адресу. Административным ответчиком было отказано в выдаче разрешения на строительство с указанием основания отказа - несоответствие представленных документов требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка N... от 26.08.2016 г. - отсутствует место допустимого размещения объектов капитального строительства по причине несоответствия проекту межевания территории... ГО "город Якутск" N... от 29.04.2014 г. Полагает отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным, нарушающим его права как собственника земельного участка. Ранее собственником земельного участка на основании свидетельства на право пожизненного наследуемого владения земельным участком от 15.06.1994 г, распоряжения местной администрации п.... N... от 20.08.1993 г. была его мать Т. Просил признать отказ N... от 30.06.2017 г. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома незаконным, обязать административного ответчика принять решение о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу:.., и взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен административный ответчик. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, настаивает на правомерности своих действий.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Титов В.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу:.., с видом разрешенного использования: под жилой дом, в землях населенных пунктов с кадастровым N... Право собственности зарегистрировано 09.08.2016 г.
Также установлено, что земельный участок используется семьей истца более 20 лет, ранее на участке был садовый дом, в 2000-х годах его снесли в целях строительства нового дома, участок огорожен.
23 июня 2017 года истец обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома, в котором ему отказано письмом от 30 июня 2017 года исх. N... в соответствии с ч.13 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ: в виду несоответствия представленных документов требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка N... от 26.08.2016 г. - отсутствия места допустимого размещения объектов капитального строительства по причине несоответствия проекту межевания территории... ГО "город Якутск" N... от 20.09.2014 г.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа уполномоченного органа в выдаче разрешения на строительство. На момент приобретения истцом в собственность участок имел вид разрешенного использования - под индивидуальный жилой дом. Изменение в последующем территориальной зоны застройки и вида разрешенного использования земельного участка могло бы служить основанием для отказа в выдаче административному истцу разрешения на строительство, если бы использование этого участка и объектов капитального строительства, возводимых на нем, представляли опасность для жизни или здоровья людей, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Однако таких доказательств ответчик суду не представил.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
По положениям ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ административного ответчика в выдаче административному истцу разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке нельзя признать законным.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 84 КАС РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда по основаниям, указанным выше.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 30 октября 2017 года по делу по административному иску Титова В.В. об оспаривании решения Окружной администрации города Якутска оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Оконешникова М.М.
Судьи Дьяконова З.С.
Сыренова С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.