Судебная коллегия апелляционнойинстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Егоровой Ю.Г, Шаровой О.В,
при секретареЧудиной А.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционным жалобам административного истца Яремчука В.И, представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города МосквыШатихина Н.В. на решение Московского городского суда от 03 августа 2017 года, которым постановлено:
Установить по состоянию на 01.01.2016 года кадастровую стоимость квартиры с кадастровым номером ****, расположенной по адресу: **** в размере её рыночной стоимости равной 39 395 000 (тридцать девять миллионов триста девяносто пять тысяч) рублей.
Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 01.06.2017 г.
В удовлетворении требований Берестенева Юрия Юрьевича о взыскании судебных расходов в размере 70 000 рублей с Правительства Москвы, Управления Росреестра по Москве, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Берестенев Ю.Ю. обратился в Московский городской суд с административным иском, в котором, уточнив в ходе рассмотрения дела требования, просил установить кадастровую стоимость квартиры с кадастровым номером ****, расположенной по адресу: ****, в размере её рыночной стоимости равной 39 395 000 рублей, определённой по состоянию на 01 января 2016 года.
Требования Берестенева Ю.Ю. мотивированы тем, что несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости квартиры её рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административный истец Берестенев Ю.Ю. в судебное заседание первой инстанции не явился, извещен, обеспечил явку своего представителя Александрова В.В, который заявленные требования, изложенные в уточненной редакции,просил удовлетворить в полном объеме. Также заявил требования о взыскании в пользу административного истца с Правительства Москвы, Управления Росреестра по Москве судебных расходов в общей сумме 70 000 рублей, в том числе: за составление отчета об оценке рыночной стоимости квартиры - 20 000 рублей, за подготовку положительного экспертного заключения - 10 000 рублей, за оплату судебной оценочной экспертизы - 20 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя - 20 000 рублей.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы по доверенности Пелевина Е.А, представляющая также на основании доверенности интересы заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы, в судебное заседание первой инстанции явилась, требования административного истца не признала, по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", извещённые о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание первой инстанции не явились.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционных жалоб просят административный истец Берестенев Ю.Ю. и представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города МосквыШатихин Н.В.
Административный истец Берестенев Ю.Ю. в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещен, обеспечил явку своего представителя Александрова В.В, который поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил отменить решение в части отказа в удовлетворении требований административного истца о взыскании с ответчиков судебных расходов. Возражал против доводов апелляционной жалобы представителя Правительства Москвы, Департамента городского имущества.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, иные заинтересованные лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что Берестеневу Ю.Ю. на праве собственности принадлежит квартира с кадастровым номером ****, расположенная по адресу: ****.
В отношении данной квартиры определена кадастровая стоимость по состоянию 01 января 2016 года в размере 87 896 191 рублей 03 копеек.
Административный истец в силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона г. Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" является плательщиком налога на имущество физических лиц и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости квартиры затрагивают права и обязанности административного истца как плательщика налога.
Указанные сведения о кадастровой стоимости в отношении принадлежащей истцу квартиры внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Оспаривая кадастровую стоимость принадлежащей Берестенев Ю.Ю. квартиры,административным истцом представлен отчет об оценке N 37-2017 от 20.04.2017 г, составленный ООО "Беркшир Адвайзори Групп", в котором рыночная стоимость квартиры определена в размере 37 796 885 рублей по состоянию на 01.01.2016 года.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы в своих письменных пояснениях указали на несоответствие представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
С целью проверки доводов административного истца и возражений административных ответчиков, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу по ходатайству представителя административного истца определением Московского городского суда от 27 июня 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включающая проверку отчёта на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, производство которой поручено экспертам ООО "Экспертно-правовое Бюро".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы ООО "Экспертно-правовое Бюро" от 19.07.2017 г. N ****, отчет об оценке рыночной стоимости квартиры N 37-2017 от 20.04.2017 г, составленный ООО "Беркшир Адвайзори Групп" не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; рыночная стоимость квартиры с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2016 года определена экспертом в размере 39 395 000 рублей.
Стороны по делу объективных и обоснованных возражений на заключение судебной оценочной экспертизы, а также доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность выводов судебной оценочной экспертизы, не представили.
Более того, согласившись с выводами судебной оценочной экспертизы, административный истец уточнил требования в порядке статьи 46 КАС РФ, и просил установить кадастровую стоимость квартиры с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2016 года в размере 39 395 000 рублей.
Таким образом, суд первой инстанции в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о том, что заключение судебной оценочной экспертизы, составленное экспертом ООО "Экспертно-правовое Бюро", обладающей правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденной об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Суд признал заключение судебной экспертизы надлежащим доказательством, подтверждающим несоответствие представленного административным истцом отчёта об оценке, требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, и, удовлетворив уточненные требования административного истца, установилкадастровую стоимость жилого помещения с кадастровым номером ****по состоянию на 01 января 2016 года в размере 39 395 000 рублей, согласно заключению судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и представленным доказательствам в их совокупности.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначение судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объекта недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости жилого помещения. В судебном заседании эксперт подтвердил и обосновал свои выводы.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Отклоняя указанный довод о несогласии с выводами судебного экспертного заключения, судебная коллегия исходит из отсутствия нарушения законодательства при проведении судебной экспертизы и подготовке экспертом заключения. Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы заключения судебной экспертизы, административным истцом в материалы дела не предоставлено.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что обращение административного истца с настоящим иском имеет своей целью уменьшение императивно установленного налогового платежа, судебная коллегия находит необоснованными.
В силу положений пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку спорного объекта оценки для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Более того, указанным решением суда административному истцу отказано в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов, в том числе: расходов за составление отчета об оценке рыночной стоимости квартиры - 20 000 рублей, за подготовку положительного экспертного заключения - 10 000 рублей, за оплату судебной оценочной экспертизы - 20 000 рублей, расходов по оплате услуг представителя - 20 000 рублей.
Разрешая вопрос о возмещении понесенных административным истцом судебных расходов по оплате судебной экспертизы и тем самым возлагая обязанность несения указанных расходов на Берестенева Ю.Ю, суд первой инстанции исходил из того, что разрешение дела об установлении в отношении принадлежащего истцу объекта недвижимости его рыночной стоимости направлено на определение экономически обоснованной стоимости объекта оценки и не предполагает опровержение достоверности кадастровой стоимости, а также наличие спора о праве истца на пересмотр кадастровой стоимости, и обосновано пришел к выводу о том, что судебные расходы, понесенные по такой категории дел, относятся на счет административного истца.
Суд первой инстанции, указал, что решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости не может расцениваться как принятое против административного ответчика, который утверждая акт о государственной кадастровой оценке объектов недвижимого имущества в соответствии с действующим законодательством, действовал в рамках своих полномочий, ошибок при проведении массовой оценки в оценке вышеуказанного нежилого помещения не выявлено. Удовлетворение требований административного истца в данной ситуации сводится к реализации в судебном порядке права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Административным истцом в соответствии с требованиями КАС РФ с административным иском должны быть представлены соответствующие документы, подтверждающие рыночную стоимость объекта недвижимости (отчет и положительное заключение), документы, подтверждающие оплату государственной пошлины.
Поскольку административный истец, обращаясь с иском о пересмотре кадастровой стоимости, реализовал, таким образом свое право на установление кадастровой стоимости жилого помещения соответствующей его рыночной стоимости, расходы по оплате экспертизы, суд первой инстанции обосновано отнес на счет Берестенева Ю.Ю. Более того, по результатам проведенной судебной экспертизы подтвердилось, что отчет об оценке, представленный истцом, не соответствует законодательству об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, в связи с чем судом при вынесении решения представленный административным истцом отчет оценщика во внимание не принят.
Более того, суд первой инстанции обосновано указал, что услуги по составлению отчета об оценке и заключения, подтверждающего обоснованность отчета оказаны во исполнение обязанности административного истца по представлению доказательств в связи с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости принадлежащего истцу объекта недвижимости.
В целом, отказывая Берестеневу Ю.Ю. в удовлетворении требований о возмещении судебных расходов, в том числе понесенных по оплате услуг по составлению отчета об оценке объекта недвижимого имущества, положительного заключения на отчет, услуг по проведению судебной экспертизы, а также по оплате услуг представителя, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что необходимость разрешения настоящего спора в суде не вызвана незаконностью действий лиц, участвующих в деле и нарушением ответчиком прав истца, а связана с намерением истца, действовавшего в своем интересе и по своему усмотрению, осуществить оценку принадлежащего ему имущества и установлении её в качестве кадастровой стоимости.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями части 3 статьи 108, статьи 111, части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца о возмещении судебных расходов.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на материалах дела, фактические обстоятельства дела судом установлены правильно.
Иные доводы апелляционных жалоб являлись предметом исследования суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия согласна.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от03 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобыадминистративного истца Берестенева Ю.Ю. и представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Шатихина Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.