Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи
Сокола В.С,
судей
Онищенко Т.С, Пономаренко А.В,
при секретаре
Николаевой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску Антакяна А.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым о признании неправомерным и отмене решения, возложении обязанности включить в льготный стаж спорные периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости, по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 10 августа 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
Антакян А.П. 06 июня 2017 года обратился в суд с данным иском и просил признать неправомерным и отменить решение ответчика об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность включить в его льготный стаж спорные периоды работы и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 1-7/.
Заявленные требования истец обосновывал тем, что он достиг 55-летнего возраста и имеет общий страховой стаж более 25 лет, из которых проработал более 12 лет 6 месяцев на должностях плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, что дает ему право на досрочное назначение пенсии с момента обращения. Принятое ответчиком ДД.ММ.ГГГГ решение об отказе ему в досрочном назначении страховой пенсии считает незаконным.
Ответчик необоснованно не зачел ему в льготный стаж его работы:
6 лет 10 месяцев и 25 дней - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рыболовецком колхозе им. Войкова в должности "СЧС-1300", "РС-99", "СЧС-7040" (всего 7 лет 11 месяцев и 25 дней, за исключением 13 месяцев, в которых отсутствует начисление заработной платы: июнь 1989 года, июнь 1990 года, январь, июль и август 1991 года, февраль и август 1992 года, май 1993 года, октябрь 1994 года, февраль, апрель, июль и август 1996 года);
05 лет 09 месяцев и 11 дней - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должностях матроса "СЧС-7040" и мастера добычи СЧС "Ураган" в рыболовецком колхозе им. Войкова (всего 06 лет 07 месяцев и 11 дней за исключением 10 месяцев, в которых отсутствует начисление заработной платы: февраль, апрель, май, июнь, июль 1997 года, февраль, март, апрель 1998 года, май, июнь 2000 года).
Кроме этого, ответчик неправомерно не зачел ему в общий страховой стаж период его работы в рыболовецком колхозе им. Войкова с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением 10 месяцев, в которых отсутствует начисление заработной платы: февраль, апрель, май, июнь, июль 1997 года, февраль, март, апрель 1998 года, май, июнь 2000 года).
Считает такой отказ ущемляющим его пенсионные права.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 10 августа 2017 года данный иск удовлетворен /л.д. 53-57/.
Признано неправомерным и отменено решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный номер заявления N) об отказе Антакяну А.П. в установлении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым возложена обязанность назначить Антакяну А.П. досрочную страховую пенсию по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента наступления права с 28 сентября 2016 года.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым возложена обязанность:
включить в льготный стаж работы в должностях плавсостава судов флота рыбной промышленности период работы Антакяна А.П.:
в рыболовецком колхозе им. Войкова в должности матроса "СЧС-1300", "РС-99", "СЧС-7040" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением 13 месяцев, в которых отсутствует начисление заработной платы: июнь 1989 года, июнь 1990 года, январь, июль и август 1991 года, февраль и август 1992 года, май 1993 года, октябрь 1994 года, февраль, апрель, июль и август 1996 года;
в рыболовецком колхозе им. Войкова в должности матроса "СЧС-7040", мастера добычи СЧС "Ураган" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за исключением 10 месяцев, в которых отсутствует начисление заработной платы: февраль, апрель, май, июнь, июль 1997 года, февраль, март, апрель 1998 года, май, июнь 2000 года;
включить в общий страховой стаж Антакяна А.П. период его работы в рыболовецком колхозе им. Войкова с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением 10 месяцев, в которых отсутствовало начисление заработной платы: февраль, апрель, май, июнь, июль 1997 года, февраль, март, апрель 1998 года, май, июнь 2000 года.
Не согласившись с данным решением суда, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /л.д. 63-67/.
Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что общий стаж работы Антакяна А.П. составляет 25 лет 07 месяцев 04 дня, в т.ч. специальный стаж работы в плавсоставе - 04 года 04 месяца 09 дней при необходимых 12 годах и 6 месяцах, т.е. право на назначение пенсии отсутствует. Оснований для включения спорных периодов в общий страховой стаж не имеется, поскольку в материалах пенсионного дела Антакяна А.П. отсутствуют документы, содержащие сведения о выходе на работу и начислении заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в подтверждение периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением 13 месяцев, в которых отсутствует начисление заработной платы), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением 10 месяцев, в которых отсутствует начисление заработной платы) представлена ненадлежащая архивная справка NА-218, выданная ДД.ММ.ГГГГ МКУ "Муниципальный архив города Керчи", а справки от ДД.ММ.ГГГГ N, ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, выданные Рыболовецким колхозом имени Войкова, для назначения пенсии в Управление не предоставлялись, и при вынесении решения об отказе в назначении пенсии не рассматривались, следовательно, не могли быть положены в основу решения суда о признании решения Управления незаконным.
Истцом предоставлены письменные возражения, в которых Антакян А.П. просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы /л.д. 85-87/.
Истец в заседании суда апелляционной инстанции просил оставить решение суда первой инстанции без изменений по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу, ссылаясь на необоснованность доводов апеллянта.
Представитель ответчика в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате и месте рассмотрения был извещен надлежащим образом /л.д. 96/, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие /л.д. 97/, что с учетом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.
Заслушав доклад судьи Онищенко Т.С, пояснения истца, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит частичному изменению, апелляционная жалоба - частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" N23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а так же тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции не соответствует изложенным требованиям в полном объеме.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции при принятии решения допустил такие нарушения.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Согласно положениям Федерального закона "О страховых пенсиях" N400-ФЗ от 28 декабря 2013 года настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии (пункт 1 статьи 1).
Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункты 1-2 статьи 3).
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (пункты 1-2 статьи 8).
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (пункт 9 части 1 статьи 30).
Назначение пенсий, предусмотренных частью 1 статьи 30, осуществляется согласно Спискам соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений. Указанная норма не является самостоятельной, а действует в системной связи с пунктом 9 статьи 30 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать Списки и Правила, регулирующие вопросы досрочного пенсионного обеспечения.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации 16 июля 2014 года приняло постановление N665, согласно которого, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения, в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, применяется Список работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1992 года N 467 "Об утверждении Списка работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности" (пункт "ж" части 1).
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 11 июля 2002 года N516 (пункт 3).
В силу положений указанных Правил N516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 4).
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (пункт 5).
Назначение пенсий, предусмотренных подпунктом 9 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ, оценивается по следующим факторам (критериям):
подтверждение постоянной занятости лица в качестве плавающего состава;
занятость на работах в плавсоставе судна, которое не является портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Исходя из буквального толкования указанных правовых норм, плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Под плавсоставом понимается экипаж судна, состоящего из капитана, штурмана, механика, и их помощников, других лиц командного состава и лиц рядового состава, обеспечивающий управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна.
Сведения, какие сооружения относятся к судам, работа на которых дает плавсоставу право на досрочное пенсионное обеспечение, определяется справкой, выдаваемой судовладельцем.
Согласно статье 26 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна.
К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи.
Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (Порядок N258-н).
Согласно пункту 4 Порядка 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, предусмотренных Списками, оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости не имеется.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, следует, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ УПФ РФ в г. Керчи Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением N от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано по причине отсутствия на дату обращения необходимого специального стажа.
При этом как следует из содержания указанного решения, в специальный стаж истца не включены следующие периоды его работы в рыболовецком колхозе им. Войкова: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности матроса "СЧС-1300", "РС-99", "СЧС-7040" и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях матроса "СЧС-7040", мастера добычи СЧС "Ураган", поскольку отсутствуют первичные документы (должностные инструкции, штатное расписание судна, Устав рыболовецкого колхоза им. Войкова, Устав службы на судах на флота рыбной промышленности, регистровые книги морских судов, судовые журналы табеля учета рабочего времени), подтверждающие занятость в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением к портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).
Разрешая данный спор, и включая в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, исключенные периоды работы истца в рыболовецком колхозе им. Войкова: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности матроса "СЧС-1300", "РС-99", "СЧС-7040" и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях матроса "СЧС-7040", мастера добычи СЧС "Ураган", суд первой инстанции исходил из доказанности его работы в должностях, относящихся к плавсоставу на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) в течение полного рабочего дня.
В силу Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11 октября 1990 года N403/18-85 "Об утверждении Списка отдельных видов судов, профессий и должностей плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности для назначения пенсий за выслугу лет независимо от возраста", капитаны-директора, капитаны (старшины) и их помощники, штурманы, кочегары судов, механики всех наименований и их помощники, мотористы и машинисты всех наименований и их помощники, мастера всех наименований: по добыче, обработке рыбы, рулевые и матросы всех классов и наименований относятся к видам профессий и должностей плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности для назначения пенсий за выслугу лет независимо от возраста.
Согласно части 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, а также пункта 2 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года N225, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую работу.
Из трудовой книжки истца следует, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в рыболовецком колхозе им. Войкова, в частности:
с ДД.ММ.ГГГГ переведен матросом на "СЧС-1300",
с ДД.ММ.ГГГГ переведен матросом на "РС-99",
с ДД.ММ.ГГГГ переведен матросом на "СЧС-7040",
ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию,
ДД.ММ.ГГГГ принят матросом на "СЧС-7040",
с ДД.ММ.ГГГГ назначен мастером добычи на "СЧС-Ураган",
ДД.ММ.ГГГГ уволен с работы /л.д. 16-17/.
Как усматривается из исторической справки, рыболовецкий колхоз им. Войкова Крымрыбакколхозсоюза начал свою деятельность с января 1946 года.
Согласно приказам Министерства рыбной промышленности УССР от 07 июля 1956 года и решения Крымрыбакколхозсоюза от 20 июля 1956 года, Крымрыбакколхозсоюз был ликвидирован. Рыболовецкие колхозы были переданы в ведение Крымского государственного рыбопромышленного треста.
Крымрыбакколхозсоюз возобновил свою деятельность с 25 апреля 1967 года на основании постановления Совета Министров УССР от 24 февраля 1967 года, в ведение которого перешел рыболовецкий колхоз.
Рыболовецкий колхоз им. Войкова Крымрыбакколхозсоюза ликвидирован на основании решения Хозяйственного суда АР Крым от 09 марта 2011 года N2-4/18769 и снят с Единого государственного реестра с 17 марта 2011 года /л.д. 26/.
Согласно архивным справкам от 10 августа 2016 года, в документах рыболовецкого колхоза им. Войкова имеются сведения о работе Антакяна Акопа Перчовича с 23 декабря 1996 года по 04 августа 2003 года матросом, рыбобработчиком /л.д. 21/.
Приказом Минрыбхоза СССР от 16 сентября 1983 года N443 введено в действие "Положение о классификации судов промыслового флота" с 01 января 1984 года.
Положение о классификации судов промыслового флота распространяется на все морские, самоходные суда промыслового флота длиной 24 метра и более, определяет условия, в соответствии с которыми каждое судно промыслового флота должно быть причислено к определенному, соответствующему его размерениям, классу судов.
В соответствии с данным Положением, промысловый флот включает: добывающие, обрабатывающие, приемно-транспортные и вспомогательные суда.
Добывающее судно - судно промыслового флота для ведения водного промысла и обработки объектов этого промысла. Под объектами водного промысла следует понимать рыбу, китов, морского зверя, моллюсков, головоногих, водоросли и др.
Министерством рыбного хозяйства СССР всем основным типам судов промыслового флота, находящимся в ведении подведомственных организаций и предприятий, присваиваются символы класса, указанные в Приложении к настоящему Положению.
Судно промыслового флота "СЧС-1300", "РС-99", "СЧС-7040 и "СЧС-Ураган" являются рыболовными и относятся к добывающим судам, представляют собой сейнер, т.е. судно, ведущее лов при помощи кошелкового невода, поднимаемого грузовой стрелой.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 14 Постановления Пленума "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" N25 от 20 декабря 2005 года указал, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Статьей 6 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", подписанного Российской Федерацией и Республикой Украиной, предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР до вступления в силу настоящего Соглашения.
Положения Конституции Российской Федерации (статьи 6, 15, 17, 18, 19 и 55) по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N400-ФЗ, который вступил в силу с 01 января 2015 года, периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы, дающих право на досрочное назначение пенсии.
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Согласно части 6 статьи 11 указанного закона законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территории Республики Крым с 01 января 2015 года.
Следовательно, до 01 января 2015 года в части пенсионного обеспечения на территории Республики Крым действовало законодательство Украины, принятое не позднее 21 февраля 2014 года.
Положениями статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В силу пункта "д" статьи 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" N1788-XII от 05 ноября 1991 года, который действовал на территории Республики Крым в период со дня его вступления в силу (01 апреля 1992 года) и до 31 декабря 2014 года, на льготных условиях имели право на пенсию по возрасту, мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии со справкой, уточняющей особый характер работы и условий труда, необходимые для назначения льготной пенсии, от 09 ноября 2005 года, которая была составлена на основании распоряжений по рыбколхозу им. Войкова, личной карточки формы Т-2 и ведомостей по заработной плате /л.д. 21/, истец работал в рыболовецком колхозе им. Войкова с полным рабочим днем в плавсоставе флота рыбной промышленности в качестве:
матроса "СЧС-1300" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (что в календарном исчислении составляет 01 год 03 месяца и 11 дней);
матроса "РС-99" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (что в календарном исчислении составляет 05 лет 11 месяцев и 21 день);
матроса "СЧС-7040" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (что в календарном исчислении составляет 0 год 08 месяцев и 24 дня);
матроса "СЧС-7040" с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ включительно (что в календарном исчислении составляет 05 лет 1 месяц и 06 дней);
мастера добычи "СЧС-Ураган" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (что в календарном исчислении составляет 01 год 06 месяцев и 06 дней).
Указанные суда ("СЧС-1300", "РС-99", "СЧС-7040" и "СЧС-Ураган") не относятся к служено-разъездным пригородного и внутригородского сообщения, постоянно работающих на акватории порта.
Этот вид судов относился к производственным судам флота рыбной промышленности, занятым добычей, обработкой рыбы и морепродуктов.
Занимаемые истцом должности (матрос "СЧС-1300", "РС-99" и "СЧС-7040"; мастер добычи "СЧС-Ураган") соответствовали статье 55 "д" Закона Украины от 05 ноября 1991 года.
Количество выработанного истцом минимума в периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рыболовецком колхозе им. Войкова подтверждается соответствующей ведомостью /л.д. 20/.
Согласно архивным справкам, составленным на основании ведомостей по заработной плате за 1987-1996 года, в период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (07 лет 11 месяцев и 26 дней) в рыболовецком колхозе им. Войкова, отсутствует начисление ему заработной платы за 13 месяцев, а именно:
в июне 1989 года (1 месяц),
в июне 1990 года (1 месяц),
в январе, июле и августе 1991 года (3 месяца),
в феврале и августе 1992 года (2 месяца),
в мае 1993 года (1 месяц),
в октябре 1994 года (1 месяц),
в феврале, апреле, июле и августе 1996 года (4 месяца).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости включения в льготный стаж работы в должностях плавсостава судов флота рыбной промышленности период работы Антакяна А.П. в рыболовецком колхозе им. Войкова в должности матроса "СЧС-1300", "РС-99", "СЧС-7040" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением 13 месяцев, в которых отсутствует начисление заработной платы, что составляет 06 лет 10 месяцев и 26 дней (07 лет 11 месяцев и 26 дней - 01 год и 01 месяц).
Доводы жалобы в данной части не опровергают выводов суда и основаны на неправильном толковании указанных положений закона, в связи с чем подлежат отклонению.
В соответствии со справкой о заработке для исчисления пенсии и архивной справкой, составленным на основании ведомостей по заработной плате за 1996-2003 года, в период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рыболовецком колхозе им. Войкова, отсутствует начисление ему заработной платы за 11 месяцев, а именно:
в феврале, апреле, мае, июне и июле 1997 года (5 месяцев),
в феврале, марте и апреле 1998 года (3 месяца),
в ноябре 1999 года (1 месяц),
в мае и июне 2000 года (2 месяца).
Таким образом, включению в льготный стаж работы в должностях плавсостава судов флота рыбной промышленности подлежит период работы Антакяна А.П. в рыболовецком колхозе им. Войкова в должностях матроса "СЧС-7040", мастера добычи СЧС "Ураган" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением 11 месяцев, в которых отсутствует начисление заработной платы, что составляет 05 лет 08 месяцев и 12 дней (06 лет 07 месяцев и 12 дней - 0 лет 11 месяцев и 0 дней).
Суд первой инстанции неправильно указал, что исключению подлежат 10 месяцев (а не 11 месяцев), в которых отсутствует начисление заработной платы, в связи с чем, жалоба в данной части подлежит удовлетворению частично, а решение суда первой инстанции в данной части необходимо изменить с указанием о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым обязанности включить в льготный (специальный) стаж работы в должностях плавсостава судов флота рыбной промышленности период работы Антакяна А.П. в рыболовецком колхозе им. Войкова в должности матроса "СЧС-7040", мастера добычи СЧС "Ураган" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за исключением 11 месяцев, в которых отсутствует начисление заработной платы: февраль, апрель, май, июнь, июль 1997 года, февраль, март, апрель 1998 года, ноябрь 1999 года, май, июнь 2000 года, что составляет 05 лет 08 месяцев и 12 дней (06 лет 07 месяцев и 12 дней - 11 месяцев).
Принимая во внимание установленные при рассмотрении дела обстоятельства, а, также учитывая требования статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что в спорные периоды истец работал в должностях, относящихся к плавсоставу на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) в течение полного рабочего дня.
Исходя из конституционного принципа, ограничение в получении досрочной пенсии по причине отсутствия необходимых дополнительных документов, которые гражданин по независящим от него обстоятельствам не может представить в пенсионный орган, не отвечает вышеуказанным целям, следовательно, данное право гражданина не может быть ограничено по этим основаниям. Доказательство тому, что работа истца протекала на условиях неполной занятости, при рассмотрении дела не установлено, в связи с чем, доводы жалобы в данной части судебная коллегия отклоняет.
При таких обстоятельствах, стаж работы истца в должностях, относящихся к плавсоставу на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) в течение полного рабочего дня (специальный стаж) составляет 16 лет 11 месяцев и 17 дней (04 года 04 месяца и 09 дней, которые засчитаны ответчиком, + 06 лет 10 месяцев и 26 дней + 05 лет 08 месяцев и 12 дней, которые подлежат зачету ответчиком по решению суда), при необходимых - не менее 12 лет и 6 месяцев.
Доводы жалобы о том, что на дату обращения в Пенсионный фонд из представленных истцом документов отсутствовали необходимые справки (о заработке для исчисления пенсии, уточняющие особый характер работы и условий труда), опровергаются представленными суду доказательствами и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения суда.
Также, как следует из содержания решения от ДД.ММ.ГГГГ, в общий страховой стаж истца не включен период его работы в рыболовецком колхозе им. Войкова: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (04 года 0 месяцев и 09 дней) в должностях матроса "СЧС-7040", мастера добычи СЧС "Ураган", т.к. за данный период работы отсутствуют сведения о выходе на работу и начисления заработной платы.
Разрешая данный спор, и включая в общий страховой стаж исключенный период работы истца в рыболовецком колхозе им. Войкова с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях матроса "СЧС-7040", мастера добычи СЧС "Ураган", суд первой инстанции исходил из доказанности о его выходе на работу и начисления ему заработной платы в указанный период времени, за исключением периодов времени, за которые отсутствуют данные о начислении заработной платы.
Проверяя законность решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика, суд апелляционной инстанции находит выводы суда правильными.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного страхования (до ДД.ММ.ГГГГ) является трудовая книжка.
Из трудовой книжки истца следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в рыболовецком колхозе им. Войкова, в частности:
ДД.ММ.ГГГГ принят матросом на "СЧС-7040",
с ДД.ММ.ГГГГ назначен мастером добычи на "СЧС-Ураган",
ДД.ММ.ГГГГ уволен с работы /л.д. 16-17/.
Пунктом 66 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N1015 от 02 октября 2014 года установлено, что годы, в течение которых гражданин являлся членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия (независимо от причины), засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы. Календарные годы, указанные в трудовой книжке колхозника, в которых не было ни одного выхода на работу, из подсчета исключаются.
Как уже указывалось, в соответствии со справкой о заработке для исчисления пенсии и архивной справкой, составленным на основании ведомостей по заработной плате, в период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рыболовецком колхозе им. Войкова, отсутствует начисление ему заработной платы за 11 месяцев, а именно:
в феврале, апреле, мае, июне и июле 1997 года (5 месяцев),
в феврале, марте и апреле 1998 года (3 месяца),
в ноябре 1999 года (1 месяц),
в мае и июне 2000 года (2 месяца).
Таким образом, включению в общий страховой стаж подлежит период работы Антакяна А.П. в рыболовецком колхозе им. Войкова в должностях матроса "СЧС-7040", мастера добычи СЧС "Ураган" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением 11 месяцев, в которых отсутствует начисление заработной платы, что составляет 03 года 01 месяц и 09 дней (04 года 0 месяцев и 09 дней - 0 лет 11 месяцев и 0 дней).
Суд первой инстанции неправильно указал, что исключению подлежат 10 месяцев (а не 11 месяцев), в которых отсутствует начисление заработной платы, в связи с чем, жалоба в данной части подлежит удовлетворению частично, а решение суда первой инстанции в данной части необходимо изменить, указав о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым обязанности включить в общий страховой стаж период работы Антакяна А.П. в рыболовецком колхозе им. Войкова в должности матроса "СЧС-7040", мастера добычи СЧС "Ураган" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за исключением 11 месяцев, в которых отсутствует начисление заработной платы: февраль, апрель, май, июнь, июль 1997 года, февраль, март, апрель 1998 года, ноябрь 1999 года, май, июнь 2000 года, что составляет 03 года 01 месяц и 09 дней (04 года 0 месяцев и 09 дней - 0 лет 11 месяцев и 0 дней).
При таких обстоятельствах, общий страховой стаж работы истца составляет 28 лет 08 месяцев и 13 дней (25 лет 07 месяцев и 04 дня, которые засчитаны ответчиком, + 03 года 01 месяц и 09 дней, которые подлежат зачету ответчиком по решению суда), при необходимых - не мене 25 лет.
С учетом изложенного, общий страховой стаж истца составляет 28 лет 08 месяцев и 13 дней, в том числе в должностях плавсостава (т.е. льготный) - 16 лет 11 месяцев и 17 дней.
Принимая во внимание положения статьи 2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", суд первой инстанции обосновано указал, что ответчик обязан был досрочно назначить истцу страховую пенсию по старости - с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по достижению им 55 летнего возраста (при наличии необходимых не менее 12 лет 6 месяцев работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности /за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения/ и страхового стажа не менее 25 лет), а потому решение ответчика об отказе в досрочном назначении Антакян А.П. страховой пенсии по старости является незаконными, нарушающими гарантированное статьёй 39 Конституции Российской Федерации право истцов на социальное обеспечение по возрасту.
С учетом изложенного судебная коллегия отклоняет иные доводы жалобы, поскольку разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 10 августа 2017 года частично изменить, обязав Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым включить (засчитать) Антакяну А.П.:
в льготный (специальный) стаж работы в должностях плавсостава судов флота рыбной промышленности период работы Антакяна А.П. в рыболовецком колхозе им. Войкова в должности матроса "СЧС-7040", мастера добычи СЧС "Ураган" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за исключением 11 месяцев, в которых отсутствует начисление заработной платы: февраль, апрель, май, июнь, июль 1997 года, февраль, март, апрель 1998 года, ноябрь 1999 года, май, июнь 2000 года, что составляет 05 лет 08 месяцев и 12 дней (пункт 5 резолютивной части решения суда);
в общий страховой стаж период работы Антакяна А.П. в рыболовецком колхозе им. Войкова в должности матроса "СЧС-7040", мастера добычи СЧС "Ураган" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за исключением 11 месяцев, в которых отсутствует начисление заработной платы: февраль, апрель, май, июнь, июль 1997 года, февраль, март, апрель 1998 года, ноябрь 1999 года, май, июнь 2000 года, что составляет 03 года 01 месяц и 09 дней (пункт 6 резолютивной части решения суда).
В остальной части решение Керченского городского суда Республики Крым от 10 августа 2017 года (в части: признания неправомерным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности включения в льготный стаж работы в должностях плавсостава период работы Антакяна А.П. в рыболовецком колхозе им. Войкова в должности матроса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением 13 месяцев, в которых отсутствует начисление заработной платы, что составляет 06 лет 10 месяцев и 26 дней) - оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.