Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г,
судей Кураповой З.И. и Тимошенко Е.Г,
при секретаре Могильной А.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Есиковой Н.Н. к администрации г. Ялты Республики Крым об оспаривании постановления, заинтересованные лица: Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым, по апелляционной жалобе заместителя начальника Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Савватеева О.С. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 02 мая 2017 года, которым административное исковое заявление Есиковой Н.Н. удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Есикова Н.Н. обратилась в суд с требованиями о признании незаконным и отмене постановления администрации г. Ялты Республики Крым от 31 октября 2016 года N 4023-п об отказе в предоставлении Есиковой Н.Н. в аренду в порядке завершения оформления прав, земельного участка, кадастровый N, по адресу: "адрес", "адрес", "адрес" в границах указанных в кадастровом паспорте, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что решением Симеизского поселкового совета от 19 июня 2012 года N 55 утвержден проект землеустройства по отводу Есиковой Н.Н. в аренду сроком на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью 0,04 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: "адрес". Административный истец в феврале 2016 года обратилась в администрацию г. Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении ей в аренду в порядке завершения оформления прав указанного земельного участка, приложив все необходимые документы. Вместе с тем, постановлением администрации г. Ялты Республики Крым от 31 октября 2016 года N 4023-п ей было отказано в предоставлении земельного участка в аренду в порядке завершения оформления прав на указанный земельный участок, в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта. Считает, что данное постановление является незаконным и нарушает ее права.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 02 мая 2017 года требования, заявленные Есиковой Н.Н, удовлетворены частично. Постановление администрации г. Ялты Республики Крым от 31 октября 2016 года N 4023-п об отказе Есиковой Н.Н. в предоставлении в порядке завершения оформления прав в аренду земельного участка площадью 400 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", пгт. "адрес", кадастровый N, признано незаконным. С администрации г. Ялта Республики Крым в пользу Есиковой Н.Н. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Дополнительным решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 октября 2017 года отказано в удовлетворении требований Есиковой Н.Н. о возложении обязанности повторно рассмотреть её заявление.
Заместитель начальника Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Савватеев О.С, не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 02 мая 2017 года и принять по делу новое решение, которым отказать в требованиях заявленных Есиковой Н.Н. В обоснование жалобы указывает на то, на сегодняшний день решение Симеизского поселкового совета является недействующим в силу Земельного кодекса Украины и внесений изменений и дополнений к нему. Согласно внесенных изменений, все решения принятые органом местного самоуправления до 14 октября 2008 года подлежали завершению оформления до 14 августа 2008 года. Кроме того, согласно сведениям Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты, предоставленным в письме от 04 октября 2016 года N 02-08/8620, размещение испрашиваемого земельного участка не соответствует "Генеральному плану Большая Ялта", утверждённому постановлением Совета Министров АРК N 156 от 15 июня 1993 года, поскольку вид функционального использования земельного участка - территория курортно-рекреационных учреждений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что решением Симеизского поселкового совета от 4 ноября 2009 года Есиковой Н.Н. дано разрешение на составление проекта отвода в аренду земельного участка площадью 0,04 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: "адрес".
Решением Симеизского поселкового совета от 19 июня 2012 года N 55 Есиковой Н.Н. утверждён проект землеустройства по отводу земельного участка в аренду Есиковой Н.Н. для строительства для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенного по адресу: "адрес" Есиковой Н.Н. передан земельный участок в аренду сроком на 49 лет (до 19 июня 2061 года).
Во исполнение данного решения договор аренды земельного участка с Есиковой Н.Н. заключён не был.
Согласно материалам дела, представитель Есиковой Н.Н. - Сологуб П.В. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта с заявлением о предоставлении Есиковой Н.Н. вышеуказанного земельного участка в аренду в порядке завершения оформления прав.
Постановлением администрации города Ялта от 31 октября 2016 года N 4023-п Есиковой Н.Н. отказано в предоставлении, в порядке завершения оформления прав, в аренду земельного участка общей площадью 400 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N. Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду послужило несоответствие места расположения земельного участка градостроительной документации.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", ст. 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 13 Закона N 38-3PK завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату. Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: 1) бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; 2) за плату - в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; 3) в аренду - лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.
Положения ст. 13 Закона N 38-3PK предусматривают порядок завершения оформления прав на земельные участки, на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Вместе с тем, административным ответчиком не учтено, что решение Симеизского поселкового совета от 4 ноября 2009 года было реализовано и решением Симеизского поселкового совета от 19 июня 2012 года N 55 Есиковой Н.Н. был уже предоставлен земельный участок в аренду, в связи с чем ст. 13 Закона N 38-3PK на данные правоотношения не распространяются.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее Порядок N 313).
Пунктом 1 установлено, что данный Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ.
Согласно п. 6 указанного Порядка, заявление о предоставлении земельного участка должно содержать: 1) имя (наименование) заявителя; 2) просьбу о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона. При этом должен быть указан желаемый вид права на земельный участок (при условии, что допускается предоставление земельного участка на различных видах прав); 3) адрес, телефон или иной способ связи с заявителем; 4) ссылка на правовое основание льготного (бесплатного) предоставления земельного участка.
В соответствии с п. 7 Порядка, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются: 1) для физических лиц - копия документа, подтверждающего личность гражданина; 2) для юридических лиц: копия устава, заверенная данным юридическим лицом; копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенная данным юридическим лицом; копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе Российской Федерации; 3) подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права; 4) копия решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона; 5) кадастровый паспорт земельного участка или кадастровая выписка о земельном участке, содержащий сведения о его границах; 6) документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 1 - 4 настоящего пункта; 7) документ, подтверждающий соответствующие полномочия заявителя (при подаче заявления представителем заявителя); 8) материалы документации по землеустройству, разработанной на основании решения, указанного в подпункте 4 настоящего пункта, в том числе графический материал, позволяющий определить место расположения земельного участка (при наличии).
Подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 данного Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления (пункт 8).
Учитывая, что решение Симеизского поселкового совета от 4 ноября 2009 года было реализовано, путём предоставления земельного участка, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поданное заявление подлежало оставлению без рассмотрения.
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление администрации города Ялты Республики Крым от 31 октября 2016 года принято с нарушением существующего в Республике Крым порядка, вследствие чего судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения требований Есиковой Н.Н. о признании незаконным постановления администрации г. Ялты Республики Крым от 31 октября 2016 года N 4023-п.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного решения не судебная коллегия усматривает
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 02 мая 2017 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заместителя начальника Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Савватеева О.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Г. Павловский
Судьи:
З.И. Курапова
Е.Г. Тимошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.