Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Дьяконовой З.С., Сыреновой С.Н.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием прокурора Никонова В.В, представителя заинтересованного лица Ли В.О, представителя ответчика Семеновой М.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2017 года, которым
по административному делу по административному иску прокурора г. Якутска в интересах Ли Т.М. к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Саха (Якутия)" Министерства труда России о признании решения бюро об отказе в установлении инвалидности незаконным, восстановлении нарушенных прав,
ПОСТАНОВЛЕНО:
В удовлетворении административного иска Прокурора г. Якутска в интересах Ли Т.М. к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Саха (Якутия)" Министерства труда России о признании решения бюро об отказе в установлении инвалидности незаконным, восстановлении нарушенных прав - отказать.
Заслушав доклад судьи Сыреновой С.Н, пояснения лиц, участвующих по делу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор в интересах Ли Т.М. обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование своих требований указал, что Ли Т.М. проходила переосвидетельствование в связи с истечением срока инвалидности. Решением бюро МСЭ N... истцу было отказано в установлении инвалидности. При этом при освидетельствовании был искажен основной диагноз, в акте и протоколе бюро МСЭ N... указан неполный диагноз, комиссия не полно изучила представленные медицинские документы, не принят во внимание полный основной и сопутствующий диагноз. При принятии решения об отказе в установлении инвалидности Ли Т.М. бюро МСЭ N... допустило неточности в протоколе, указано, что Ли Т.М. - кормилец, при том, что она не работает с 1998 года. Специалистами не были исследованы... функции, не дана оценка степени нарушений и возможной связи с нарушениями других функций.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Ли Т.М. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, судом при вынесении решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, нарушены нормы процессуального права
Изучив материалы административного дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно материалам дела Ли Т.М. являлась инвалидом ******** группы по общему заболеванию с 30.04.2015.
13.05.2016 в порядке переосвидетельствования в отношении Ли Т.М. была проведена медико-социальная экспертиза в бюро МСЭ N... При проведении экспертизы комиссией были выявлены стойкие незначительно-выраженные нарушения... функций, не приводящие к ограничению жизнедеятельности и необходимости в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, максимально выраженные нарушения функций организма составляют ***%. Решением бюро МСЭ N... истцу было отказано в установлении инвалидности.
Не согласившись с данным решением, Ли Т.М. обжаловала решение бюро N... в Экспертный состав N... (Главное бюро МСЭ).
Экспертным составом N... проведена медико-социальная экспертиза. Решение бюро N... не было изменено и оставлено в силе.
15.07.2016 ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России проведена медико-социальная экспертиза в заочном порядке на основании всех представленных документов. По результатам проведенной заочной медико-социальной экспертизы экспертным составам N... ФГБУ ФБМСЭ Минтруда России вынесено решение - по представленным медико-экспертным документам, выявлены стойкие незначительные нарушения функции системы.., по п. 5.5 Приложения количественная оценка составляет ***% не приводящее к ограничению жизнедеятельности, не требующее мер социальной защиты, не дающее оснований для установления группы инвалидности. Решение Главного бюро не изменено.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Статьей 8 названного Федерального закона предусмотрено, что установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты осуществляется исключительно федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Порядок и условия признания граждан инвалидами определены Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года N 95.
В силу п. п. 2, 5 - 7 названных Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что установление инвалидности, отказ в установлении инвалидности относятся к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. Порядок проведения медико-социальной экспертизы, установленный в вышеуказанных Правилах со стороны бюро МСЭ N... при проведении экспертизы в отношении истца соблюден. Экспертиза проведена специалистами бюро путем обследования истца, изучения представленных медицинских документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных истца. При проведении экспертизы составлен протокол. Решение об отказе в установлении инвалидности принято всеми специалистами, проводившими медико-социальную экспертизу, о чем специалисты расписались в протоколе. По результатам экспертизы составлен акт, который подписан руководителем бюро и специалистами, принимавшими решение, заверен печатью. Форма и порядок составления акта соответствует установленным требованиям.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции верными, поскольку они не опровергаются доводами апелляционной жалобы, соответствуют нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и сделаны на основании надлежащей оценки представленных по делу доказательств.
Как следует из материалов дела, медико-социальные экспертизы проведены компетентными лицами, в пределах своих полномочий, исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых данных истца.
Учитывая, что каких-либо нарушений процедуры проведения освидетельствования Ли Т.М. судом не установлено, истцом таких доводов не приведено, - оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда не имелось. Наличие у истца ряда заболеваний не является безусловным основанием для установления инвалидности, поскольку состояние здоровья оценивается учреждением медико-социальной экспертизы с учетом строго определенных критериев и правил. Совокупности условий для определения инвалидности, предусмотренных Правилами признания лица инвалидом, не установлено. При этом порядок проведения освидетельствований в ФКУ "ГБ МСЭ по РС(Я)" полностью соблюден, нарушений не допущено.
Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции не проводил экспертизу на основании определения от 14.06.2017, является несостоятельной. Судом в ходе рассмотрения данного дела был поставлен на обсуждение вопрос о назначении судебной экспертизы, определением суда от 14.06.2017 была назначена судебная медико-социальная экспертиза, проведение экспертизы поручено Международному бюро судебных экспертиз, оценки и медиации (МБЭКС) в г.... Однако в связи с ответом МБЭКС о невозможности проведения данной экспертизы производство по делу было возобновлено.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено, оснований для отмены решения суда в соответствии по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2017 года по административному делу по административному иску прокурора г. Якутска в интересах Ли Т.М. к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Саха (Якутия)" Министерства труда России о признании решения бюро об отказе в установлении инвалидности незаконным, восстановлении нарушенных прав оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Оконешникова М.М.
Судьи Дьяконова З.С.
Сыренова С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.