Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г,
судей Кураповой З.И. и Тимошенко Е.Г,
при секретаре Могильной А.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зинченко Е.П. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Якубову Д.К. о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, заинтересованное лицо: администрация Гвардейского сельского поселения Симферопольского района, по апелляционной жалобе представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Ачкинадзе А.А. на решение Центрального районного суда г. Симферополя от 17 августа 2017 года, которым требования заявленные Зинченко Е.П. удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Зинченко Е.П. обратилась в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в котором просила признать незаконным отказ ответчика в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - земельный участок, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес", "адрес", выраженный в сообщении от 10 августа 2016 года N 90/016/984/2016-1472, также просил обязать ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности. В обоснование заявленных требований указано на то, что решением 18-ой сессии 6-го созыва Гвардейского поселкового совета от 17 августа 2017 года Зинченко Е.П. было дано разрешение на разработку технической документации по землеустройству в части составления документов по выдаче государственного акта на право собственности на земельный участок площадью 0,07 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по "адрес", в "адрес". Решением 26 сессии 6 созыва Гвардейского поселкового совета от 18 октября 2013 года Зинченко Е.П. было дано разрешение на разработку проекта землеустройства в части отвода земельного участка площадью 0,07 га в аренду сроком на 15 лет, по указанному адресу, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. Действие решения от 17 августа 2012 года прекращено в связи с изменениями ЗК Украины. После принятия Республики Крым в состав Российской Федерации заявитель поставил земельный участок на кадастровый учёт. Постановлением администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 11 августа 2015 года N 129 указанный земельный участок был передан в собственность Зинченко Е.П. Административный истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации права собственности. По результатам рассмотрения его заявления, было выдано сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности от 10 августа 2016 года. Считает, что постановление администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 11 августа 2015 года N 129 было принято в пределах полномочий местной администрации, а обжалуемое решение направлено на переоценку решения местной администрации, что не входит в компетенцию административного ответчика.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя от 17 августа 2017 года заявленные требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ в регистрации права собственности и на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Зинченко Е.П, в остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Ачкинадзе А.А, не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Центрального районного суда г. Симферополя от 17 августа 2017 года и принять по делу новое решение которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что решением 26 сессии 6 созыва Гвардейского поселкового совета от 18 октября 2013 года Зинченко Е.П. было дано разрешение на разработку проекта землеустройства в части отвода земельного участка в аренду сроком на 15 лет, в связи с чем у администрации Гварейского района не было полномочий, в порядке завершения оформления права, предоставлять земельный участок в собственность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
Согласно ст. 310 КАС РФ основаниями для безусловной отмены решения суда первой инстанции являются 1) рассмотрение административного дела судом в незаконном составе; 2) рассмотрение административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; 3) необеспечение права лиц, участвующих в деле и не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, давать объяснения, выступать, заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке или на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика; 4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле; 5) если решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо если решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего административное дело; 6) отсутствие в деле протокола судебного заседания; 7) нарушение правил о "данные изъяты" совещания судей при принятии решения.
Решением 18-ой сессии 6-го созыва Гвардейского поселкового совета от 17 августа 2017 года Зинченко Е.П. было дано разрешение на разработку технической документации по землеустройству в части составления документов по выдаче государственного акта на право собственности на земельный участок площадью 0,07 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по "адрес", в "адрес".
Решением 26 сессии 6 созыва Гвардейского поселкового совета от 18 октября 2013 года Зинченко Е.П. было дано разрешение на разработку проекта землеустройства в части отвода земельного участка площадью 0,07 га в аренду сроком на 15 лет, по указанному адресу, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. Пунктом 2 указанного решения, действие решения от 17 августа 2012 года прекращено "в связи с изменениями ЗК Украины".
Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учёт и ему присвоен кадастровый N.
Согласно выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 03 февраля 2016 года N 21 (л.д. 16-17), указанный земельный участок находится в собственности данного муниципального образования.
22 июня 2015 года Зинченко Е.П. обратилась в администрацию Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав на земельные участки в соответствии постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N 313.
Постановлением администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 11 августа 2015 года N 129 указанный земельный участок был передан в собственность Зинченко Е.П.
Административный истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации права собственности на указанный земельный участок.
Сообщением государственного регистратора Якубова Д.К. от 10 августа 2016 года N 90/016/984/2016-1472 Зинченко Е.П. отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - земельный участок, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес", "адрес".
Административным истцом оспаривается указанное решение об отказе в регистрации права собственности.
В качестве основания для принятия оспариваемого решения указано на "несоответствие правомочия, на котором был предоставлен земельный участок, праву, указанному в решении о разрешении на разработку документации по землеустройству".
Административный истец, ссылаясь на то, что в порядке завершения оформления прав на земельный участок, он может быть предоставлен органами местного самоуправления, только на том праве, на котором ему была разрешена разработка проекта.
Суд первой инстанции, признавая незаконным оспариваемое решение, указал на то, что постановление администрации не отменено и не утратило в силу, в связи с чем право подлежит регистрации.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
На момент подачи заявления Зинченко Е.П. о регистрации права собственности, порядок такой регистрации регулировался Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст. 13 указанного закона, государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: - приём документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; - внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; - совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведённой государственной регистрации прав.
Законодательство, действовавшее на момент вынесения решения об отказе в государственной регистрации, не содержало специальных норм о пределах правовой экспертизы, в связи с чем, государственный регистратор обоснованно руководствовался Письмом Росреестра от 28.08.2013 N14-исх/07892-ГЕ/13 "О проведении территориальными органами Росреестра правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов" с учётом изменений действовавшего законодательства.
Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
Таким образом, государственный регистратор был вправе, при проведении правовой экспертизы, проверить законность представленного на регистрацию постановления администрации.
При этом следует, учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества в суд), до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В части 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В развитие вышеуказанных норм был принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Согласно ч. 1 ст. 13 указанного закона, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
В соответствии с п. 9 ст. 3 Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Из анализа приведённых норм следует, что земельный участок, в порядке завершения оформления прав, может быть предоставлен только на том праве, на котором было разрешено составление проекта по землеотводу.
В ином случае, земельный участок предоставляется в другом порядке.
Как указано выше, решением 26 сессии 6 созыва Гвардейского поселкового совета от 18 октября 2013 года Зинченко Е.П. было дано разрешение на разработку проекта землеустройства в части отвода земельного участка в аренду, при этом, пунктом 2 указанного решения, действие решения от 17 августа 2012 года прекращено.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение государственного регистратора является законным и обоснованным, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя от 17 августа 2017 года отменить и принять по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Зинченко Е.П. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Якубову Д.К. о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности.
Председательствующий:
Е.Г. Павловский
Судьи:
З.И. Курапова
Е.Г. Тимошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.