Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиев А.В., изучив жалобу конкурсного управляющего Закрытого акционерного общества Нефтяная компания "Калмпетрол" К.С.Б. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Лаганского судебного района Республики Калмыкия от 31 октября 2017 года и решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 28 ноября 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Закрытого акционерного общества Нефтяная компания "Калмпетрол",
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка Лаганского судебного района Республики Калмыкия от 31 октября 2017 года Закрытое акционерное общество Нефтяная компания "Калмпетрол" (далее - ЗАО НК "Калмпетрол", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 28 ноября 2017 года вышеуказанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, конкурсный управляющий ЗАО НК "Калмпетрол" К.С.Б. просит состоявшиеся по делу судебные решения отменить, поскольку считает, что установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения ЗАО НК "Калмпетрол" к административной ответственности на момент вынесения постановления по делу истек.
Указывает на то, что ЗАО НК "Калмпетрол" в силу положений Федерального закона от 26 октября 2002 года N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", которым установлена очередность денежных расходов, не имело возможности исполнить предписание административного органа. Помимо этого ссылается на то обстоятельство, что Обществу не были вручены уведомление и копия приказа о проведении внеплановой проверки, что, по мнению автора жалобы, является нарушением положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
Частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 17 октября 2016 года старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Д.Д.В вынесено предписание N ***, согласно которому ЗАО НК "Калмпетрол" в срок до 1 марта 2017 года надлежит обеспечить соблюдение природоохранного законодательства Российской Федерации на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном в границах ***, а именно, устранить загрязнение почвы нефтепродуктами.
В период с 19 по 29 сентября 2017 года Управлением Росприроднадзора по Республике Калмыкия в отношении ЗАО НК "Калмпетрол" проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданного предписания от 17 октября 2016 года N *** об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
По результатам проверки 29 сентября 2017 года Управлением Росприроднадзора по Республике Калмыкия составлены акт проверки, протокол об административном правонарушении, согласно которым предписание административного органа от 17 октября 2016 года N *** ЗАО НК "Калмпетрол" не исполнено. Обеспечительные меры в виде приостановления действия предписания, принятые до рассмотрения дела по существу, прекратили свое действие с 28 июня 2017 года - момента вступления в законную силу решения Арбитражного Суда Республики Калмыкия от 30 марта 2017 года, которым в удовлетворении заявления ЗАО НК "Калмпетрол" о признании незаконным предписания отказано. На момент проведения проверки какие-либо документы, подтверждающие проведение работ по рекультивации на земельном участке, расположенном в границах ***, Обществом не представлены. Предписание от 17 октября 2016 года N *** по состоянию на 30 августа 2017 года, а также на момент составления протокола об административном правонарушении - 29 сентября 2017 года не выполнено.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для вынесения мировым судьей судебного участка Лаганского судебного района Республики Калмыкия постановления от 31 октября 2017 года о признании ЗАО НК "Калмпетрол" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении N *** от 29 сентября 2017 года; предписанием об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований N *** от 17 октября 2016 года; распоряжением (приказом) о проведении внеплановой выездной проверки N *** от 11 сентября 2017 года; уведомлением о проведении внеплановой, выездной проверки N *** от 11 сентября 2017 года; актом проверки N *** от 29 сентября 2017 года.
Данные доказательства обоснованно признаны мировым судьей и судьей районного суда достаточными для разрешения дела по существу, они получили оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ и в совокупности объективно свидетельствуют о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Кроме того, правомерность предписания органа государственного контроля (надзора) установлена в судебном порядке, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного Суда Республики Калмыкия от 30 марта 2017 года.
Доводы жалобы о том, что срок привлечения ЗАО НК "Калмпетрол" к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ истек, признаются необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 названного Кодекса, составляет три месяца.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 14 постановления от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении срок исполнения предписания должностного лица Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия от 17 октября 2016 года N *** установлен до 1 марта 2017 года.
ЗАО НК "Калмпетрол" обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании незаконным выданного предписания, заявив ходатайство о применении обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого предписания.
Определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27 декабря 2016 года действие предписания от 17 октября 2016 года N *** было приостановлено до рассмотрения заявления по существу.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 30 марта 2017 года, оставленным без изменения Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2017 года, в удовлетворении заявления ЗАО НК "Калмпетрол" отказано.
Постановлением Арбитражного суда кассационной инстанции Северо-Кавказского округа от 6 сентября 2017 года указанные судебные решения оставлены без изменения.
При таких обстоятельствах, предписание должно было быть исполнено не позднее дня, следующего за днем истечения оставшегося срока исполнения предписания после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 30 марта 2017 года.
Поскольку на момент вступления в законную силу вышеуказанного решения суда (28 июня 2017 года) у Общества на устранение нарушений осталось 64 дня, сроком исполнения предписания следует считать 30 августа 2017 года.
Следовательно, по настоящему делу трехмесячный срок давности привлечения Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ начал исчисляться с 31 августа 2017 года. Таким образом, как на дату составления протокола об административном правонарушении, так и вынесения мировым судьей постановления по делу об административном правонарушении, указанный срок не истек.
Вопреки доводам жалобы, порядок организации и проведения проверок юридического лица, предусмотренный Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Управлением Росприроднадзора по Республике Калмыкия, не нарушен.
Доводы жалобы об отсутствии вины ЗАО НК "Калмпетрол" во вмененном правонарушении со ссылкой на банкротство Общества, действие специальных норм Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", очередность расходования средств, являлись предметом рассмотрения нижестоящих судов, должным образом оценены и обоснованно отклонены.
Данные обстоятельства не освобождают Общество от обязанности обеспечить соблюдение природоохранного законодательства Российской Федерации на земельном участке, расположенном в границах ***, и устранить загрязнение почвы нефтепродуктами, соответственно, от выполнения законного предписания административного органа.
Суды не установили объективных препятствий для соблюдения Обществом законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, а равно принятие исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения.
Доводы о нарушении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, выразившимся в неполучении Обществом уведомления и копии приказа о проведении внеплановой проверки опровергаются материалами дела об административном правонарушении.
Изложенные в жалобе доводы сводятся к несогласию с оценкой доказательств, данной нижестоящими судами при рассмотрении дела об административном правонарушении, что не может служить основанием для отмены обжалуемых постановления и решения, поскольку правила оценки доказательств, установленные ст. 26.11 КоАП РФ, нарушены не были.
Административное наказание назначено Обществу согласно санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении мировым судьей и судьей районного суда не допущено.
При таких обстоятельствах, обжалуемые судебные решения являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь ст.30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка Лаганского судебного района Республики Калмыкия от 31 октября 2017 года и решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 28 ноября 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Закрытого акционерного общества Нефтяная компания "Калмпетрол", оставить без изменения, а жалобу конкурсного управляющего Закрытого акционерного общества Нефтяная компания "Калмпетрол" К.С.Б. - без удовлетворения.
Заместитель Председателя А.В. Сангаджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.