Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Медведева И.А.,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе Якимова А. А. на постановление заместителя главного государственного инспектора Советского, Куженерского, Новоторьяльского, Сернурского, Мари-Турекского и Параньгинского районов по использованию и охране земель от 30 октября 2017 года и решение судьи Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 06 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Якимова А. А, "... "
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Советского, Куженерского, Новоторьяльского, Сернурского, Мари-Турекского и Параньгинского районов по использованию и охране земель Чепайкина С.Н. от 30 октября 2017 года Якимов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Якимов А.А. обратился с жалобой в Сернурский районный суд Республики Марий Эл, решением судьи от 06 декабря 2017 года постановление оставлено без изменения, жалоба Якимова А.А. - без удовлетворения.
В жалобе в Верховный Суд Республики Марий Эл Якимов А.А. просит постановление по делу об административном правонарушении и последующее решение отменить, указывая на отсутствие события административного правонарушения.
Заслушав Якимова А.А. и его представителя Фролова М.А, поддержавших доводы жалобы, заместителя главного государственного инспектора Советского, Куженерского, Новоторьяльского, Сернурского, Мари-Турекского и Параньгинского районов по использованию и охране земель Чепайкина С.Н, прокурора Полозову Т.В, просивших жалобу оставить без удовлетворения, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении "N"-С, материалы дела по жалобе "N", судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
По смыслу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Зонирование территорий регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации и осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальными зонами признаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).
Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании указанных в части 8 этой статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Из перечисленных норм закона следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Якимов А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером "N" по адресу: Республика Марий Эл, "адрес", площадью 1930 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
На земельном участке расположен принадлежащий указанному лицу жилой дом, в котором, согласно домовой книге, проживает Якимов А.А. с супругой К. и детьми М, М, В.
Установлено, что 03 июня 2016 года в Управление Министерства юстиции Российской федерации по Республике Марий Эл поступило уведомление о начале деятельности религиозной группы христиан веры евангельской, руководителем которой является Якимов А.А.; согласно указанному уведомлению местом совершения богослужений, в том числе, является упомянутый выше адрес.
Информация о деятельности религиозной группы, в том числе о расписании совершения богослужений в указанном жилом доме, является общедоступной, размещена в сети "Интернет" по адресу: "... ".
Согласно объяснениям свидетелей С, К, Т, П. богослужения по указанному адресу производятся регулярно, 2 раза в неделю, в специально оборудованном и приспособленном для указанных целей помещении.
7 сентября 2017 года прокурором Советского района Республики Марий Эл по результатам проверки соблюдения земельного законодательства в отношении Якимова А.А. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
30 октября 2017 года постановлением заместителя главного государственного инспектора Советского, Куженерского, Новоторьяльского, Сернурского, Мари-Турекского и Параньгинского районов по использованию и охране земель Чепайкина С.Н. Якимов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что земельный участок с кадастровым номером "N" по адресу: Республика Марий Эл, "адрес", площадью 1930 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства используется Якимовым А.А. с нарушением требований статей 42, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку часть расположенного на земельном участке жилого дома используется как культовое помещение, без изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540, определяет, что ведение личного подсобного хозяйства предусматривает размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных (код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка 2.2).
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Городское поселение Сернур", утвержденным решением Собрания депутатов муниципального образования от 21 марта 2013 года N 121, указанный земельный участок находится в территориальной зоне Ж-3, предназначенной для застройки индивидуальными жилыми домами, с основными видами разрешенного использования для размещения индивидуальных жилых домов с приусадебными земельными участками; отдельно стоящих жилых домов коттеджного типа на одну семью и прочие. Размещение конфессиональных объектов отнесено к условно разрешенным видам использования земельного участка.
Согласно ответу администрации Сернурского муниципального района от 26 октября 2017 года "N" за изменением вида разрешенного использования земельного участка Якимов А.А. не обращался; сведений о получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка также не представлено.
Наличие события административного правонарушения, вина и квалификация действий Якимова А.А. по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается исследованными и приведенными в постановлении и решении доказательствами, а именно: сообщением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл, уведомлением, актами осмотра интернет-сайта и скриншотами страниц, сведениями из ЕГРН, ответами администрации Сернурского муниципального района, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении.
Представленным доказательствам судьей и должностным лицом дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы, основанные на положениях статьи 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях", части 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут свидетельствовать об отсутствии в действиях Якимова А.А. состава указанного выше административного правонарушения, поскольку указанные положения по смыслу действующего законодательства, с учетом системного толкования указанных норм и нормы части 2 статьи 24.1 указанного Федерального закона, не распространяются на богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, носящие публичный характер.
Богослужения и иные религиозные обряды и церемонии проводятся в указанном жилом доме постоянно, регулярно, систематически, с участием от 20 до 40 участников религиозной группы, и с учетом указанных обстоятельств, размещения сведений в общедоступном информационном ресурсе, а также уведомления об осуществлении религиозной деятельности носят публичный характер. При указанных обстоятельствах использование части помещений жилого дома и соответственно части земельного участка для проживания членов семьи Якимова А.А. и ведение личного подсобного хозяйства не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, указанного выше.
Постановление о привлечении Якимова А.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел; административное наказание назначено в пределах санкции, в минимальном, предусмотренном статьей закона размере.
Существенного нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора Советского, Куженерского, Новоторьяльского, Сернурского, Мари-Турекского и Параньгинского районов по использованию и охране земель от 30 октября 2017 года и решение судьи Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 06 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Якимова А. А. оставить без изменения, жалобу Якимова А.А. - без удовлетворения.
Судья И.А. Медведева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.