судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Т.П.
судей Кедриной О.В, Степановой Н.Н.
при секретаре Смольниковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе истца Десятниковой Светланы Валерьевны на решение Советского районного суда г. Липецка от 13 ноября 2017 года, которым постановлено:
Десятниковой Светлане Валерьевне в удовлетворении исковых требований к администрации г.Липецка о признании незаконным постановления, признании права на постановку на учет молодых семей, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение ( строительство) жилья, возложении обязанности поставить на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение ( строительство) жилья отказать.
Заслушав доклад судьи Москаленко Т.П, судебная коллегия
установила:
Десятникова С.В. обратилась с иском к администрации г. Липецка о признании незаконным пункта 2 постановления администрации г. Липецка N от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в постановке на учет молодых семей, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья по подпрограмме "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей" Государственной программы Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ", о признании за ней и супругом права состоять на таком учете, и возложении на администрацию г.Липецка обязанности поставить их на учет. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она вместе с супругом Десятниковым А.С. обратились в администрацию г.Липецка с заявлением о постановке их на учет, как молодой семьи, имеющей право на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья по подпрограмме "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей" Государственной программы Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ". Пунктом 2 постановления администрации г.Липецка N от ДД.ММ.ГГГГ им в постановке на учет отказано, в связи с тем, что ранее ей и мужу принадлежали доли в праве общей долевой собственности в жилых домах. Полагает, что данный отказ не соответствует закону, поскольку отчуждение принадлежащих ей и супругу долей в праве долевой собственности на жилые помещения было вызвано переездом в г.Липецк на постоянное место работы.
В судебном заседании истец Десятникова С.В. поддержала заявленные исковые требования.
Третье лицо Десятников А.С. также поддержали исковые требования Десятниковой С.В.
Представитель ответчика администрации г.Липецка по доверенности Селезнева Д.С. иск не признала.
Представитель третьего лица Управления строительства и архитектуры Липецкой области по доверенности Нецепляева С.Ю. в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве иск не признала, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец Десятникова С.В. просила отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, и постановить новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Десятникова (до регистрации брака Кочетова) С.В. и Десятников А.С. зарегистрировали брак и совместно проживают в жилом помещении общей площадью "данные изъяты". по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности родителям истицы Кочетову В.И. и Кочетовой Г.Н.
До регистрации брака Кочетовой С.В. на основании распоряжения главы администрации Добровского района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N и договора N на передачу квартиры в собственность граждан принадлежала "данные изъяты" в праве общей долевой собственности на "адрес". По договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Десятникова С.В. подарила принадлежащую ей долю в указанной квартире Кочетовой Г.Н. ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирован переход права собственности на долю квартиры к Кочетовой Г.Н.
Десятникову А.С. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ принадлежала "данные изъяты" в праве общей долевой собственности на домовладение и земельный участок, расположенные по адресу: "адрес". По договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Десятников А.С. подарил Десятниковой Т.Я. принадлежащие ему доли домовладения и земельного участка. Переход права собственности зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Десятникова С.В. обратилась в администрацию г.Липецка с заявлением о принятии на учет молодых семей на условиях подпрограммы подпрограмме "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей" Государственной программы Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ" на состав семьи 2 человека, включая супруга Десятникова А.С.
Постановлением администрации г.Липецка N от ДД.ММ.ГГГГ Десятниковой С.В. отказано в постановке на учет в качестве молодой семьи, имеющей право на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья по подпрограмме "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей" Государственной программы Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ" в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что ранее ей и мужу принадлежали доли в праве общей долевой собственности в жилых домах, прекращение права зарегистрировано у Десятниковой С.В. ДД.ММ.ГГГГ, у Десятникова А.С. ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, в целях выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, предусматривает подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Администрации Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная программа Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ", частью которой является подпрограмма "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей".
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона Липецкой области от 27 декабря 2007 г. N 120-ОЗ "О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья" участники подпрограммы "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей" государственной программы Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ" (далее - участники подпрограммы "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей") - молодые семьи, в том числе молодые семьи, имеющие одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие в совокупности следующим требованиям:
возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти области в сфере строительства и архитектуры решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей" в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050;
наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования ( Приложение N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей"
федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы) под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
В силу положений статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что администрация г. Липецка обоснованно отказала Десятниковой С.В. в постановке на учет ее семьи, как молодой семьи, имеющей право на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, так как супругами совершены действия с целью ухудшения жилищных условий и после этого не истек установленный законом пятилетний срок.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции. Судом дана правильная оценка безвозмездному отчуждению супругами принадлежащих им на праве собственности долей жилых помещений, как имеющему цель ухудшения жилищных условий и приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как до совершения данных сделок супруги не имели права состоять на учете по улучшению жилищных условий, так как являлись собственниками долей в жилых помещениях.
Доводы истицы о том, что принадлежащие супругам доли в жилых помещения отчуждались ими с целью переезда в г.Липецк на постоянное место работы, не свидетельствуют о добросовестности действий супругов и не могут повлечь отмену решения суда.
Ссылка в жалобе на то, что администрацией г. Липецка не представлены достоверные доказательства, устанавливающие наличие у Десятниковых умысла на ухудшение жилищных условий, опровергается материалами дела.
Несостоятельным является довод жалобы о том, что право на принадлежащие супругам доли в жилых помещениях возникло в несовершеннолетнем возрасте, поскольку не имею юридического значения.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену правильного по существу судебного решения, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам дела и представленным доказательствам, нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено. Апелляционная жалоба по изложенным выше основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 13 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Десятниковой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна: Судья: Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.