Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
Судей Кочергиной Т.В, Грибовой Е.Н,
при секретаре Левиной В.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н, дело по апелляционной жалобе Департамента городского имущества города Москвы на решение Пресненс кого районного суда города Москвы от 24 июля 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Литвинова А.А. к Департаменту городского имущества города Москвы, удовлетворить частично.
Признать незаконным Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 30 марта 2017 года N * "Об отказе в признании малоимущим в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования)".
Обязать Департамент городского имущества города Москвы принять Литвинова А.А. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования).
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу Литвинова А.А. судебные расходы по оплате госпошлины в размере *** руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Литвинов А.А. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным распоряжения, обязании признать малоимущим в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), мотивируя их следующим.
Истец является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы, на основании постановления Правительства Москвы от 07.04.2011 N115-ПП "Об утверждении Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ" обратился в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о признании его малоимущим в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, и нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования).
Департамент городского имущества города Москвы, рассмотрев заявление истца, 30.03.2017 вынес Распоряжение N *** об отказе в признании малоимущим в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования).
Не согласившись с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы, истец просил суд признать отказ ответчика незаконным, обязать признать его малоимущим в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), обязать ответчика предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма.
Истец Литвинов А.А. в судебное заседание не явился, извещался в установленном законом порядке, доверил представлять свои интересы представителю по доверенности Кузину К.В.
Представитель истца Литвинова А.А. по доверенности Кузин К.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем, суд исходя из положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого Департамент городского имущества города Москвы по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ДГИ г.Москвы в заседание судебной коллегии не явился, извещен надлежащим образом, судебное извещение получено адресатом 21 ноября 2017 года.
Доказательств уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебной коллегии не представлено.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ДГИ г.Москвы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Литвинова А.А. по доверенности Кузина К.В, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие Департамента городского имущества города Москвы, о времени и месте рассмотрения дела, извещенного надлежащим образом по известному месту нахождения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно статье 2 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жилые помещения из жилищного фонда города Москвы или помощь города Москвы в приобретении жилых помещений в собственность предоставляются на основании решений органов исполнительной власти города Москвы жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных, условий. Жилые помещения из жилищного фонда города Москвы предоставляются на основании решений органов исполнительной власти города Москвы жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Жители города Москвы, не признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в жилых помещениях, могут быть обеспечены жилыми помещениями из жилищного фонда города Москвы по решению Правительства Москвы или в соответствии с городскими жилищными программами, в том числе долгосрочными городскими целевыми жилищными программами, утвержденными в порядке, установленном законом города Москвы. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях, за исключением жителей города Москвы, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди, жилые помещения предоставляются после улучшения жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях и обладающим правом на предоставление жилых помещений вне очереди, жилые помещения предоставляются после улучшения жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и обладающих правом на предоставление жилых помещений вне очереди. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают свободный доступ к информации о количестве и категориях граждан, принятых на жилищный учет, а также о гражданах, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями на текущий год. Обеспечение граждан жилыми помещениями из жилищного фонда города Москвы в случае принятия решения Правительства Москвы об освобождении или выкупе жилых помещений с предоставлением компенсации в натуральной форме, в том числе в связи с переселением, осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством.
В силу статьи 8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого указанного в заявлении члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; 2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 3) заявители проживают в коммунальной квартире и в составе одной из семей имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, подтвержденного документами установленного образца, выдаваемыми клинико-экспертными комиссиями, при котором совместное проживание с ним в одной коммунальной квартире невозможно, независимо от учетной нормы площади жилого помещения. Перечень соответствующих заболеваний у граждан, при которых совместное проживание с ними в квартире невозможно, устанавливается федеральным законодательством; 4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 5) пункт утратил силу; 6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
Согласно части 1 - части 4 статьи 9 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир. Учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
В соответствии со статьей 11 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы рассматривают заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные к заявлению и подтверждающие наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона. Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее - заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы. Заявление подается в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы по месту жительства заявителя. В случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. Заявление подлежит регистрации в журнале учета заявлений с указанием даты приема заявления и перечня документов, представленных гражданином. Заявитель прилагает к заявлению копии документов с одновременным предъявлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи: 1) о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства); 2) о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений); 3) о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы; 4) о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы, в отношении которых заявитель или члены его семьи обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности. В случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таких помещений нет. Иные документы, свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителя, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в режиме "одно окно" или которые, по мнению заявителя, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет, прилагаются им к заявлению. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления рассматривают вопросы о признании заявителей нуждающимися в жилых помещениях и принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании заявления и документов, представленных заявителем, а также документов, истребованных уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в рамках своих полномочий.
В силу части 1 статьи 12 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы, отказ в признании заявителя нуждающимся в
жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если: 1) не представлены предусмотренные статьей 11 настоящего Закона документы или содержащиеся в представленных документах сведения неполные или недостоверные; 2) не соблюдено хотя бы одно из условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
Согласно части 2 статьи 18 Закона города Москвы N29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", обеспечение прав жителей города Москвы в соответствии с настоящим Законом осуществляется в пределах финансирования, предусмотренного на эти цели законом города Москвы о бюджете, и за счет собственности города Москвы в жилищной сфере, выделенной на эти цели городскими жилищными программами.
Согласно части 1, части 2 статьи 21 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", решение о предоставлении жителям города Москвы в пользование либо об оказании помощи в приобретении ими с помощью города Москвы жилых помещений в собственность принимают уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы. Решение о предоставлении жителям города Москвы в пользование либо об оказании помощи в приобретении ими с помощью города Москвы жилых помещений в собственность является основанием для заключения соответствующих договоров в отношении жилых помещений. Жилые помещения предоставляются жителям города Москвы, включенным в утверждаемую Правительством Москвы программу обеспечения жилыми помещениями на год. Порядок включения жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях, в программу обеспечения жилыми помещениями на год устанавливается Правительством Москвы.
Исходя из материалов дела, Литвинов А.А. с семьей из 8-ми человек (он, Кузин К.В, Кузин А.В, Кузин В.М, Кузин М.А, Литвинова Н.А, Литвинова Т.А, Писарева Т.В.) зарегистрированы по месту жительства по адресу: ****в однокомнатной квартире площадью жилого помещения 34,3 кв. м. Собственниками жилого помещения на основании договора купли-продажи квартиры от 16.06.2011 являются: Кузин А.В. (1/2 доля в праве), Кузин К.В. (1/2 доля в праве), что подтверждается Единым жилищным документом N *** по состоянию на 24.03.2016г.
Согласно Удостоверению серия ВВ N *** Литвинов А.А. является участником Великой Отечественной войны, и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 17 Федерального закона "О ветеранах" (л.д. *).
В соответствии со справкой серия МСЭ-002 N *** выданной Химкинским бюро медико-социальной экспертизы Московской области Литвинов А.А. является инвалидом 2 группы бессрочно (л.д. ***).
На обращения истца в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с просьбой рассмотреть возможность по обеспечению его жильем, были получены ответы от 04.12.2013 годаN ***, от 26.12.2013 года N *** в которых истцу было отказано в постановке на жилищный учет в г. Москве и в предоставлении жилого помещения (л.д. ***).
15 мая 2014 года Решением Тушинского районного суда города Москвы были удовлетворены исковые требования Литвинова Александра Александровича к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании отказа в постановке Литвинова А.А. на жилищный учет, оформленный письмами от 04 декабря 2013 года, от 26 декабря 2013 года незаконным. Решение вступило в законную силу 22.01.2015г. (***).
24 апреля 2015 года на обращение истца об улучшении жилищных условий из Департамента городского имущества города Москвы был получен ответ N ****, в котором истцу было разъяснено, что участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории граждан признаются нуждающимися в жилых помещениях по тем же критериям, но без учета имущественной обеспеченности, а также было предложено обратиться в любой Многофункциональный центр предоставления государственных услуг города Москвы по экстерриториальному принципу (л.д. ***).
30 марта 2017 года Департаментом городского имущества города Москвы было вынесено распоряжение N *** об отказе Литвинову А.А. в признании его малоимущим в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования). Отказом послужил тот факт, что Писарева Т.В. не проживает в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет с 2011 года (л.д. **).
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 30.03.2017 года N ***, суд, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ст.ст. 2,8(,11,12, 18 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" исходил из того, что из материалов дела усматривается, что истец проживает в г. Москве на законных основаниях более 10 лет, является гражданином Российской Федерации, является ветераном Великой Отечественной войны, не совершал за 5 лет предшествующих дате подачи заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, не имеет жилой площади в собственности или на ином самостоятельном праве пользования, неоднократно обращался в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях, не улучшал своих жилищных условий, не приобретал жилья или права на его получение, не использовал для этого социальных выплат или субсидий, обратился в Департамент городского имущества для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма его одного.
С учетом требований Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", суд обоснованно отказал в удовлетворении требований истца об обязании ответчика предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма (безвозмездного пользования), поскольку Законом города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" определен порядок предоставления жилых помещений в пользование.
Судебная коллегия, отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда. Из материалов дела следует, что предметом иска, разрешенного на основании решения Пресненского районного суда города Москвы от 20.04.2017, являлось признание незаконным распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 23 марта 2016 года N ***, заявление о постановке на жилищный учет было подано Литвиновым А.А, Литвиновой Н.А, Кузиным В.М, Кузиным А.В, Кузиной М.А, Писаревой Т.В, Кузиным К.В, Литвиновой Т.А. Предметом же настоящего спора является признание незаконным распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 30 марта 2017 года N ***, заявление о постановке на жилищный учет было подано только Литвиновым А.А.
Учитывая. что с заявлением о постановке на жилищный учет обратился только Литвинов А.А, то обстоятельство, что Писарева Т.В. проживает в г.Москве с 2011 года, т.е. менее 10 лет, на правильность выводов суда первой инстанции не влияет.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом первой инстанции были проверены и им в решении суда дана должная правовая оценка. Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, что не является основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненс кого районного суда города Москвы от 24 июля 2017 года оставить без изменений, апелляционную жалобу Литвинова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.