Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Демидчик Н.В,
судей Адушкиной И.В, Ериной Н.П,
при секретаре Бобровой Е.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 января 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Сазановой В.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 02 ноября 2017 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Сазанова В.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, Семиной О.А. о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости.
В обоснование иска указала, что 25 августа 2017 г. она обратилась к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста в связи с работой на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Решением пенсионного органа N 283962/17 от 7 сентября 2017 г. ей отказано в назначении страховой пенсии с уменьшением пенсионного возраста по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В стаж работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом не были засчитаны периоды нахождения на больничном листе по беременности и родам с 9 сентября 1986 г. по 31 декабря 1986 г, в отпуске по уходу за ребенком с 4 января 1987 г. по 23 апреля 1988 г.
С учетом уточнения исковых требований просила суд признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия N 283962/17 от 7 сентября 2017 г. в части отказа в назначении пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с учетом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", включении в стаж периодов работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, обязать пенсионный орган включить в стаж работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом периоды нахождения на больничном листе по беременности и родам с 9 сентября 1986 г. по 31 декабря 1986 г, в отпуске по уходу за ребенком с 4 января 1987 г. по 23 апреля 1988 г. и назначить страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с учетом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с уменьшением возраста на 3 года, с 8 сентября 2017 г.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 ноября 2017 г. принят отказ Сазановой В.А. в части исковых требований к Семиной О.А, производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 ноября 2017 г. иск удовлетворен.
В счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины с ответчика в пользу истца взыскано 300 рублей.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия подало апелляционную жалобу на решение суда, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Приводит доводы о том, что спорные периоды не могут быть засчитаны в стаж работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, поскольку в данные периоды Сазанова В.А. не подвергалась риску воздействия радиации и не осуществляла постоянную работу на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом; решение суда не содержит ссылок ни на один нормативный правовой акт, обосновывающий включение периодов временной нетрудоспособности и отпуска по уходу за ребенком в стаж работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В возражениях на апелляционную жалобу Сазанова В.А. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Чигирева К.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, истец Сазанова В.А, ее представитель Заликова Г.С. относительно апелляционной жалобы возразили.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, Сазанова В.А. в период с 17 сентября 1982 г. по 12 ноября 1996 г. работала на Саранском заводе полупроводниковых изделий, располагавшемся в р.п. Ялга, который относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В период с 9 сентября 1986 г. по 31 декабря 1986 г. Сазанова В.А. находилась на больничном листе по беременности и родам, в период с 4 января 1987 г. по 23 апреля 1988 г. - в отпуске по уходу за ребенком.
25 августа 2017 г. Сазанова В.А. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста в связи с работой на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Решением ответчика N 283962/17 от 7 сентября 2017 г. истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с учетом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Для снижения пенсионного возраста на 3 года требуется 8 лет, имеется 7 лет 6 дней.
В стаж работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом не засчитаны периоды нахождения истца на больничном листе по беременности и родам с 9 сентября 1986 г. по 31 декабря 1986 г. и в отпуске по уходу за ребенком с 4 января 1987 г. по 23 апреля 1988 г, поскольку право граждан работавших (работающих) на загрязненной территории, но не проживающих на ней, на пенсию по старости с уменьшением возраста обусловлено фактом их пребывания непосредственно на загрязненной территории в связи с осуществлением работы. Иные периоды, в течение которых указанные лица находятся за пределами указанной территории, не подлежат учету.
Решение суда об удовлетворении заявленных требований соответствует нормам материального права, регулирующим спорные отношения.
Так, в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 указанного Закона).
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом Российской Федерации в пункте 27 Постановления Пленума от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что периоды нахождения на больничном листе по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, подлежат зачету в стаж работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Приведенные положения Правил исчисления периодов работы, статьи 167 КЗоТ РСФСР в отсутствие норм закона, предусматривающих правила исчисления периодов работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, подлежат применению по аналогии закона (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации), как регулирующие сходные отношения по назначению пенсии по старости на льготных условиях в связи с работой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание, что законодательство не содержит запрета на включение периодов нахождения на больничном листе по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы на территории с льготным социально-экономическим статусом.
С учетом изложенного подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы об отсутствии ссылок в решении суда на нормативные правовые акты, обосновывающие включение указанных периодов в стаж работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства. Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 02 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Демидчик
Судьи И.В. Адушкина
Н.П. Ерина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.