Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Охапкиной Г.А,
судей Коничевой А.А, Жидковой О.В,
при секретаре Михеевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области на решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 03 ноября 2017 года, которым требования административного истца Мельник М.М. к Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области в части указания в решении от "ДАТА" N... "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" наименования территориальной зоны "земли лесного фонда".
На Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области возложена обязанность устранить указанное нарушение в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу, сообщить об исполнении решения суда в суд и Мельник М.М..
В удовлетворении остальной части исковых требований административному истцу Мельник М.М. к Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А, объяснения заинтересованного лица Павловой А.М, представляющей также на основании доверенности интересы Мельник М.М.судебная коллегия
установила:
Мельник М.М. и Павлова А.М, являющиеся собственниками нежилых зданий базы отдыха N... и N.., обратились в администрацию Череповецкого муниципального района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 6717 кв.м, находящегося по адресу: "адрес"
Решением Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от "ДАТА" N... утверждена схема расположения земельного участка площадью 6717 кв.м, категория земель "земли запаса", местоположение: "адрес", территориальная зона "земли лесного фонда", с сохранением исходного земельного участка в измененных границах (л.д.7).
В связи с образованием земельного участка с целью последующей постановки его на кадастровый учет и оформления права собственности Мельник М.М. обратилась в ООО "... " для проведения кадастровых работ по подготовке межевого плана.
Письмом ООО "... " от "ДАТА" Мельник М.М. сообщено об отсутствии в Правилах землепользования и застройки муниципального образования Ю Череповецкого муниципального района Вологодской области информации о территориальной зоне "земли лесного фонда", указанной в утвержденной схеме расположения земельного участка (л.д.14).
В ответ на обращение Мельник М.М. письмом администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области от "ДАТА" административному истцу сообщено о возможном внесении изменений в решение от "ДАТА" N... после утверждения проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Ю - в первом полугодии 2018 года (л.д.62).
Ссылаясь на нарушение прав и законных интересов, невозможность оформления земельных отношений в установленном законом порядке, ввиду имеющихся в решении от "ДАТА" N... недостоверных сведений территориальной зоны земельного участка - земли лесного фонда, Мельник М.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области о признании действий по указанию в решении от "ДАТА" N... данных сведений незаконными, возложении на ответчиков обязанности внести изменения в наименование территориальной зоны, указав вместо "земли лесного фонда" - "объектов рекреационного назначения Р-3".
Определением Череповецкого районного суда Вологодской области от 18 октября 2017 года по заявлению административного истца администрация Череповецкого муниципального района Вологодской области исключена из числа ответчиков, в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Череповецкого муниципального района Вологодской области, департамент лесного комплекса Вологодской области, Управление Росреестра по Вологодской области, филиал ФГБУ "ФКП Россреестра" по Вологодской области.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области просит об отмене вынесенного судебного постановления и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования Ю земельный участок входит в земли лесного фонда, данные Правила не приведены в соответствие с генеральным планом Муниципального образования Ю, которым в настоящее время категория земель испрашиваемого земельного участка не определена; после внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования
Ю в апреле 2018 года испрашиваемый земельный участок будет отнесен к территориальной зоне Р-3 (рекреация), что позволит внести соответствующие изменения.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Мельник М.М. и заинтересованное лицо Павлова А.М. просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо Павлова А.М, представляющая также на основании доверенности интересы административного истца Мельник М.М, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле и извещенные о слушании дела в установленном порядке, не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, их явка не признавалась обязательной, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания приведенной правовой нормы следует, что нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, необходимость в их восстановлении, является обязательным основанием для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Мельник М.М. на основании договора купли-продажи от "ДАТА", заключенного с Исаевым С.В, является собственником нежилого здания - базы отдыха с кадастровым номером N.., площадью 600,7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Вступившим в законную силу решением Череповецкого районного суда от "ДАТА" признан недействительным договор аренды от "ДАТА" N... участка лесного фонда, расположенного по адресу: "адрес"), с кадастровым номером N.., площадью 12 771 кв.м, заключенный между Исаевым С.М. и Череповецким лесхозом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Вологодской области, как заключенный на земельный участок, не относящийся к категории земель "земли лесного фонда" (л.д.10-13).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от "ДАТА" из Государственного кадастра недвижимости исключены сведения о земельном участке с кадастровым номером N.., расположенном по адресу: "адрес", площадью 12 771 кв.м, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для использования в культурно - оздоровительных целях, как ошибочно внесенные (л.д.37).
Решением Муниципального собрания Череповецкого района от "ДАТА" N... " земельный участок с кадастровым номером N... отнесен к категории земель "земли запаса" к функциональной зоне "особо охраняемых территорий и объектов" (л.д.35, 65-66).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что указание в решении административного ответчика от "ДАТА" N... территориальной зоны земельного участка как "земли лесного фонда", противоречит генеральному плану муниципального образования Ю Череповецкого муниципального района Вологодской области, и препятствует административному истцу в оформлении в соответствии с действующим законодательством прав на испрашиваемый земельный участок, в связи с чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Мельник М.М. о признании незаконными действий административного ответчика в данной части, возложив на Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области обязанности по устранению указанного нарушения.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции.
Так, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (часть 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 14 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указывается, в том числе, территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок.
Как следует из пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе, могут быть отнесены к землям особо охраняемых территорий и объектов, землям запаса и землям лесного фонда. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 названной статьи).
На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (пункт 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанной нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Согласно информации, предоставленной Череповецким территориальным отделом - государственное лесничество департамента лесного комплекса Вологодской области от "ДАТА" N... здание базы отдыха "адрес" занимает земельный участок, не относящийся к землям лесного фонда, и не входит в границы Череповецкого лесничества (л.д.55).
Из ответа управления архитектуры и градостроительства администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области от "ДАТА" N... следует, что земельный участок с кадастровым номером N.., путем раздела которого образуется земельный участок на кадастровом плане территории N... площадью 6717 кв.м, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования Ю не отнесен к определенной территориальной зоне (л.д.63).
Таким образом, с учетом приведенных норм материального права и установленных судом обстоятельств, свидетельствующих об указании административным ответчиком недостоверных сведений территориальной зоны испрашиваемого земельного участка, наличие которых препятствует Мельник М.М. оформлению прав на земельный участок в установленном законом порядке, вывод суда о незаконности действий Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области в части указания в решении от "ДАТА" N... наименования территориальной зоны "земли лесного фонда", является правомерным.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд в случае признания оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, удовлетворяет заявленные требования и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В силу приведенных выше законоположений судом первой инстанции обоснованно возложена на административного ответчика обязанность по устранению допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и установлен срок для принятия Комитетом имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области соответствующего решения в целях их устранения.
Ссылка подателя жалобы на планируемое в апреле 2018 года внесение изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования
Ю Череповецкого муниципального района Вологодской области об обоснованности действий административного ответчика, выраженных в указании в решении от "ДАТА" недостоверных сведений территориальной зоны испрашиваемого земельного участка, также не свидетельствует.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, не опровергают правильность выводов суда, с которыми соглашается судебная коллегия, и не содержат предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 03 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.