Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в
составе:
председательствующего судьи Гончиковой И.Ч,
судей коллегии Мирзаевой И.И, Вольной Е.Ю,
при секретаре Архинчеевой Н.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кушнира А.В. к УФСИН России по РБ о признании внучки членом семьи,
апелляционной жалобе истца Кушнир А.В,
на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 18 октября 2017 г.
которым постановлено: В удовлетворении искового заявления Кушнира А.В. отказать.
Заслушав доклад председательствующего, выслушав истца Кушнир А.В, представителя по доверенности УФСИН России по Республике Бурятия Плюснину Р.Н, третьих лиц Кушнир А.А, Нелюбину Е.В, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Кушнир А.В. обратился в суд к УФСИН России по РБ о признании малолетней внучки "... " рождения, членом своей семьи.
Требования мотивированы тем, что истец является пенсионером по линии УИС, вместе с супругой, дочерью, сыном и членами его семьи (супругой и дочерью) они проживают по адресу: "... " ведут совместное хозяйство, у них один семейный бюджет, так как невестка в декрете, заработная плата у сына небольшая. Истец и его супруга обеспечивают всю семью, внучка находится на полном содержании истца. При подаче документов на получение жилья выяснилось, что на внучку истца не положено жилье по норме, поскольку она не вписана в личное дело и не является членом его семьи.
В судебном заседании истец Кушнир А.В. требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика УФСИН России по РБ по доверенности Плюснина Р.Н. возражала против удовлетворения иска, пояснив, что у ответчика отсутствуют сведения, по какой именно программе истец желает, чтобы внучка выступала в качестве члена семьи сотрудника, претендующего на жилищное обеспечение. Возможность абстрактного признания членом семьи в силу совместного проживания и родственных отношений в отсутствие взаимосвязи с конкретными правоотношениями законом не предусмотрена, поэтому истцом избран способ защиты, не предусмотренный законом. Родители несовершеннолетней "... " трудоустроены, доказательств причин невозможности родителями обеспечивать дочь, суду не представлено, так же как доказательств невозможности проживания "... " по месту жительства матери Ерофеевой B.C. Брак между Ерофеевой B.C. и Кушнир А.А. не зарегистрирован. Судебное решение или нотариальное соглашение о проживании ребенка по месту жительства отца суду не представлено. Также в материалах дела не содержится доказательств отсутствия у ФИО22 Кушнир А.А, Ерофеевой B.C. недвижимости. Внучка истца не может находиться на полном иждивении истца.
Третье лицо Нелюбина Е.В, просила иск удовлетворить, пояснив, что они вместе супругом, несовершеннолетней дочерью, сыном и членами его семьи (супругой и дочерью) проживают по адресу: "... " ведут совместное хозяйство. Семья сына находится у них на иждивении, невестка в декрете, заработная плата у сына небольшая.
Третье лицо Кушнир А.А, также представляющий интересы несовершеннолетней "... " просил иск удовлетворить, пояснив, что без опыта ему трудно устроится на высокооплачиваемую работу, он лишь частично может содержать свою дочь, в пределах 5 500 руб. в месяц, так как заработная плата после оплаты кредита составляет 7-8 тыс. руб.
Законный представитель несовершеннолетней "... " Ерофеева В.С. просила иск удовлетворить, пояснив, что она находится в декретном отпуске, участвует в содержании ребенка в пределах суммы получаемого пособия.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился истец Кушнир А.В, полагает, что судом не исследованы все обстоятельства, имеющие значения для дела. В апелляционной жалобе просит решение районного суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции Кушнир А.В, третьи лица Кушнир А.А, Нелюбина Е.В, доводы жалобы поддержали. Представитель ответчика УФСИН России по Республике Бурятия Плюснина Р.Н. полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные истцом требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что с заявлением о включении внучки в состав семьи Кушнир в жилищную комиссию не обращался, решение об отказе включить несовершеннолетнею "... " в состав семьи бывшего сотрудника органа уголовно-исполнительной системы, не принималось.
Судебная коллегия, не соглашаясь с решением суда об отказе в удовлетворении заявления, исходит из того, что само по себе вышеуказанное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании членом семьи, поскольку предметом судебного рассмотрения по данному иску не является законность действий жилищно-бытовой комиссии УФСИН по РБ, в чьи полномочия не входит разрешение вопросов о признании иных лиц членами семьи работников УИС.
Из дела следует, что Кушнир, являясь бывшим сотрудником органов уголовно-исполнительной системы, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением жилищной комиссии ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Бурятия от 27.06.2017 г. включен в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, на 2018 год по ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Бурятия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (ред. от 18 февраля 2013 г.) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которыми осуществляется выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Согласно подпункту "а" пункта 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы, относящегося к лицам, указанным в подпунктах "а" - "е" пункта 5 данных Правил, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Пункт 17 Правил определяет круг лиц, которые признаются членами семьи гражданина - участника подпрограммы, в зависимости от того, к какой категории граждан Российской Федерации, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, относится этот участник. Подпункт "а" данного пункта распространяется на граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 Правил.
Перечень лиц, признаваемых членами семьи гражданина - участника подпрограммы, определенный в подпункте "а" пункта 17 Правил, по своему содержанию соответствует части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому другие родственники (помимо супруга, детей и родителей собственника жилого помещения), нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
По смыслу указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации для признания названной категории лиц членами семьи собственника или нанимателя жилого помещения юридическое значение имеет факт их вселения в жилое помещение в качестве членов семьи.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.п. "б" пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" 11. Вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Обращаясь в суд Кушнир А.В. пояснял о том, что малолетняя "... " является его внучкой - дочерью его сына. Сын - Кушнир А.А, вместе с супругой и дочерью проживает с родителями и с сестрой, т.е. с истцом, третьим лицом Нелюбиной (супругой истца и бабушкой малолетней ФИО23 несовершеннолетней "... " Из пояснений истца следует, что с семьей сына проживают одной семьей, имеют общие интересы, единый бюджет, из-за невысокого дохода своих родителей внучка фактически находится на его иждивении, он (истец) и его супруга ухаживают за ребенком, принимают участие в ее воспитании. Такие же пояснения в суде дали Нелюбина Е.В, Кушнир А.А. - отец "... " Ерофеева - мать "... " свидетель "... " Факт совместного проживания подтвержден также пояснениями свидетелей "... " допрошенными судебной коллегией, не доверять показаниям которых у судебной коллегии оснований не имеется, справкой с места жительства, из которой следует, что малолетняя "... " рождения, зарегистрирована по месту жительства: "... " также по этому адресу зарегистрированы Кушнир А.В. - истец, Нелюбина Е.В, их дети - Кушнир А.А. - отец малолетней "... " Кушнир А.А.
Собственником данного жилого помещения является истец Кушнир А.В.
Таким образом, факт совместного проживания малолетней "... " с истцом и его семьей, а также проживание единой семьей, заботы истца и членов его семьи о малолетней внучке, наличие личных имущественных и неимущественных прав и обязанностей, ответственности, судебная коллегия находит подтвержденным. В связи с этим, полагает, что основания для отказа в иске Кушнир отсутствовали.
Доводы представителя ответчика о том, что семья Кушнир не проживает по месту регистрации, со ссылкой на акт от 09.01.2018 г. и показания допрошенного свидетеля "... " подлежат отклонению, поскольку во-первых, указанный акт составлен об отсутствии кого-либо из членов семьи Кушнир в квартире 9 января 2018 г. на момент проверки, что само по себе не может подтвердить факт непроживания семьи по указанному адресу, во-вторых, факт проживания семьи Кушнир и проживание малолетней "... " помимо пояснений истца, третьих лиц, подтвержден показаниями свидетелей "... " которые длительное время проживают в одном доме с семьей истца, а в третьих, даже если согласиться с доводами представителя ответчика в этой части, факт непроживания семьи Кушнир по месту регистрации не свидетельствует о том, что "... " не проживает с семьей истца и не является членом его семьи.
Доводы представителя ответчика о том, что истцом избран несоответствующий способ защиты, несостоятелен. Как видно из материалов дела, истец является участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 г, обратился в суд с заявлением о признании малолетней внучки членом его семьи, что соответствует положениям п. 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 153 от 21.03.2006 г. о разрешении в судебном порядке вопроса о признании иных лиц членами семьи участника подпрограммы.
Доводы представителя ответчика о недоказанности факта нахождения малолетней ФИО19 на иждивении истца, подлежат отклонению, поскольку для разрешения вопроса о признании членом семьи собственника данное обстоятельство не является определяющим.
Доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, достаточных, чтобы опровергнуть доводы истца и представленные им доказательства о совместном проживании малолетней внучки с истцом и его семьей с ее рождения, ответчиком не представлено. Совокупность доказательств, представленных истцом, подтверждают наличие оснований для признания ФИО20 членом семьи Кушнир А.В.
При изложенных обстоятельствах, решение суда, которым истцу было отказано в иске, подлежит отмене, а иск - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 18 октября 2017 г. отменить. Принять по делу новое решение:
Признать ФИО21 членом семьи Кушнир Александра Владимировича.
Председательствующий: И.Ч.Гончикова
Судьи: И.И.Мирзаева
Е.Ю.Вольная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.