Московский городской суд в составе председательствующего судьи Колосовой С.И., при секретаре Леденевой А.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1164/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Центральный" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Центральный" (далее - ООО "Торговый дом "Центральный") обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, уточнив исковые требования, просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: г. Москва, ул. Смольная, д.24А, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года: в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***, в размере 113 000 000 рублей; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***, в размере 81 000 000 рублей; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***, в размере 68 000 000 рублей; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***, в размере 83 000 000 рублей; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***, в размере 82 000 000 рублей; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***, в размере 67 000 000 рублей; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***, в размере 70 000 000 рублей; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***, в размере 68 000 000 рублей; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***, в размере 80 000 000 рублей; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***, в размере 81 000 000 рублей; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***, в размере 67 000 000 рублей.
В обоснование исковых требований ссылается на то, что является собственником спорных нежилых помещений, п о итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость которых по состоянию на 1 января 2016 года утверждена в размере 139 360 650,52 рубля, 93 175 127,76 рублей, 88 918 924,01 рублей, 91 932 245,06 рублей, 91 267 432,56 рублей, 88 550 688,02 рубля, 92 190 282,38 рублей, 89 662 985,50 рублей, 89 208 754,13 рублей, 89 756 941,19 рублей, 88488005,35 рублей, соответственно. По мнению административного истца, кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества является существенно завышенной, что нарушает его права как собственника помещений, поскольку влечет увеличение размера налога на имущество организаций, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Руськина Н.Н. просила удовлетворить административные исковые требования с учетом их уточнения в части определения величины рыночной стоимости нежилых помещений в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Руденко М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, поддержала ранее представленные письменные пояснения по делу, полагала, что истец не представил доказательств, свидетельствующих о недостоверности кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представители административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управления Росреестра по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
С учетом надлежащего извещения ответчиков о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ООО "Торговый дом "Центральный" подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО "Торговый дом "Центральный" на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами ***, расположенные в здании с кадастровым номером ***.
По итогам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2016 года, результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г.", установлена кадастровая стоимость нежилых помещений в размере 139 360 650,52 рубля, 93 175 127,76 рублей, 88 918 924,01 рублей, 91 932 245,06 рублей, 91 267 432,56 рублей, 88 550 688,02 рубля, 92 190 282,38 рублей, 89 662 985,50 рублей, 89 208 754,13 рублей, 89 756 941,19 рублей, 88488005,35 рублей, соответственно.
Административный истец полагает, что установленная кадастровая стоимость нежилых помещений значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает его права, поскольку влечет увеличение размера налога на имущество организаций.
Таким образом, ООО "Торговый дом "Центральный" просит пересмотреть кадастровую стоимость нежилых помещений по основанию установления рыночной стоимости.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения ( пункт 3 статьи 402 НК РФ).
ООО "Торговый дом "Центральный", согласно положениям главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" являются плательщиками налога на имущество организаций, исходя из кадастровой оценки объекта недвижимого имущества, поскольку нежилое здание с кадастровым номером ***, в котором расположены спорные нежилые помещения, вошло в утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1), на 2017 год.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности ( абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Таким образом, административный истец, являясь собственником нежилых помещений, имеет законный интерес в установлении в отношении спорных объектов недвижимого имущества кадастровой стоимости в размере их действительной рыночной стоимости.
Ссылаясь на необоснованность заявленных административных исковых требований, представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы в письменных пояснениях указал на то, что административный истец имеет своей целью уменьшить обязательный платеж (налог на имущество), что недопустимо в рамках судебного разбирательства без согласования с органами исполнительной власти, установившими этот платеж.
Вместе с тем с уд не может согласиться с настоящими доводами административных ответчиков, поскольку в силу пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку спорного объекта оценки для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости. При этом указанные нормы не содержат условий об обязательном согласовании уменьшения (изменения) кадастровой стоимости объекта недвижимости с органами государственной власти, устанавливающими и взимающими налоги и сборы на территории Российской Федерации.
Из материалов дела судом установлено, что административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости помещений и обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Решением Комиссии от 15 июня 2017 года N 51-10310/2017 отклонено заявление ООО "Торговый дом "Центральный" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ***.
Согласно абзацу 5 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки.
Таким образом, при разрешении дел об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость названных выше нежилых помещений, административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений N2017/297 от 11 апреля 2017 года, выполненный оценщиком ООО "Компания оценки и права", согласно которому по состоянию на 1 января 2016 года рыночная стоимость нежилых помещений составила 94 635 000 рублей,79 717 000 рублей, 67 026 000 рублей, 68 937 000 рублей, 68 411 000 рублей, 66 820 000 рублей, 69 141 000 рублей, 67 206 000 рублей, 67 014 000 рублей, 67 280 000 рублей и 66 770 000 рублей, соответственно..
На данный отчет истцом получено положительное экспертное заключение от 26 апреля 2017 года, выполненное общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков".
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы в своих письменных пояснениях указали на несоответствие представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
С целью проверки обоснованности отчета, представленного административным истцом, и замечаний административных ответчиков на данный отчет, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу определением Московского городского суда от 25 июля 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено руководителю ООО "БСГ-Консалтинг групп".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений N2017/297 от 11 апреля 2017 года, выполненный оценщиком ООО "Компания оценки и права", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет.
Заключение судебной оценочной экспертизы содержит вывод о том, что по состоянию на 1 января 2016 года рыночная стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Смольная, д.24А: с кадастровым номером ***, составляет 113 000 000 рублей; с кадастровым номером ***, составляет 81 000 000 рублей; с кадастровым номером ***, составляет 68 000 000 рублей; с кадастровым номером ***, составляет 83 000 000 рублей; с кадастровым номером ***, составляет 82 000 000 рублей; с кадастровым номером ***, составляет 67 000 000 рублей; с кадастровым номером ***, составляет 70 000 000 рублей; с кадастровым номером ***, составляет 68 000 000 рублей; с кадастровым номером ***, составляет 80 000 000 рублей; с кадастровым номером ***, в размере 81 000 000 рублей; с кадастровым номером ***, составляет 67 000 000 рублей.
Указанное экспертное заключение подготовлено экспертом С, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Стороны по делу доказательств, свидетельствующих о том, что экспертное заключение является недостоверным, содержит ничем не обоснованные научные выводы и математические и методологические ошибки, не представили, ходатайств о назначении повторной или дополнительной судебной оценочной экспертизы не заявили. Административный истец уточнил исковые требования в части определения величины рыночной стоимости объектов недвижимости в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствуют, оснований не доверять экспертному заключению не имеется.
Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости нежилых помещений, которое может быть положено в основу решения.
При этом выводы отчета об оценке рыночной стоимости нежилых помещений N2017/297 от 11 апреля 2017 года, выполненного оценщиком ООО "Компания оценки и права", на которые истец ссылался при обращении в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и в суд, не нашли своего объективного подтверждения в заключении судебной оценочной экспертизы, которому суд доверяет.
Доказательств, свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости нежилых помещений, сторонами не представлено.
При таком положении суд считает возможным положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и, удовлетворяя административные исковые требования ООО "Торговый дом "Центральный", установить в отношении спорных нежилых помещений кадастровую стоимость, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в соответствии с выводами судебной оценочной экспертизы.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных нежилых помещений истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 19 мая 2017 года.
Частью пятой статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, установленная настоящим решением кадастровая стоимость нежилых помещений применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года, но не ранее даты внесения в Единой государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Частью 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Следовательно, настоящее решение суда является самостоятельным основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ***.
Руководствуясь статьями 174-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Центральный" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 113 000 000 (сто тринадцать миллионов) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 81 000 000 (восемьдесят один миллион) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 68 000 000 (шестьдесят восемь миллионов) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 83 000 000 (восемьдесят три миллиона) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 82 000 000 (восемьдесят два миллиона) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 67 000 000 (шестьдесят семь миллионов) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 70 000 000 (семьдесят миллионов) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 68 000 000 (шестьдесят восемь миллионов) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 80 000 000 (восемьдесят миллионов) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 81 000 000 (восемьдесят один миллион) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 67 000 000 (шестьдесят семь миллионов) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, расположенных в здании по адресу: ***, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, считать дату обращения общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Центральный" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 19 мая 2017 года.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья Московского городского суда С.И. Колосова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.