Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Хакимовой О.В,
при секретаре Плешивцевой К.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Алмаз" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
установил:
ООО "Алмаз" обратилось в суд с административным исковым заявлением, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения сбыта и заготовок, с размещением административного здания, столярного цеха, склада с гаражом, гаража, цеха со складами и производственного строения, площадью *** кв.м, адрес (местонахождение) объекта: (адрес), (адрес) земельном участке расположены: одноэтажное административное здание литер ***, одноэтажный столярный цех литер ***, одноэтажный склад с гаражом литер ***; одноэтажный гараж литер ***, одноэтажный цех со складами литер *** одноэтажное производственное строение литер ***; N.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет 16 421 337,14 рублей.
Административный истец считает кадастровую стоимость завышенной, что затрагивает его права как собственника земельного участка, поскольку кадастровая стоимость влияет на размер земельного налога.
Согласно представленному отчету рыночная стоимость спорного земельного участка на 1 января 2016 г. составила 2 797 000 рублей.
Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка, равной ее рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 2 797 000 рублей.
В судебное заседание не явились представители административного истца ООО "Алмаз", представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, администрации г.Оренбурга, извещенные о времени и месте судебного заседания.
В представленном письменном заявлении представитель административного истца Манин А.М. уточнил исковые требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 2 725 777 рублей.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца, административных ответчиков и заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о явке в суд, поскольку их явка не была признана судом обязательной.
Изучив материалы дела, принимая во внимание отзывы Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области, суд приходит к следующему.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в статье 24.18 предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Алмаз" является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения сбыта и заготовок, с размещением административного здания, столярного цеха, склада с гаражом, гаража, цеха со складами и производственного строения, площадью *** кв.м, адрес (местонахождение) объекта: (адрес) (адрес) земельном участке расположены: одноэтажное административное здание литер ***, одноэтажный столярный цех литер ***, одноэтажный склад с гаражом литер *** одноэтажный гараж литер ***, одноэтажный цех со складами литер ***; одноэтажное производственное строение литер ***; N.В 2016 г. на территории Муниципального образования "город Оренбург" проведена очередная Государственная кадастровая оценка земель, результаты которой утверждены постановлением N 3698-п от 29 ноября 2016 г. по состоянию на 1 января 2016 г.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N рассчитывалась оценщиком индивидуально в рамках проведения работ по ГКОЗ, в связи с чем, на основании приложения N 1 к постановлению N 3698-п 23 декабря 2016 г. в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 16 421 337,14 рублей.
Указанная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N подтверждается также Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административный истец обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Оренбургской области, однако решением Комиссии от 6 октября 2017 г. N 713, заявление отклонено, поскольку документы, представленные истцом в комиссию, не соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям, установленным федеральными стандартами оценки.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Принимая во внимание отзыв Управления Росреестра по Оренбургской области, а также ходатайство представителя административного истца о проведении судебной экспертизы в связи с несоответствием отчета об определении рыночной стоимости земельного участка требованиям Федеральных стандартов оценки, определением суда от 10 ноября 2017 г. назначалась судебная оценочная экспертиза (л.д. 142-143).
Согласно заключению эксперта N от (дата), выполненному экспертом ФИО4, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 2 725 777 рублей.
Представленное в суд заключение эксперта N от (дата), соответствует требованиям, предъявленным законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки, отвечает установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации требованиям относимости, допустимости и достоверности представленного доказательства.
Заключение эксперта дано по поставленному судом вопросу, не содержит противоречий. Экспертом определен и проанализирован сегмент рынка, к которому принадлежит объект исследования, определен сравнительный подход к оценке земельного участка, выбраны объекты аналоги, которые проанализированы в таблице.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы, сделанные экспертом, назначенным определением суда, административным ответчиком и заинтересованными лицами суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска и установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 2 725 777 рублей.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 4 пункта 25 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Поскольку ООО "Алмаз" обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 13 сентября 2017 г, следовательно, рыночная стоимость будет применяться с 1 января 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ООО "Алмаз" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения сбыта и заготовок, с размещением административного здания, столярного цеха, склада с гаражом, гаража, цеха со складами и производственного строения, площадью *** кв.м, адрес (местонахождение) объекта: (адрес), (адрес) земельном участке расположены: одноэтажное административное здание литер ***, одноэтажный столярный цех литер ***, одноэтажный склад с гаражом литер *** одноэтажный гараж литер ***, одноэтажный цех со складами литер ***; одноэтажное производственное строение литер ***; N, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 2 725 777 рублей на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 13 сентября 2017 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Судья Оренбургского
областного суда О.В. Хакимова
Мотивированное решение суда изготовлено 22 января 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.