Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл Бабин С.В., рассмотрев жалобу Потехина В.В., защитника Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса" на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл (по правовым вопросам) " ... " от 23 июня 2017 года N 54/17/2017/17, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 июля 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 24 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса" (ОГРН 1021200782085, ИНН 1207001980, КПП 121501001), расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Медицинская, д. 17, " ... ",
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл (по правовым вопросам) "... " от 23 июня 2017 года N 54/17/2017/17 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса" (далее - ФГБОУ ДПО "Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса") привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 июля 2017 года постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл (по правовым вопросам) "... " от 23 июня 2017 года N 54/17/2017/17 изменено, исключено указание о нарушении статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 2.1.4, 2.1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, выразившемся в не проведении повторного инструктажа с "... " нарушении статьи 212 ТК РФ, пункта 135 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, выразившемся в не обеспечении рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий "... ". щитком защитным лицевым или очками защитными. В остальной части данное постановление оставлено без изменения, жалоба ФГБОУ ДПО "Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса" - без удовлетворения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 24 августа 2017 года указанное решение судьи городского суда оставлено без изменения, жалоба защитника - без удовлетворения.
В поступившей в Верховный Суд Республики Марий Эл жалобе защитник просит отменить постановление должностного лица и судебные решения. Указывает, что главным государственным инспектором труда по Республике Марий Эл "... ". неправильно применены нормы материального и процессуального права при квалификации деяний. Учреждение неправомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Собранные по делу доказательства являются противоречивыми, непоследовательными и необоснованными. Административное наказание назначено без учета положений предусмотренных частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ. Срок давности привлечения ФГБОУ ДПО "Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса" к административной ответственности не соблюден. Устранить нарушения в настоящее время невозможно, так как лица, указанные в списке, представленном в Государственную инспекцию труда, уволены. Должностным лицом были проигнорированы положения Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.004-2015 "Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения". В настоящее время лица, указанные в постановлении о назначении административного наказания, в полном объеме прошли обучение внутри организации. В нарушение норм процессуального права главным государственным инспектором труда по Республике Марий Эл "... " производство по делу не проводилось, он не составлял документы процессуального характера. Постановление о назначении административного наказания от имени "... " было вынесено "... " При производстве по делу были нарушены положения статьи 29.7 КоАП РФ.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, поступившего в Верховный Суд Республики Марий Эл 18 декабря 2017 года, нахожу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется в связи со следующим.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в результате плановой выездной проверки, проведенной в период с 29 мая 2017 года по 08 июня 2017 года, государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл (по охране труда) "... " выявлены нарушения трудового законодательства в ФГБОУ ДПО "Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса".
Так, в соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.
Согласно пункту 3.4.3 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ-027-2003 в помещениях для хранения автотранспортных средств (далее - АТС) полы должны быть твердыми, ровными, с уклоном в сторону лотков. Покрытие полов должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов, иметь гладкую, нескользкую поверхность и рассчитано на сухую (в том числе механизированную) уборку помещений. Вдоль стен, у которых устанавливаются АТС, должны предусматриваться колесоотбойные устройства, выполненные в соответствии с требованиями действующих нормативных актов, обеспечивающих зазор от крайней точки АТС до стены не менее 0,3 м.
В ходе указанной проверки установлено, что в нарушение статьи 212 ТК РФ, пункта 3.4.3 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ-027-2003 в гараже вдоль стен отсутствуют колесоотбойные устройства.
Согласно пункту 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 290н, работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в установленные сроки. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Межотраслевым правилам.
В нарушение пункта 13 указанных Межотраслевых правил в ФГБОУ ДПО "Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса" ведется ненадлежащий учет выдачи СИЗ, в личных карточках выдачи средств индивидуальной защиты отсутствует информация о сертификатах и декларации соответствия СИЗ.
В соответствии с пунктом 5 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.
В нарушение пункта 5 указанных Межотраслевых правил в карточках учета выдачи средств индивидуальной защиты рабочего по комплексному обслуживанию, слесаря - сантехника, начальника котельной предоставление работникам СИЗ производится в соответствии с Типовыми нормами, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01 октября 2008 года N 541н, которые утратили силу.
Согласно статье 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В соответствии с пунктом 148 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Министерства труда Российской Федерации от 09 декабря 2014 года N 997н, слесарь-сантехник должен быть обеспечен: костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий - 1 шт. на год, сапогами резиновыми с защитным подноском или сапогами болотными с защитным подноском - 1 пара на год, перчатками с полимерным покрытием - 12 пар на год, перчатками резиновыми или из полимерных материалов - 12 пар на год, щитком защитным лицевым или очками защитными - до износа, средствами индивидуальной защиты органов дыхания - до износа.
Согласно личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты слесарю-сантехнику "... " 28 апреля 2017 года выданы: костюм х/б - 1 шт, сапоги резиновые - 1 шт, перчатки резиновые - 1 шт, перчатки х/б с ПВХ - 6 шт, респиратор У2К - 1 шт, куртка утепленная - 1 шт, сапоги кожаные утепленные - 1 шт. В нарушение статьи 212 ТК РФ и пункта 148 указанных Типовых норм слесарь-сантехник "... " не обеспечен щитком защитным лицевым или очками защитными. Ему выданы очки защитные 15 июня 2017 года, то есть, после проведения проверки в ФГБОУ ДПО "Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса".
В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда и недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Согласно пункту 2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года N 1/29, первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы: со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов, инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет; с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы; с командированными работниками сторонних организаций, другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.
Согласно пункту 2.1.5 указанного Порядка повторный инструктаж проходят все работники, указанные в пункте 2.1.4 этого Порядка, не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.
В нарушение статьи 212 ТК РФ и пунктов 2.1.4, 2.1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций первичный инструктаж не проводился с "... " кухонной рабочей; первичный и повторный инструктаж не проводились с "... " рабочим по комплексному обслуживанию и ремонту зданий; с "... " сторожем-вахтером; с "... " рабочим по комплексному обслуживанию и ремонту зданий.
В нарушение статьи 212 ТК РФ и пунктов 1.5, 2.2.1 указанного Порядка не прошли проверку знаний требований охраны труда в течение месяца после приема на работу: "... " начальник центра по профессиональному обучению, принят на работу с 16 марта 2017 года, прошел проверку знаний 24 апреля 2017 года; "... " повар, принята на работу с 01 сентября 2016 года, прошла проверку знаний 24 апреля 2017 года; "... ". - горничная, принята на работу с 20 октября 2016 года, прошла проверку знаний 24 апреля 2017 года; "... " - слесарь-сантехник, принят на работу с 27 июля 2016 года, прошел проверку знаний 24 апреля 2017 года; "... " - кухонная рабочая, принята на работу с 14 декабря 2016 года, прошла проверку знаний 24 декабря 2017 года; "... " - начальник информационно-консультационного центра, принят на работу с 07 июля 2016 года, прошел проверку знаний 24 апреля 2017 года.
Факт совершения ФГБОУ ДПО "Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ подтверждается, в частности, актом о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от 08 июня 2017 года N "N"; предписанием от 08 июня 2017 года N "N"; протоколом об административном правонарушении от 21 июня 2017 года N "N" другими исследованными в судебном заседании материалами дела.
Судьи обеих инстанций, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, пришли к обоснованному выводу о доказанности факта совершения ФГБОУ ДПО "Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Как видно из материалов дела, постановление о назначении административного наказания N "N" вынесено главным государственным инспектором Государственной инспекции труда по Республике Марий Эл "... " в присутствии адвоката Потехина В.В, защитника ФГБОУ ДПО "Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса".
То обстоятельство, что, как указано в жалобе, лица, перечисленные в постановлении должностного лица от 23 июня 2017 года, в настоящее время прошли обучение внутри организации, а некоторые из них уже не являются сотрудниками учреждения, само по себе не может служить основанием для отмены постановления и судебных решений.
Другие доводы жалобы явились предметом изучения судьи Верховного Суда Республики Марий Эл и обоснованно по мотивам, подробно изложенным в оспариваемом решении, отклонены им как несостоятельные.
Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
С учетом обстоятельств настоящего дела, оснований для применения положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при назначении наказания, не имеется.
Административное наказание назначено ФГБОУ ДПО "Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса" в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ФГБОУ ДПО "Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Оснований для отмены постановления должностного лица и судебных решений не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл (по правовым вопросам) от 23 июня 2017 года N 54/17/2017/17, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 июля 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 24 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса" оставить без изменения, жалобу Потехина В.В, защитника ФГБОУ ДПО "Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса" - без удовлетворения.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Марий Эл С.В. Бабин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.