судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Федерякиной М.А.,
судей Бобровой Ю.М, Удова Б.В.
при секретаре Шумлянской В.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной М.А. гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе представителя Буевича И.В. по доверенности Волчкова И.И. на решение Головинского районного суда г. Москвы от 27 июня 2017 года, которым постановлено :
В удовлетворении исковых требований Мартемьянова Александра Николаевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве и Федеральной службе исполнения наказаний России об отмене решения и обязании поставить в очередь на получение единовременной социальной выплаты - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Буевич И.В. обратился в суд с исковыми требованиями к ответчикам УФСИН России по г. Москве и ФСИН России, просил признать незаконным бездействие УФСИН России по г. Москве, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения его документов, нарушении сроков направления документов в комиссию ФСИН России, в невыполнении функции по проверке представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления; признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 15 февраля 2017 года в части отказа истцу в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ФСИН России поставить его в очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с сохранением очередности с 27 ноября 2014 года.
Свои требования истец мотивировал тем, что при подаче рапорта о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения им были представлены все необходимые документы, перечень которых установлен пунктом 5 Правил, однако в постановке на учет на получение ЕСВ ему было незаконно отказано, ответчиками нарушены сроки рассмотрения документов и принятия решения.
Представитель истца Буевича И.В. по доверенности Волчков И.И. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по г. Москве по доверенностям Куц А.С. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что истец не лишен возможности вновь подать все имеющиеся у него документы.
Суд постановилвышеуказанное решение, которое представитель Буевича И.В. по доверенности Волчков просит отменить по доводам апелляционной жалобы и дополнительной апелляционной жалобы, как незаконное и необоснованное, поскольку судом нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда противоречат материалам дела.
Изучив материал дела, выслушав представителя Буевича И.В. по доверенности Волчкова И.И, представителя УФСИН России по Москве и ФСИН России по доверенности Никодимова И.Н, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 " О судебном решении" решение суда должно быть законным и обоснованным. (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств ( пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 " О судебном решении".
Разрешая спор, суд в мотивировочной части решения излагал обстоятельства дела в отношении истца Буевича И.В, в решении, вынесенном в порядке ст.199 ГПК РФ отказал в удовлетворении исковых требований Буевичу И.В, однако, в резолютивной части мотивированного решения отказал в удовлетворении исковых требований Мартемьянова А.Н.
Таким образом, выводы изложенные в мотивировочной части решения, решения, решения, вынесенного в порядке ст. 199 ГПК РФ, не соответствуют резолютивной части мотивированного решения суда, в связи с чем решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную выплату один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно ч.3 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
В силу ч.5 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с ч.8 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
В соответствии с ч.6 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации" порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 369 от 24 апреля 2013 года утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно ч.23 Правил, единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
В соответствии с пунктом 5 части 11 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник всоответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Согласно пункта 7 части 11 Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет.
Из материалов дела видно, что 27 ноября 2014 года Буевич И.В, майор внутренней службы, старший инспектор отдела режима ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по г. Москве, обратился с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека - заявитель, его супруга Буевич Н.Н. и сын Буевич В.И,21 марта 2014 года рождения.
Решением комиссии ФСИН России от 15 февраля 2017 года Буевичу И.В. было отказано в постановке на учет для получения единовременно социальной выплаты по основаниям отсутствия обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Вместе с рапортом истцом были представлены документы, из которых следует, что Буевич И.В. с 28 ноября 2011 года по 11 мая 2016 года, а его супруга с 25 июля 2013 года по 20 сентября 2015 года временно зарегистрированы по месту пребывания :*, что подтверждается свидетельствами о регистрации по месту пребывания.
Буевич И.В. с 13 мая 2010 года, а его сын с 20 июня 2014 года по настоящее время постоянно зарегистрированы в жилом помещении по адресу: *, общей площадью 155,6 кв.м. В данном жилом помещении зарегистрированы постоянно 4 человека. Правоустанавливающие документы, подтверждающие статус данного жилого помещения, не представлены.
Супруга истца Буевич Н.Н. в период с 16 октября 2009 года по 09 марта 2011 года постоянно зарегистрирована в жилом помещении по адресу: *.
Как усматривается из копии ученого дела, копия финансово-лицевого счета, то есть документ, подтверждающий характеристики, в том числе площадь жилого помещения, в отношении данного жилого дома не представлен.
Таким образом, поскольку истцом не были представлены все необходимые документы в соответствии с п. 5 Правил, судебная коллегия полагает решение Комиссии ФСИН России об отказе Буевичу И.В. в постановке на учет для получения ЕСВ законным и обоснованным.
Представленная представителем истца в суд первой инстанции копия финансово-лицевого счета на жилой дом, расположенный по адресу: *, не может быть принята в качестве надлежащего доказательства, поскольку не содержит необходимых для документов такого рода сведений,, а именно: дату выдачи, данные правоустанавливающих документов, статус жилого помещения. Также истцом не представлены документы, подтверждающие основания возникновения права собственности на данное жилое помещение, которые содержат сведения о характеристиках жилого дома, необходимые для решения вопроса о принятии Буевича И.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по основаниям нуждаемости в жилых помещениях.
Непредставление в Комиссию ФСИН России документов, предусмотренных п.5 Правил о месте проживания членов семьи истца в течение 5 лет, предшествующих подаче заявления, лишило Комиссию ФСИН России объективной возможности оценить жилищные условия и действия истца и членов его семьи по изменению своих жилищных условий с учетом положений ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Поскольку комиссия ФСИН рассматривает документы в порядке общей очередности, учитывая, что территориальная Комиссия в соответствии с действовавшим на момент подачи истцом рапорта Приказом N 496 осуществляла функции по принятию документов и проверке их соответствия установленному перечню, подготовке для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке на учет, что было выполнено, учитывая, что истцом в ноябре 2016 года дополнительно подавался рапорт о предоставлении документов для приобщения к материалам учетного дел, при этом само по себе нарушение сроков рассмотрения и направления документов Буевича И.В, невыполнение функции по проверке представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, не свидетельствует о незаконности оспариваемого истцом решения об отказе в постановке на учет, заявленные требования в части признания бездействия ответчиков незаконными, удовлетворению не подлежат.
Поскольку судебная коллегия не нашла оснований для признания незаконным решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке истца на учет для получения ЕСВ, исковые требования в части обязания Комиссии поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с 27 ноября 2014года также удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Головинского районного суда г. Москвы от 27 июня 2017 года отменить.
Постановить новое решение.
В удовлетворении исковых требований Буевичу Игорю Викторовичу к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве и Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконными бездействия УФСИН России по Москве, решения Комиссии ФСИН России, обязании поставить в очередь на получение ЕСВ, отказать.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.