Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Мызниковой Н.В,
судей Рачиной К.А, Нестеровой Е.Б,
при секретаре Ильиной Д.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе УСЗН ВАО города Москвы
на решение Перовского районного суда города Москвы от 24 мая 2017 года, которым постановлено:
Признать незаконным отказ ОСЗН района Вешняки г. Москвы от
15.09.2016 г. в выплате Лазаренко Анне Николаевне дополнительной
выплаты на погребение ее умершей несовершеннолетней дочери - Лазаренко
Марии Михайловны.
Обязать ОСЗН района Вешняки г. Москвы выплатить Лазаренко Анне Николаевне дополнительную выплату на погребение ее умершей несовершеннолетней дочери - Лазаренко Марии Михайловны в размере 11 000,00 рублей.
В удовлетворении исковых требований Лазаренко Анны Николаевны к ДСЗН г. Москвы - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском к ОСЗН района Вешняки УСЗН ВАО города Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы об оспаривании решений и обязании произвести дополнительную выплату на погребение, ссылаясь на то, что обратилась 25.07.2016 г. в ОСЗН района Вешняки УСЗН ВАО города Москвы с заявлением о перечислении ей дополнительной выплаты к социальному пособию на погребение по городу Москве, в связи со смертью ее несовершеннолетней дочери Л. ******** г. Письмом от 19.08.2016 г. в дополнительной выплате к социальному пособию на погребение за счет средств города Москвы в размере 11 000,00 руб. ей было отказано. Не согласившись с указанным отказом, истец обратилась к начальнику Управления социальной защиты населения ВАО города Москвы с жалобой на незаконный отказ. Письмом Отдела социальной защиты населения района Вешняки Управления социальной защиты населения ВАО города Москвы от 15.09.2016 г. в дополнительной выплате к социальному пособию на погребение было повторно отказано. Письмом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 27.09.2016 г. в дополнительной выплате на погребение также было отказано. Истец просила признать незаконным отказ ОСЗН района Вешняки от 15.09.2016 г. (исх. N ****) и отказ ДТСЗН города Москвы от 27.09.2016 г. (исх. N ********) в выплате дополнительной выплаты на погребение ее умершей несовершеннолетней дочери, в размере 11 000 руб.; обязать выплатить дополнительную выплату на погребение в размере 11 000 руб.
Истец, ее представитель Григорьев Д.А. в суд явились, исковые
требования поддержали.
Представитель ответчика УСЗН ВАО г. Москвы Васитенкова Е.В. в суд явилась, против иска возражала по доводам письменного отзыва.
Представитель ответчика ДТСЗН г. Москвы Кислова И.М. в суд явилась, против иска возражала по доводам письменного отзыва.
Судом постановлено приведенное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит в апелляционной жалобе УСЗН ВАО г. Москвы.
Истец Лазаренко А.Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, извещена, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Управления социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы, представителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что 25.07.2016 г. Лазаренко А.Н. обратилась в УСЗН ВАО города Москвы с заявлением о перечислении ей дополнительной выплаты к социальному пособию на погребение, предусмотренной в городе Москве, в связи со смертью ее несовершеннолетней дочери Л. ******* г. Письмами от 19.08.2016 г. и от 15.09.2016 г. УСЗН ВАО г. Москвы в дополнительной выплате к социальному пособию на погребение за счет средств города Москвы в размере 11 000,00 руб. ей было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что она не относится к категории лиц, имеющих право на получение данной выплаты. Не согласившись с указанным отказом, истец обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с соответствующей жалобой, однако в соответствии с ответом от 27.09.2016 г. в дополнительной выплате на погребение также было отказано.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что решение об отказе в назначении доплаты к социальному пособию на погребение принято с нарушением положений действующего законодательства и оснований для отказа в дополнительной выплате к социальному пособию на погребение Лазаренко А.Н. не имелось.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении").
Названным требованиям решения суда первой инстанции не соответствует.
В соответствии со ст. 10 Федерального Закона N8-ФЗ от 12.01.1996 г. "О погребении и похоронном деле" в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:
- органом, в котором умерший получал пенсию;
- организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего;
- органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законом определены полномочия трех различных органов для осуществления выплаты пособий на погребение в соответствии с категориями лиц, имеющими право на получение такого пособия и установилпорядок финансирования таких расходов за счет средств соответствующих бюджетов.
При этом, при обращении лица в организацию (иному работодателю), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего, финансирование выплаты пособия осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
При обращении лица в орган социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности, финансирование выплаты пособия осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения предусмотрены и ст. 11 Закона города Москвы от 04.06.1997 N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве".
Согласно постановлению Правительства Москвы от 06.09.2011 г. N420-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы"", постановлению Правительства от 8 декабря 2015 г. N828-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2016 год" доплата к социальному пособию за счет средств бюджета города Москвы в размере 11 000 рублей осуществляется лицам, производившим погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; лиц, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами; а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Из буквального толкования данной нормы следует, что дополнительная выплата к пособию на погребение предусмотрена только двух из трех категорий лиц, имеющих право на получение пособия на погребение:
- лицам, производившим погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, соответственно получившим пособие в органе, в котором умерший получал пенсию;
- лицам, производившим погребение умерших лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами; а так же в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности, соответственно получившим пособие в органе социальной защиты населения по месту жительства.
Для третьей категории лиц, имеющих право на получение пособия и получивших такое пособие на погребение в организации (у иного работодателя), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего, дополнительная выплата к пособию на погребение не предусмотрена.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что Лазаренко А.Н. не получала пособие на погребение в органе социальной защиты населения по месту жительства, как лицо, производившее погребение умершего лица, не подлежащего обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, а дополнительная выплата к пособию на погребение для лиц получивших пособие на погребение в организации (у иного работодателя), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего законом не предусмотрена, судебная коллегия приходит к выводу о том, отказы УСЗН ВАО г. Москвы, а также ДТСЗН г. Москвы в предоставлении Лазаренко А.Н. дополнительной выплаты к пособию на погребение являются правомерными.
При этом, обращает внимание судебная коллегия и на то обстоятельство, что в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие получение Лазаренко А.Н. самого пособия на погребение, о дополнительной выплате к которому она ставила вопрос в настоящем исковом заявлении.
Таким образом, суд первой инстанции неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Лазаренко А.Н. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Перовского районного суда города Москвы от 24 мая 2017 отменить, вынести по делу новое решение.
В удовлетворении требований Лазаренко Анны Николаевны к Управлению социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы об оспаривании решений и обязании выплатить дополнительную выплату на погребение отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.