Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Климовой С.В.
и судей Дегтеревой О.В, Рачиной К.А,
при секретаре Ильиной Д.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ МВД России по городу Москве на решение Тверского районного суда города Москвы от 29 июня 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Хасаева Артура Магтыевича к ГУ МВД России по г. Москве об обязании назначить надбавку к пенсии как неработающему пенсионеру - удовлетворить частично,
обязать ГУ МВД России по г. Москве назначить Хасаеву Артуру Магтыевичу надбавку к пенсии в соответствии с п. "б" ст. 17 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" на двух иждивенцев в размере 64% расчетного размера пенсии с 30.01.2017 с последующей индексацией в установленном законом порядке,
УСТАНОВИЛА:
Хасаев А.М. 15.03.2017 направил в суд иск к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве (далее - ГУ МВД России по г. Москве), в котором просил обязать ответчика назначить надбавку к пенсии как неработающему пенсионеру с момента написания заявления, т.е. с конца января 2017 года, в размере 64% от размера пенсии, что составляет 10 000 руб, мотивируя обращение тем, что 25.01.2017 обратился в центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по г. Москве за назначением надбавки как неработающий пенсионер инвалид 2 группы на троих детей, однако получил отказ ввиду отсутствия необходимых документов, что истец полагает незаконным, поскольку является получателем пенсии, выплачиваемой ответчиком, в связи с чем ответчик располагает всеми необходимыми документами для назначения надбавки к пенсии, учитывая, что оригиналы документов им представлялись ответчику ранее.
В судебное заседание истец не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 10); представитель ответчика иск не признал.
29.06.2017 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ МВД России по г. Москве доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Сальниковым И.В.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика ГУ МВД России по г. Москве по доверенности Сальников И.В. доводы апелляционной жалобы поддержал; истец Хасаев А.М. в судебное заседание не явился, о рассмотрении жалобы извещен надлежащим образом (л.д. 65-67, 72-73), направил письменные возражения на нее, в которых просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 74-76).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Как установлено судом, Хасаев А.М, *** года рождения, проходивший службу в должности инспектора группы направления Управления "ДГ" при МВД Республики Дагестан, уволенный со службы 24.04.2006, с 01.08.2010 принят на пенсионное обеспечение в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по г. Москве в связи с регистрацией по месту жительства по адресу: ***, и ему выплачивается пенсия по инвалидности (2 группы) в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы, на основании п. "б" ст. 21 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-I).
30.01.2017 Хасаевым А.М. подано заявление о назначении надбавки к пенсии на детей (л.д. 7), в ответ на которое 20.02.2017 ответчик сообщил, что истцом не представлен полный пакет документов, а именно подлинники трудовой книжки, свидетельств о рождении детей о перемене имени, а также собственноручно заполненного бланка заявления установленного образца (л.д. 6).
Разрешая требования Хасаева А.М. и удовлетворяя их частично, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик, правомерно отказав в назначении и выплате надбавки на дочь Камиллу, 13.03.2003 года рождения, ввиду получения ею социальной пенсии по инвалидности в органах Пенсионного фонда РФ, безосновательно отказал истцу в назначении и выплате надбавки к пенсии на нетрудоспособных иждивенцев Письменнского Руслана, *** года рождения, и Хасаева Тимура, *** года рождения, в размере 64% от расчетного размера пенсии, поскольку все необходимые документы для назначения указанной надбавки у пенсионного органа имеются в пенсионном деле, а оригиналы трудовой книжки, свидетельств о рождении детей и свидетельства о перемени имени представлялись Хасаевым А.М. при первичном обращении 25.01.2017.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они не основаны на положениях действующего законодательства и имеющихся в деле доказательствах.
Так, в силу ч.1 ст. 24 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I лицам, указанным в ст. 1 Закона, являющимся неработающими инвалидами I и II групп, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в п.п. "а", "б" и "г" ч. 3 ст. 29, ст.ст. 31, 33 и 34 Закона, к назначаемой им пенсии по инвалидности (в том числе исчисленной в минимальном размере) начисляются надбавки в порядке и размерах, которые предусмотрены п. "б" ч. 1 ст. 17 Закона: при наличии одного такого члена семьи, - в размере 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона, при наличии двух таких членов семьи, - в размере 64% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона, при наличии трех и более таких членов семьи, - в размере 100% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона, при этом указанная надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают страховую или социальную пенсию.
Порядок назначения и выплаты пенсии и надбавок к ним установлен разделом VI Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I, положения которого предусматривают, что з аявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов; в этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством РФ (ст. 51 Закона).
В соответствии со ст. 52 указанного Закона заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В силу ст. 54 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I д нем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления (ч. 1). В случаях, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно; при представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в ч. 1 данной статьи (ч. 2).
При этом согласно ст. 55 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I п ерерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится: а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения, а в случае если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Из материалов дела следует, что 30.01.2017 Хасаев А.М. обратился в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по г. Москве с заявлением о назначении надбавки на детей как неработающему пенсионеру, приложив к заявлению копии трудовой книжки, свидетельств о рождении и паспортов детей, а также оригиналы выписки из домовой книги, справки с места учебы Письменского Р.А, справок ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области о получении (неполучении) пенсий Хасаевым Т.А, Письменским Р.А, Хасаевой К.А. и сведений по форме СЗИ-6 в отношении Хасаева А.М. (л.д. 18-36).
При этом каких-либо доказательств того, что 25.01.2017 Хасаевым А.М. представлялись как оригиналы трудовой книжки, свидетельств о рождении и паспортов детей, так и того, что им было подано заявление о назначении надбавки к пенсии не имеется, учитывая, что материалами дела подтверждается только получение Хасаевым А.М. 25.01.2017 памятки о документах, необходимых для назначения надбавки на иждивенцев (л.д. 19).
Кроме того, из копии трудовой книжки Хасаева А.М. следует, что в ней имеются последние записи N *** от 07.07.2007 о присвоении статуса адвоката решением квалификационной комиссии Адвокатской палаты Республики Дагестан, и N 14 от 28.08.2010 об отчислении на основании решения Совета Адвокатской палаты Республики Дагестан в связи с изменением членства по п. 5 ст. 15 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (изменение членства в адвокатской палате одного субъекта РФ на членство в адвокатской палате другого субъекта РФ).
Более того, из текста ответа ЦПО ГУ МВД России по г. Москве от 20.02.2016 не следует, что Хасаеву А.М. было отказано в назначении надбавки, в указанном ответе истцу было предложено представить недостающие документы для ее назначения, учитывая, что такая надбавка к пенсии назначается и выплачивается только неработающим пенсионерам.
При таких данных, оснований полагать, что на момент обращения с иском в суд 15.03.2017 Хасаеву А.М. было безосновательно отказано ответчиком в назначении надбавки к пенсии на иждивенцев как неработающему пенсионеру, а следовательно, и полагать права истца нарушенными, у суда первой инстанции не имелось, учитывая, что ответчик действовал в соответствии с положениями ст. 54 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I, разъяснив в ответе от 20.02.2017 заявителю, какие документы он должен представить для решения вопроса о назначении надбавки, в связи с чем решение Тверского районного суда города Москвы от 29.06.2017 не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Более того, к апелляционной жалобе ответчиком приложено заявление, поданное представителем Хасаева А.М. 12.09.2017 в ЦПО ГУ МВД России по г. Москве о назначении надбавки к пенсии на находящихся у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи как неработающему инвалиду II группы, к которому приложены дополнительные документы, а именно, копия уведомления Совета Адвокатской палаты г. Москвы от 24.01.2017 на имя Хасаева А.М. о приостановлении статуса адвоката с 01.01.2017 в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" ( неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности).
В заседание судебной коллегии ответчиком представлено сообщение ЦПО ГУ МВД России по г. Москве о назначении Хасаеву А.М. с 01.01.2017 надбавки к пенсии на двух иждивенцев в размере 64% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I, и ее выплате за период с 01.01.2017 по 30.09.2017 на основании ст. 55 указанного Закона РФ с момента приобретения права за период не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Учитывая, что в силу ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежат нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы заинтересованного лица, обратившегося в суд, что в данном случае не установлено, а назначение ответчиком надбавки к пенсии имело место не в связи с обращением истца в суд, а в связи с представлением им необходимых для решения пенсионным органом вопроса о назначении надбавки к пенсии документов, отсутствующих в пенсионном деле, которые могли быть представлены только истцом, то оснований для удовлетворения требований Хасаева А.М. к ГУ МВД России по городу Москве не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда города Москвы от 29 июня 2017 года отменить,
принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Хасаева А.М. к ГУ МВД России по городу Москве об обязании назначить надбавку к пенсии отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.