Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Мирзаевой И.И.
судей коллегии Базарова В.Н, Вольной Е.Ю.
при секретаре Федоровой Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борзовой ЛМ к Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда, по апелляционной жалобе истца Борзовой Л.М. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 17 октября 2017 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Мирзаевой И.И, пояснения истца Борзовой Л.М. представителей истца Осокиной Т.П. и Цыренжаповой Е.Д, представителя ответчика Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ Шараевой Ю.А, представителя третьего лица Министерства социальной защиты населения РБ Казакова А.В, ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
обращаясь в суд с иском к Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ, Борзова Л.М. просила признать незаконным отказ ответчика в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда и обязать поставить ее на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении специализированного жилищного фонда Республики Бурятия.
Исковые требования мотивированы тем, что Борзова Л.М. является ребенком-сиротой. Постановлением Администрации Куйтунского района Иркутской области N 135 от 09.03.2004 г. была определена в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и поставлена на регистрационный учет для получения жилого помещения. Распоряжением главы администрации Харикского сельского поселения N 74 от 25.12.2009 г. была поставлена на учет для получения жилого помещения, присвоен номер очереди - 19. Письмом отдела опеки и попечительства граждан по Куйтунскому району от 05.05.2017 г. N 987 истцу было сообщено об исключении из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку в настоящее время она проживает в г. Улан-Удэ, в связи с чем она обратилась в Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ, однако распоряжением Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ N 1030 от 17.08.2017 г. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда РБ на основании пп.1 п.11 ст.2 Закона РБ от 22.12.2012 г. N 3102-1V, в связи с достижением возраста 23 лет. Полагает отказ не соответствует нормам права и нарушает ее права и законные интересы.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
В судебном заседании Борзова Л.М. и ее представитель Осокина Т.П. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ Шараева Ю.А. возражала против заявленных требований.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения РБ по доверенности Казаков А.В. оставил разрешение иска на усмотрение суда.
Районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец Борзова Л.М. просит отменить решение суда, вынести новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. Указывает, что поскольку она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в Куйтунском районе Иркутской области до 23 лет, жилым помещением обеспечена не была, она имеет право на обеспечение жилым помещением по месту ее жительства в г. Улан-Удэ. Ссылаясь на п.2.4 Методических рекомендаций по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения от 08.04.2014 года N ВК-615/07, согласно которым при изменении места жительства детей-сирот из одного субъекта Российской Федерации в другой субъект Российской Федерации в законодательстве субъекта Российской Федерации должен быть установлен порядок взаимодействия органов исполнительной власти между субъектами Российской Федерации в целях своевременной передачи учетных дел детей-сирот из одного субъекта Российской Федерации в другой.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Борзова Л.М, ее представители Осокина Т.П. и Цыренжапова Е.Д. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ Шараева Ю.А. возражала против удовлетворения жалобы и пояснила, что администрацией права Борзовой нарушены не были.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения РБ Казаков А.В. полагал, что жалоба подлежит удовлетворению и пояснил, что с учетом требований ФЗ N159 отказ администрации был обоснованный, однако Борзова ранее стояла на учете и право на обеспечение жилым помещением у нее осталось.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ).
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Абзац четвертый статьи 1 данного закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Аналогичные положения содержатся в законе Республики Бурятия от 11.10.2012г. N 2897-IV "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия", в законе Республики Бурятия от 22.12.2012г. N 3102- IV "Об учете и формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республике Бурятия, и о внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда "Республики Бурятия".
Из материалов дела следует, что Борзова Л.М. являлась лицом из числа детей-сирот, постановлением N 135 от 09.03.2004 г. была определена в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно указанному постановлению имущества и жилплощади Борзова Л.М. не имеет.
Распоряжением главы администрации Харикского сельского поселения N 74 от 25.12.2009 г. Борзова Л.М. была поставлена на учет для получения жилого помещения, присвоен номер очереди - 19.
Согласно распоряжению межрайонного управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N 17-рк от 19.05.2017 г. Борзова Л.М. исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда Иркутской области, о чем была уведомлена.
Распоряжением Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ N 1030 от 17.08.2017 г. истцу было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда РБ на основании пп.1 п.11 ст.2 Закона РБ от 22.12.2012 г. N 3102-1V, в связи с достижением возраста 23 лет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Борзова Л.М. обратилась в Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ с заявлением о включении его в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Республики Бурятия по достижении ею возраста 23 года и она утратила статус лиц из числа детей-сирот подлежащих постановке на учет, в связи с чем, оснований для признания незаконным распоряжения администрации об отказе в постановке на учет не имеется.
При этом, судом верно отмечено, что до наступления указанного возраста истец была поставлена на учет в Иркутской области, таким образом Борзовой Л.М. была предоставлена возможность реализовать право на обеспечение жилым помещением по прежнему месту жительства до достижения 23-летнего возраста.
Ссылка в жалобе на Методические рекомендации по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения от 08.04.2014 года N ВК-615/07 не может повлечь отмену решения, поскольку указанные Методические рекомендации имеют рекомендательный характер и на законодательном уровне передача учетных дел детей-сирот из одного субъекта Российской Федерации в другой не установлена. Кроме того, Борзова Л.М. не обжаловала распоряжение межрайонного управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N 17-рк от 19.05.2017 г. о ее исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда Иркутской области.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые обстоятельства по делу и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, решение суда первой инстанции является законным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 17 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.