Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В,
судей Кандан А.А, Ойдуп У.М,
при секретаре Монгуш А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ойдуп У.М. гражданское дело по исковому заявлению Ооржака А.А. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе истца Ооржака А.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 октября 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
Ооржак А.А. обратился с исковым заявлением к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва (далее- Агентство) о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения. В обоснование своих исковых требований указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 03 марта 2010 года был принят мэрией г. Кызыла на учет детей-сирот для получения жилья на территории г. Кызыла. 04 июня 2014 года принят Агентством на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилья на территории г. Кызыла. 01 июля 2017 года обратился с заявлением в Агентство о предоставлении ему жилого помещения. Ответом от 20 июля 2017 года ему отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием свободного жилья. В результате бездействия ответчика по предоставлению жилья нарушается его право на жилье, гарантированное законодательством. Просил обязать Агентство предоставить на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение на территории г. Кызыла, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью не ниже 37,5 кв.м. с учетом членов его семьи, состоящей из супруги и ребенка.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 октября 2017 года исковые требования Ооржака А.А. удовлетворены частично. На Агентство возложена обязанность предоставить Ооржаку А.А. на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва", соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.
Не согласившись с решением суда, Ооржак А.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое, при этом рассчитать общий размер предоставляемого жилого помещения с учетом каждого члена его семьи.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец поддержал свою апелляционную жалобу.
Представитель ответчика Ященко Т.Н, действующая по доверенности, не согласилась с доводами жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судом установлено, что Ооржак А.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в **, его матерью являлась О, умершая ДД.ММ.ГГГГ, отцом - О, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (справка о рождении N, свидетельство о рождении I-ЛЖ N, свидетельство о смерти I-ЛЖ N).
24 ноября 1992 года на основании постановления администрации г. Кызыла М. назначена опекуном Ооржака А.А.
Из регистрационно-контрольной карточки Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва следует, что Ооржак А.А. принят на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, 04 июня 2014 года под N.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Республике Тыва от 19 сентября 2017 года, сведений о зарегистрированных правах Ооржака А.А. на объекты недвижимого имущества в ЕГРП не имеется.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец Ооржак А.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит в очереди на получение жилого помещения в Агентстве по делам семьи и детей Республики Тыва. При этом, суд отказал Ооржаку А.А. в предоставлении жилого помещения с учетом всех членов его семьи, указав, что правовых оснований в удовлетворении иска в этой части не имеется.
Судебная коллегия данный вывод суда первой инстанции находит правильным, поскольку Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" направлен на оказание целевой поддержки именно указанным категориям социально незащищенных граждан.
Кроме того, ни Жилищным кодексом РФ, ни Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, а также Законом Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма с учетом состава семьи лица, признанного ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей. Правом на предоставление такого жилого помещения обладает лишь само лицо, отнесенное к категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Таким образом, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений является льготой, которая носит адресный характер и направлена на обеспечение жилым помещением именно указанной категории лиц.
Учитывая, что федеральным законодательством не предусматривается распространение льготы по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на членов семей указанных категорий граждан, при предоставлении жилого помещения этим гражданам члены их семей учету не подлежат.
Кроме того, сведений о том, что члены семьи истца не обеспечены жильем и относятся к категории нуждающихся в обеспечении жильем, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, и основаны на неверном толкование и применении норм действующего законодательства, применяемого к спорным правоотношениям.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 января 2018 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.