Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Михалиной С.Е.,
судей Исюк И.В, Леоновой С.В,
при секретаре Родиной С.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Исюк И.В, дело по апелляционной жалобе представителя истца Яроховича Э.М. по доверенности Гладкова В.В. на решение Симоновского районного суда г.Москвы от 25 мая 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Яроховича Э.М. к ГБУ города Москвы "Жилищник Даниловского района" об обязании произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги, признании незаконными действий по приостановлению (отключению) электроснабжения, признании квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг не соответствующими требований Правил предоставления коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, штрафа, о защите прав потребителя - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Ярохович Э.М. обратился с иском к ГБУ "Жилищник Даниловского района" об обязании произвести перерасчет платы за ЖКУ; признании незаконными действий по приостановлению (отключению) электроснабжения; признании квитанций на оплату ЖКУ не соответствующими п.п. 69,70 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП N 354 от 06.05.2011 года N354 и приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.12.2014 года N924/пр; компенсации морального вреда в размере 200000 руб, взыскании судебных расходов в размере 40000 руб, а также штрафа в размере 120 000 руб, в обоснование иска указывая, что является собственником квартиры N, расположенной по адресу: адрес. Между истцом и ответчиком ГБУ "Жилищник Даниловского района" не заключен договор управления многоквартирным домом в письменной форме. 08.04.2016 года истец обратился в адрес ответчика с претензией об обеспечении исполнения требований пунктов 31, 83, 84 Постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 года и принятии показаний приборов учета воды по состоянию на 07.04.2016 года, также просил произвести перерасчет платы за коммунальные услуги с последующей выдачей документов, содержащих правильные начисления. Согласно ответа ГБУ "Жилищник Даниловского района" от 20.04.2016 года истцу даны разъяснения положения Правил, порядка и сроков подачи показаний индивидуальных приборов учета. 11.07.2016 года после обращения в Госжилинспекцию адрес ответственным представителем ГБУ "Жилищник Даниловского района" было произведено контрольное снятие показаний с ИПУ истца, однако, начисления платежей по услугам водоснабжения продолжали осуществляться по нормативу без учета акта сверки показаний ИПУ от 11.07.2016 года. Ввиду образовавшейся задолженности, в связи с несвоевременной и не в полном объеме оплатой ЖКУ, 21.10.2016 года ответчиком было принято решение и произведено отключение квартиры истца от электроснабжения (приостановлено электроснабжение). Полагая, что не обеспечив своевременную проверку состояния ИПУ и снятие показаний приборов учета, приостановив электроснабжение квартиры и не предоставив платежные документы нового образца для оплаты коммунальных услуг, с указанием информации, предусмотренной п.п.69, 70 указанных Правил и приказа, ответчик нарушил права истца как потребителя, истец обратился в суд с данными требованиями.
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, исковые требования не признал, поддержал представленные возражения.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого просит представитель истца Яроховича Э.М. по доверенности Гладков В.В. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Гладкова В.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, учитывая надлежащее извещение других участвующих в деле лиц, их неявку в заседание судебной коллегии, не сообщение об уважительных причинах неявки, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в данном судебном заседании и не находит правовых оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Также на основании вышеназванной нормы и ст. 210 ГК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения (принадлежащего ему имущества).
В силу ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ч. 3, ч. 4 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В силу ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
В ст. 158 ЖК РФ закреплено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Начисление производится на основании постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", п. 3.2. постановления Правительства Москвы от 25.02.2014 г. N 75-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 10.02.2004 г. N 77-ПП", постановления Правительства Москвы от 28.07.1998 г. N 566-ПП "О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения в адрес".
В соответствии с п.п. 117, 118 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исполнитель коммунальных услуг вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 (один) месяц после письменного уведомления потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
Как следует из материалов дела, Ярохович Э.М. является собственником квартиры, расположенной по адресу: адрес. В квартире зарегистрированы: Ярохович Э.М, г.р. (истец) и фио, г.р.
Согласно информации ГБУ "МФЦ г.Москвы" субсидия на жилищно-коммунальные услуги не начисляется; меры социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги не предоставляются.
Ответчик ГБУ "Жилищник Даниловского района" является управляющей организацией, осуществляющей техническую эксплуатацию и обслуживание жилищного фонда, в том числе дома N по адрес.
21.02.2013 г. в квартире истца введены в эксплуатацию индивидуальные приборы учета (ИПУ ХВС и ГВС).
Согласно вышеприведенным требованиям закона, расчет платежей за услуги водоснабжения для жилых помещений, в которых установлены ИПУ, производится: - по показаниям ИПУ, предоставляемым ежемесячно жителем; - по среднему значению, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" с последующим проведением перерасчета по услугам водоснабжения, согласно предоставляемым жителем показаниям ИПУ.
По данным ведомости показаний индивидуальных приборов учета в базе данных Автоматизированной системы управления "Информационное обеспечение деятельности Единого информационно-расчетного центра" (АСУ ЕИРЦ) показания приборов учета предоставляются истцом через сайт предоставления государственных услуг адрес: http//pgu.mos.ru.
Последние показания ИПУ истца были введены по состоянию на 01.08.2015 г.
Согласно положениям приведенного выше Постановления, в случае если показания ИПУ не передавались более 3-х месяцев, доступ к базе данных по АСУ ЕИРЦ закрывается, после чего их необходимо внести специалистом для автоматизированного открытия доступа.
На основании постановления Правительства РФ N354 п.59, 59б, п.60 в случае, если показания не предоставлены более 6-ти месяцев подряд, (неисправность ИПУ или истечения срока его поверки, установленного заводом - производителем), использование ИПУ для расчетов размера платы приостанавливается, закон обязывает производить расчет по нормативу.
С марта 2016 г. расчеты по услугам водоснабжения введены в базе АСУ ЕИРЦ по нормативу: ХВС - 6,935 м3 (на 1 чел.), ГВС - 4,745 м3 (на 1 чел.).
Начисление платежей по услугам водоснабжения, исходя из показаний ИПУ, возобновляется с момента акта сверки показаний ИПУ, проведения поверки ИПУ, начиная с контрольных показаний ИПУ.
11.07.2016 г. ответственным представителем ответчика было произведено контрольное снятие показаний с ИПУ, с дальнейшей передачей в адрес Даниловский, для возобновления расчетов по ИПУ.
В связи с тем, что истцом не передавались показания ИПУ свыше шести месяцев подряд, расчеты по услугам водоснабжения производились по нормативу.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 01.09.2016 г. задолженность истца по оплате ЖКУ составляла сумма.
Доказательств тому, что ответчиком было произведено приостановление или ограничение коммунальных услуг по позиции "электроэнергия", истцом не представлено.
В соответствии с п. 3.2.1 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в адрес в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" функции начисления платежей и функции жилищных организаций по начислению платежей за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги, а также функции формирования ЕПД возложены на государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр города Москвы".
Согласно п. 1 Постановления Правительства Москвы от 29.07.2003 N617-ПП "О работе единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ) и мерах по совершенствованию их деятельности" Правительство Москвы указанным нормативно-правовым актом постановило одобрить работу органов исполнительной власти, входящих в Комплекс городского хозяйства Правительства Москвы, префектур административных округов и ОАО "Банк Москвы" (банк "ВТБ") по созданию эффективной модели учета и расчетов за жилищно-коммунальные услуги через транзитные счета ОАО "Банк Москвы" (Банк "ВТБ").
При этом, согласно абз. 2 преамбулы постановления Правительства Москвы от 29.07.2003 N617-ПП "О работе единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ) и мерах по совершенствованию их деятельности", целью объединения всех основных видов жилищных (эксплуатационных), коммунальных и иных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКУ) в едином платежном документе, организации их централизованной доставки населению, обеспечения сбора большинства видов платежей за ЖКУ через единый платежный документ на транзитные счета и их дальнейшее распределение непосредственно поставщикам услуг, минуя посредников, является повышение степени прозрачности расчетов за ЖКУ, создание условий для обслуживания населения по принципу "одного окна".
С этой целью, между ГБУ МФЦ адрес", ГБУ города Москвы "Жилищник Даниловского района", АКБ "Банк Москвы" (Банк "ВТБ") заключен Договор по информационному обеспечению расчетов населения за жилищно-коммунальные и связанные с ними услуги на основании Единого платежного документа N 70-1011/53/71-14 от 17.07.2014, согласно п. 2.2.1 которого, Банк обязан зачислять платежи плательщиков на счет по сбору платежей за жилищно-коммунальные и эксплуатационные услуги адрес N40911810000180000254.
При этом перечисление денежных средств на счет поставщика осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, нормативных актов ЦБ РФ и действующим в Банке порядком.
Согласно п. 2.2.3 указанного Договора Банк обязан перечислять денежные средства поставщику не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в Банк на счет от плательщиков платежей в оплату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Приложением N1 к Договору N70-1011/53/71-14 от 17.07.2014 утверждено Положение о формировании Единых платежных документов плательщикам, согласно которому устанавливаются реквизиты и содержание Единого платежного документа.
Денежные средства, оплаченные плательщиком платежей за предоставленные ЖКУ на основании ЕПД в полном объеме зачисляются в счет оплаты за предоставленные ЖКУ и распределяются по поставщикам услуг.
Таким образом, форма ЕПД утверждена нормами действующего законодательства.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности, а также учитывая, что представленная сводная ведомость, отражающая начисления истцу коммунальных платежей, не содержит каких-либо несоответствий действующему законодательству, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для их перерасчета с целью уменьшения суммы долга, а также о том, что начисление истцу платы за ГВС и ХВС произведено в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку в ходе рассмотрения дела не было установлено нарушения ответчиком прав истца Яроховича Э.М, как потребителя, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения иска в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда и штрафа.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия оснований не усматривает.
Поскольку истцом с августа 2016 г. данные ИПУ не предоставлялись, начисления были произведены по средним показателям потребления с учётом количества зарегистрированных в квартире лиц. Переход на расчёт по среднемесячному объёму потребления коммунальных ресурсов, а также последующий переход на расчёт по нормативу предоставления потребителем показаний индивидуальных приборов учёта, не влечёт за собой перерасчёта, а регламентирует проверку правильности начислений за оказанные коммунальные услуги.
Доводы апелляционной жалобы истца не могут служить основанием к отмене постановленного судом первой инстанции решения. Судебная коллегия считает, что обстоятельства дела судом первой инстанции были установлены полно и правильно, представленным доказательствам была дана надлежащая правовая оценка, нормы действующего законодательства применены судом верно. Доводы жалобы направлены на иную оценку представленных по делу доказательств, данные доводы выводов суда первой инстанции не опровергают; также судебная коллегия отмечает, что приведенные в жалобе доводы повторяют правую позицию, изложенную истцом в исковом заявлении, которая, в свою очередь, была полно и всесторонне проверена судом первой инстанции при вынесении решения по делу, что нашло свое отражение в мотивировочной части постановленного судом первой инстанции решения.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы. Процессуальных нарушений, которые могут служить основанием к отмене решения, судебная коллегия также не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда г.Москвы от 25 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Яроховича Э.М. по доверенности Гладкова В.В, - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.