Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Судак О.Н,
судей областного суда Коваленко А.И, Самохиной Л.М,
при секретаре Мишустиной Н.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Соловьевой Людмилы Хазимулловны на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 24 июля 2017 года по гражданскому делу по иску Соловьевой Людмилы Хазимулловны к администрации муниципального образования город Бузулук Оренбургской области об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.
Заслушав доклад судьи Судак О.Н, объяснения представителя истца Шумовой О.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Соловьева Л.Х. обратилась в суд к администрации муниципального образования город Бузулук Оренбургской области с названным выше иском, указав в его обоснование, что апелляционным определением Оренбургского областного суда от 02 июня 2016 года признан незаконным отказ администрации муниципального образования город Бузулука в принятии решения о продаже Соловьевой Л.Х. земельного участка с кадастровым номером N, из земель населенных пунктов, разрешенное использование - малоэтажная жилая застройка, общей площадью 1076 кв.м, по адресу: (адрес). Вступившим в законную силу решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 01 июля 2016 года суд обязал администрацию города Бузулука Оренбургской области заключить с Соловьевой Л.Х. договор купли - продажи земельного участка с кадастровым номером N из земель населенных пунктов, разрешенное использование - малоэтажная жилая застройка, общей площадью 1076 кв.м, по указанному адресу, в соответствии с законодательством, действующим на момент обращения с заявлением о передаче земельного участка в собственность 29.10.2015 года.
29.08.2016 года Управлением градообразования и капитального строительства города Бузулука Оренбургской области в рамках исполнения решения Бузулукского районного суда Оренбургской области от 01 июля 2016 года, ей (истцу) был направлен проект договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, пунктом 2.1 которого определена цена земельного участка в размере 460 000 руб, согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка для размещения малоэтажной жилой застройки N092-17-00387 от 25.08.2016 года. Полагала, что ответчик определилвыкупную стоимость земельного участка, вопреки вступившим в законную силу судебным актам и действующему законодательству. Считала, п.2.1 договора несоответствующим законодательству и принятым судебным актам, так как при продаже земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них подлежит применению коэффициент кратности к земельному налогу на земельный участок.
В ходе рассмотрения дела Соловьева Л.Х. исковые требования уточнила и окончательно просила: признать незаконным действие администрации МО город Бузулук Оренбургской области, выразившееся в определении выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером N N из земель населенных пунктов, разрешенное использование - малоэтажная застройка общей площадью 1076 кв.м. по адресу: (адрес), в размере рыночной стоимости - 460 000 руб.; обязать администрацию МО город Бузулук Оренбургской области заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N N из земель населенных пунктов, разрешенное использование - малоэтажная застройка общей площадью 1076 кв.м. по адресу: (адрес) с учетом применения коэффициента кратности к земельному налогу на земельный участок равный 3; Обязать администрации МО город Бузулук Оренбургской области пункт договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N N из земель населенных пунктов, разрешенное использование - малоэтажная застройка общей площадью 1076 кв.м. по адресу: (адрес) "Цена земельного участка" изложить в следующей редакции: "цена земельного участка составляет 2960,595 рублей", расчет цены выкупа указать в приложении. Расчет цены земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером N N из земель населенных пунктов, разрешенное использование - малоэтажная застройка общей площадью 1076 кв.м. по адресу: (адрес) в приложении изложить в следующей редакции: Ц=ЗН (руб.) * К; ЗН (руб.) = КС (руб.) * СЗН (руб.) КС (кадастровая стоимость) = 328 955 руб. (1076 кв.м. * 305,72 руб.). СЗН (налоговая ставка земельного налога, установленная для определенного целевого назначения земельного участка, утвержденная решением Городского Совета депутатов) - 0,3. К (коэффициент кратности к земельному налогу на земельный участок) - 3 %. Ц = 2960,595 руб.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований, с которым не согласилась истец. В апелляционной жалобе Соловьева Л.Х. просит об отмене решения Бузулукского районного суда Оренбургской области от 24 июля 2017 года, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
От администрации города Бузулука поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых ответчик настаивает на законности принятого по делу решения и просит оставить его без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, об отложении и переносе слушания по апелляционной жалобе не ходатайствовали. С учетом изложенного, судебная коллегия определиларассмотреть данное дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Соловьевой Л.Х. принадлежит на праве собственности жилой дом, общей площадью 119,6 кв.м, расположенный по адресу: (адрес), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.08.2015 года.
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 01 июля 2016 года суд обязал администрацию города Бузулука Оренбургской области заключить с Соловьевой Л.Х. договор купли - продажи земельного участка с кадастровым номером N из земель населенных пунктов, разрешенное использование - малоэтажная жилая застройка, общей площадью 1076 кв.м, по указанному адресу, в соответствии с законодательством, действующим на момент обращения с заявлением о передаче земельного участка в собственность 29.10.2015 года.
Из материалов дела также следует, что Управление градообразования и капитального строительства города Бузулука, в рамках исполнения решения суда от 01.07.2016 года, направило 29.08.2016 года Соловьевой Л.Х. подписанный проект договора купли-продажи земельного участка от 26.08.2016 года и копию отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка для размещения малоэтажной застройки N092-17-00387 от 25.08.2016 года. Согласно п.2.1 указанного проекта договора, цена земельного участка на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка для размещения малоэтажной жилой застройки N 092-17-00387 от 25.08.2016 года составляет: 460 000 руб.
Проанализировав положения действующего законодательства, руководствуясь п. 5 ст. 39.17, п. 5 ст. 39.20, п. 3 ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из установленных выше обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка в установленном законом порядке не установлена, то применение п.2.1. "Порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области при заключении договора купли-продажи земельных участков без проведения торгов", утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 21 сентября 2015 года N 727-п, при определении выкупной цены земельного участка, необоснованно.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела, обоснован нормами права, регулирующими спорные правоотношения, и доказательствами, исследованными в судебном заседании, которым судом дана оценка в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника расположенных на нем строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что в отношении спорного земельного участка кадастровая стоимость не была установлена в установленном законом порядке на момент обращения Соловьевой Л.Х. 29.10.2015 года с заявлением о продаже спорного земельного участка, не установлена она и в настоящее время.
Между тем, согласно Порядку определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области при заключении договора купли-продажи земельных участков без проведения торгов, утвержденному постановлением Правительства Оренбургской области от 21 сентября 2015 года N 727-п, установлены правила определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области (далее - земельные участки) при заключении договора купли-продажи земельных участков без проведения торгов.
Согласно пункту 2 Порядка до 1 января 2016 года цена земельного участка определяется: согласно подпункта 2.1 - в случае продажи земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, по следующей формуле: Ц = ЗН x К, где: Ц - цена земельного участка; ЗН - земельный налог за земельный участок (сумма земельного налога за земельный участок за календарный год, исчисленная в установленном порядке); К - коэффициент кратности к земельному налогу за земельный участок, равный; 5 - в г. Оренбурге (без поселков и сельских населенных пунктов, входящих в его состав); 3 - в остальных населенных пунктах Оренбургской области, а также за пределами границ населенных пунктов. Земельный налог за земельный участок рассчитывается по следующей формуле: ЗН = КС x СЗН, где: ЗН - земельный налог за земельный участок; КС - кадастровая стоимость земельного участка согласно кадастровому паспорту земельного участка (кадастровой выписке о земельном участке); СЗН - ***
В подпункте 2.2 Порядка установлено, что в иных случаях - в размере рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
При таких обстоятельствах, без установленного размера кадастровой стоимости невозможно произвести расчет выкупной цены земельного участка по п.п.2.1 вышеуказанного Порядка, в связи с чем, действия ответчика по определению выкупной цены, исходя из рыночной стоимости земельного участка, являются правомерными.
Доводы истца о том, что администрация муниципального образования г.Бузулук должна была для применения п.п. 2.1 Порядка самостоятельно определить кадастровую стоимость земельного участка, исходя из данных о средних удельных показателей кадастровой стоимости 1 кв. метра земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Оренбургской области, указанных в Приложениях 1,2 к Постановлению Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 г. N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области", судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку, полномочия по определению кадастровой стоимости земельных участков не относятся к компетенции органов местного самоуправления в отношении земельных участков, государственная собственность на которую не разграничена.
Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются статьями 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Закона об оценочной деятельности, одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 409-р, приказами Росреестра от 11 марта 2010 г. N П/93, от 26 декабря 2011 г. N П/531 и пунктами 1, 12 Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного приказом Росреестра от 01 сентября 2011 г. N П/331, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиалов переданы полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета и определению кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, по включению в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесению в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 г. N 457, к полномочиям указанной службы отнесена организация проведения государственной кадастровой оценки земель, внесение в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Таким образом, органы местного самоуправления утверждают средние удельные показатели кадастровой стоимости 1 кв. метра земель населенных пунктов по муниципальным образованиям лишь в целях установления кадастровой стоимости земельных участков уполномоченным органом государственного кадастрового учета, и не наделены полномочиями рассчитывать кадастровую стоимость земельного участка.
При этом, согласно п.4 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области при заключении договора купли-продажи земельных участков без проведения торгов, утвержденному постановлением Правительства Оренбургской области от 21 сентября 2015 года N 727-п, для расчета цены земельного участка применяется кадастровая стоимость, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости, на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность, на основании которого заключен договор купли-продажи без проведения торгов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии со ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом изложенного, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, в том числе, по тем основаниям, что истцом не представлены доказательства соблюдения порядка, предусмотренного ст.ст. 445-446 ГК РФ, для урегулирования споров, возникших при заключении договора, поскольку в установленном порядке по вопросу несогласия с размером определенной ответчиком рыночной стоимости спорного земельного участка истец к ответчику не обращалась.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не заслуживают внимания, поскольку основаны на ошибочном толковании приведенных норм закона, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, они подлежат отклонению, как не нашедшие своего подтверждения и не основанные на законе.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, которые сводятся к иному толкованию норм материального права и переоценке доказательств по делу, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 24 июля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Соловьевой Людмилы Хазимулловны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.