Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Стальмахович О.Н.
судей Мелентьевой Ж.Г, Четыриной М.В.
при секретаре Пушкарь О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском
11 января 2018
года дело по апелляционной жалобе Управления Судебного департамента в Камчатском крае на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 11 октября 2017 года, которым постановлено:
Иск Галеевой Л.П. удовлетворить.
Признать за Галеевой Л.П. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
Заслушав доклад судьи Мелентьевой Ж.Г, объяснения представителя Управления Судебного департамента в Камчатском крае Астракова Э.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Камчатского края Чистякову М.Э, согласившейся с доводами апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя Галеевой Л.П. - Фещенко А.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галеева Л.П. обратилась в суд с иском к Управлению Судебного департамента в Камчатском крае, в котором, с учетом измененных исковых требований, просила признать за ней право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес". В обоснование исковых требований указала, что является судьей "данные изъяты". Решением жилищной комиссии ответчика от 23 апреля 2014 года она признана нуждающейся в жилом помещении составом семьи 3 человека и включена в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. 28 декабря 2015 года ей предоставлено указанное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения. Полагала, что предоставление ей квартиры во временное пользование снижает гарантии, предоставляемые п. 3 ст. 19 Закона РФ "О статусе судей в РФ", в соответствии с которым жилое помещение, приобретаемое для судьи, предоставляется ему в собственность бесплатно.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Галеева Л.П. участия в судебном заседании не принимала. Её представитель Фещенко А.Г. исковые требования поддержала.
Представитель Управления Судебного департамента в Камчатском крае Астраков Э.В. исковые требования не признал и суду пояснил, что предоставленное истцу жилое помещение было отнесено к специализированному жилищному фонду в установленном законом порядке, истец не отказывалась от заключения договора служебного найма.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Камчатского края участие в судебном заседании суда первой инстанции не принимали.
Рассмотрев дело, суд постановилобжалуемое решение.
Не соглашаясь с таким решением, Управление Судебного департамента в Камчатском крае в апелляционной жалобе просит его отменить и в удовлетворении исковых требований Галеевой Л.П. отказать. Полагает необоснованным применение к спорным правоотношениям положений пункта 3 статьи 19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 года N 3132-1, поскольку право истца на улучшение жилищных условий возникло в период действия закона, не предусматривающего получение в собственность жилого помещения, приобретенного за счет средств федерального бюджета. Данная норма не содержит запрета на предоставление судье служебного жилого помещения. Спорное жилое помещение изначально передано истцу в пользование в качестве служебного на период нахождения ее в должности судьи, с чем она согласилась, приняв условия договора найма служебного жилого помещения, который ею не оспаривался. Прекращение права собственности на объект недвижимости возможно исключительно по волеизъявлению собственника или по основаниям, указанным в законе. Истцом не представлены доказательства наличия обстоятельств, которые могли бы привести к принудительному изъятию у Российской Федерации спорного жилого помещения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Порядок отнесения помещения к специализированному жилищному фонду установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.
Согласно ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Из материалов дела следует, что жилое помещение, расположенное в "данные изъяты" с 16 декабря 2015 года является собственностью Российской Федерации и принадлежит на праве оперативного управления Управлению Судебного департамента в Камчатском крае. Приобретено спорное жилое помещение Управлением Судебного департамента в Камчатском крае в федеральную собственность за 4000000 руб. по государственному контракту для обеспечения государственных нужд N 146 от 21 сентября 2015 года путем проведения открытого аукциона. Распоряжением Агентства по Управлению государственным имуществом N 01-р от 11 января 2016 года указанное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному.
Решением жилищной комиссии при Управлении Судебного Департамента в Камчатском крае от 23 апреля 2014 года Галеева Л.П. как судья "данные изъяты" принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания. 28 декабря 2015 года с Галеевой Л.П. заключен договор найма служебного жилого помещения, по условиям которого Управление Судебного департамента в Камчатском крае передает ей во временное владение и пользование на период нахождения Галеевой Л.П. в должности судьи квартиру, расположенную в городе Петропавловске-Камчатском по ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью "данные изъяты" Совместно с нанимателем в служебное жилое помещение вселяются члены семьи истца: "данные изъяты"
Разрешая настоящий спор и признавая за Галеевой Л.П. право собственности на спорное жилое помещение, суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение истца жилым помещением, как действующего судьи и нуждающегося в улучшении жилищных условий, в соответствии с п. 3 ст. 19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" должно осуществляться в собственность бесплатно. Поскольку норма права, позволяющая по усмотрению Правительства Российской Федерации относить жилые помещения, предоставляемые судьям за счет средств федерального бюджета, к специализированному жилищному фонду признана несоответствующей Конституции Российской Федерации, то с истцом без законных оснований заключен договор найма специализированного жилого помещения. Кроме того, предоставленное Галеевой Л.П. и членам ее семьи спорное жилое помещение к моменту его предоставления не было отнесено в установленном законом порядке к специализированному жилищному фонду.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
Согласно п. 3 ст. 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 6 апреля 2015 года N 40-ФЗ, действующей на момент предоставления спорного жилого помещения Галеевой Л.П.) судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. м или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, используются на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для судей с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 года N 2-П положение п. 2 ст. 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым отменен порядок предоставления местными администрациями судьям жилых помещений с последующей передачей их в собственность бесплатно с делегированием полномочий определения порядка обеспечения судей жилыми помещениями Правительству Российской Федерации, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той части, в которой положения указанного пункта ввиду их неопределенности по своему содержанию создают возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации.
Из изложенного следует, что признание Конституционным Судом Российской Федерации нормативного акта не соответствующим Конституции Российской Федерации частично не препятствует применению его в той части, в которой он не признан таковым.
Таким образом, на момент возникновения спорных правоотношений действовала редакция п. 3 ст. 19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которой судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации.
Как видно указанная редакция Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" не предусматривает бесплатную передачу судьям в собственность жилых помещений, тем более, если такое помещение было отнесено к специализированному жилищному фонду и предоставлено на основании договора найма служебного жилого помещения.
До настоящего времени указанная редакция приведенной нормы не изменена и является действующей в той части, в которой она не была признана неконституционной.
Учитывая, что способ передачи судьям приобретенных судами (управлениями Судебного департамента) жилых помещений в Законе не определен, то не исключается возможность передачи судьям жилого помещения в любой предусмотренной Жилищным кодексом Российской Федерации форме, в том числе и передача жилого помещения во временное пользование в качестве служебного.
Материалами дела подтверждается, что Галеева Л.П. на период нахождения в должности судьи обеспечена служебным жилым помещением, которое в установленном порядке отнесено к специализированному жилищному фонду, поскольку, как следует из материалов гражданского дела, а также из исследованного судом апелляционной инстанции учетного дела истца, спорная квартира еще до предоставления Галеевой Л.П. была приобретена в собственность Российской Федерации на денежные средства, предназначенные для приобретения специализированного жилищного фонда. Галеева Л.П. согласилась на обеспечение ее служебным жилым помещением на период осуществления полномочий судьи, подписав договор служебного найма на спорное жилое помещение. Договор найма служебного жилого помещения Галеевой Л.П. не оспаривался и до настоящего времени он не расторгнут и не признан недействительным.
Поскольку спорное жилое помещение до настоящего времени отнесено к специализированному фонду, предоставлялось оно Галеевой Л.П. в качестве служебного, решение об исключении его из этого фонда и согласие собственника о передаче его в собственность истца не принималось, то оно не подлежит отчуждению в силу действующего законодательства.
Из изложенного следует, что правовых оснований для передачи Галеевой Л.П. в собственность предоставленного в установленном порядке служебного жилого помещения не имеется.
При этом судебная коллегия учитывает пояснения представителя Управления Судебного департамента в Камчатском крае, данные суду апелляционной инстанции, что решения о снятии Галеевой Л.П. с учета судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилищной комиссии не принималось.
Не может судебная коллегия согласиться и с выводом суда первой инстанции о том, что нарушен порядок предоставления Галеевой Л.П. спорного жилого помещения в качестве служебного, поскольку согласно п. 3 Правил отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.
Как следует из материалов дела, ни одно из перечисленных в п. 3 Правил ограничений или обременений не имело место в отношении спорного жилого помещения, включенного в специализированный жилищный фонд, в том числе, в силу возникших правоотношений между Галеевой Л.П. и Управлением Судебного департамента в Камчатском крае.
При таких обстоятельствах постановленное решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327.1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Елизовского районного суда Камчатского края от 11 октября 2017 года отменить и постановить новое решение, которым:
В удовлетворении исковых требований Галеевой Л.П. к Управлению Судебного департамента в Камчатском крае, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании за ней права собственности на жилое помещение, расположенное по "адрес", отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.