Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Братухин В.В.,
при секретаре Романове Р.Е,
рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе Глушкова С.Г. на постановление заместителя руководителя - начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 24 октября 2017 года "N", решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 ноября 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2
статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя контрактной службы "учреждение" Республики Марий Эл Глушкова С.Г, "дата" года рождения, уроженца "... ", зарегистрированного по адресу: "адрес",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя - начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике
Марий Эл Черновой В.В. от 24 октября 2017 года "N" руководитель контрактной службы "учреждение" Республики Марий Эл Глушков С.Г. привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Считая данное постановление незаконным, Глушков С.Г. обжаловал его в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 ноября 2017 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике
Марий Эл от 24 октября 2017 года "N" оставлено без изменения, жалоба Глушкова С.Г. - без удовлетворения.
В жалобе в Верховный Суд Республики Марий Эл Глушков С.Г. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Заслушав объяснения Глушкова С.Г, поддержавшего жалобу и просьбу об отмене постановления и решения судьи, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике
Марий Эл Бастракова А.В, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела по жалобе
Глушкова С.Г, дело об административном правонарушении "N", прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Положениями статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ административным правонарушением признается утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 данной статьи, совершение которого влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) данного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1
статьи 31 указанного Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Приказами "учреждение" Республики Марий Эл от 14 и 28 октября 2016 года "N" и "N" принято решение о закупке услуг по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля
1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (код ОКПД - 2 52.10.19.000).
Приказом "учреждение" Республики Марий Эл от
28 ноября 2016 года "N" принято решение о закупке услуг по обеспечению лиц лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (код ОКПД - 2 52.10.19.000).
Приказами "учреждение" Республики Марий Эл от 26 января и 11 апреля 2017 года "N", "N" принято решение о закупке услуг по обеспечению отдельных категорий граждан в рамках реализации мероприятия 8.2.3 "Оказание медицинской помощи больным сахарным диабетом" подпрограммы 8 государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Марий Эл на 2013-2020 годы" (код ОКПД -
2 52.10.19.000).
Приказами "учреждение" Республики Марий Эл от 15 февраля и 11 апреля 2017 года "N", "N" принято решение о закупке услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в рамках реализации мероприятия 8.2.2 "Приобретение дорогостоящих лекарственных препаратов" подпрограммы 8 государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Марий Эл на 2013-2020 годы" (код ОКПД - 2 52.10.19.000).Приказами "учреждение" Республики Марий Эл от 15 февраля и 11 апреля 2017 года "N", "N" принято решение о закупке услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в рамках реализации мероприятия 8.4 "Организация обеспечения лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан и их инвалидности" подпрограммы 8 государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Марий Эл на 2013-2020 годы" (код ОКПД - 2 52.10.19.000).
Административным органом установлено, что документации об указанных электронных аукционах не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, поскольку в нарушение положений пункта 2 части 1 статьи 64 названного Закона в документациях установлены требования ко вторым частям заявок, в частности, требования предоставить копию лицензии на осуществление фармацевтической деятельности с приложениями без указания конкретных видов фармацевтической деятельности.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность входит в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лицензирование производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность, являющийся приложением к Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря
2011 года N 1081, входит оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения, хранение лекарственных средств для медицинского применения, хранение лекарственных препаратов для медицинского применения, перевозка лекарственных средств для медицинского применения, перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.
В статье 4 Федерального закона об обращении лекарственных средств дано понятие фармацевтической деятельности, которой является деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Также в соответствии с указанной нормой под организацией оптовой торговли лекарственными средствами понимается организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку; под аптечной организацией - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Как следует из содержания документаций об электронном аукционе услуги по обеспечению граждан лекарственными препаратами включают в себя приемку, сортировку, хранение, учет, комплектацию, доставку до аптечной организации в г. Йошкар-Оле и отпуск отдельным категориям граждан по рецептам врачей через данную аптечную организацию.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм, в документации должно быть установлено требование о предоставлении со второй частью заявки лицензии на осуществление фармацевтической деятельности с указанием конкретного вида деятельности, выданной в установленном законом порядке соответствующим виду лицензируемой деятельности лицензирующим органом.
Административное правонарушение, совершение которого вменено Глушкову С.Г, заключается в том, что им как руководителем контрактной службы "учреждение" Республики Марий Эл в период с
26 октября 2016 года по 20 апреля 2017 года утверждены документации об электронном аукционе на закупку вышеуказанных услуг, не соответствующие требованиям Закона о контрактной системе. Поскольку предметом закупок являются услуги, связанные с фармацевтической деятельностью, подлежащей лицензированию с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, указание во второй части заявки вида фармацевтической деятельности, осуществляемой участником электронного аукциона, является обязательным, так же как и указание данного требования в документации об электронном аукционе.
Из материалов дела следует, что документации о проведении электронных аукционов о закупке вышеуказанных услуг
"N", "N", "N", "N", "N", "N", "N", "N", "N" на приобретение услуг по обеспечению граждан указанными выше лекарственными препаратами и медицинскими изделиями утверждены руководителем контрактной службы "учреждение" Республики Марий Эл Глушковым С.Г. 26 октября 2016 года, 7 ноября
2016 года, 30 ноября 2016 года, 20 февраля 2017 года, 20 апреля 2017 года.
Согласно приказу "учреждение" Республики
Марий Эл от "дата" "N" (в редакции приказа от "дата" "N") заместитель "должность" Республики Марий Эл Глушков С.Г. назначен руководителем контрактной службы.
Факт нарушения Глушковым С.Г. требований Закона о контрактной системе подтверждается имеющимися в административном материале
"N" доказательствами: решениями комиссии по контролю в сфере закупок по делу "N", "N", "N",
"N", "N" от 4 августа 2017 года, "N", "N", "N", "N" от 11 августа 2017года; документациями об электронных аукционах, утвержденных руководителем контрактной службы Глушковым С.Г.; протоколом об административном правонарушении от
29 сентября 2017 года "N".
Таким образом, выводы должностного лица, рассмотревшего дело об административном правонарушении, и судьи, рассмотревшего жалобу, о наличии вины Глушкова С.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, являются правильными.
Также при вынесении обжалуемых постановления и решения был рассмотрен вопрос и возможности признания правонарушения малозначительным.
Оценив с учетом фактических обстоятельств дела степень общественной опасности деяния, совершенного Глушковым С.Г. в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно допущенные нарушения Закона о контрактной системе, выразившиеся в утверждении документаций об электронном аукционе, не содержащих требования ко вторым частям заявок об указании конкретных видов фармацевтической деятельности, подлежащей лицензированию, что могло привести к определению победителем участника, не имеющего лицензии на оказание всех требуемых видов услуг, должностное лицо антимонопольного органа и судья обоснованно не усмотрели оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае существенная угроза общественным отношениям выразилась в пренебрежительном отношении к выполнению публичных правовых обязанностей, в нарушении принципа контрактной системы в сфере закупок - обеспечения конкуренции (статья 6 Закона о контрактной системе), в связи с чем рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным.
Административное наказание назначено Глушкову С.Г. в соответствии с санкцией части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного
статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, размер административного штрафа установлен в соответствии с санкцией статьи, сумма административного штрафа не является значительной.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя - начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике
Марий Эл от 24 октября 2017 года "N", решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 ноября 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя контрактной службы "учреждение" Республики Марий Эл Глушкова С.Г. оставить без изменения, жалобу Глушкова С.Г. - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья В.В. Братухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.