Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Марий Чодра" на постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Попова С.И. от 12 сентября 2017 года N 122 и решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 22 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Марий Чодра", расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, п. Красногорский, ул. Центральная, д. 73, ИНН/КПП "... "/ "... ", ОГРН "... ", ранее привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения,
установила:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Попова С.И. от 12 сентября 2017 года N 122 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк
"Марий Чодра" (далее - ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра", национальный парк) привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере "... " рублей.
Решением судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 22 ноября 2017 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
директор ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра" Мирончук В.В. просит отменить решения, вынесенные в отношении юридического лица, прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что национальный парк не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку рассматриваемые территории охранных зон "... " находятся в зоне действия соглашения от "дата" "N" "... " об установлении частного сервитута земельного участка, заключенного между ТУ ФАУГИ в Республике
Марий Эл и ОАО " "... "", в соответствии с которым ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах на данных участках лежит на ОАО " "... "", который является собственником линии электропередачи, расположенной на лесном участке ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра". Национальный парк заблаговременно уведомил руководство названного общества о необходимости выполнения обязанностей, предусмотренных Правилами пожарной безопасности в лесах.
Выслушав объяснения представителя ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра" Заболотских О.П, поддержавшей жалобу, представителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Иваницкого С.С, просившего в удовлетворении жалобы отказать, изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы дела и жалобного производства, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах. Ответственность по данной статье наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В этих случаях закон не связывает ответственность с наступлением какого-либо экологического или имущественного ущерба.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Леса подлежат охране от пожаров (часть 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ)).
Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется, в том числе правилами пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), устанавливающие единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
В соответствии с пунктом 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно подпункту "б" пункта 17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.
В силу пункта 19 Правил срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров (пункт 20 Правил).
Складирование заготовленной древесины согласно пункту 21 Правил должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, "дата" в результате рейдового мероприятия, проведенного на основании приказа и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл "N" "... " от "дата", на территории ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра" выявлено нарушение природоохранного законодательства Российской Федерации, а именно на лесном земельном участке в "... " под линией ЛЭП, проходящей вдоль просеки между "... ", обнаружены неубранные после проведения работ по расширению охранной зоны ЛЭП порубочные остатки, вершинки и стволы срубленных деревьев, 1-метровые сортименты дровяной древесины, собранные в кучи. Все неубранные порубочные остатки на протяжении 1 км располагаются в непосредственной близости к лесному массиву; в северной части делянки кучи с порубочными остатками примыкают к стволам деревьев. При этом опашка места рубки минерализованной полосой на период пожароопасного сезона не производилась.
На основании представленных ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра" в ходе административного расследования документов установлено, что работы по расширению охранной зоны ЛЭП осуществляло
ООО " "... "" на основании договора подряда от "дата", заключенного с ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра", сроком действия до "дата".
При этом "дата" государственные инспекторы ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра" производили осмотр мест рубок на рассматриваемой делянке, в ходе которого выявили нарушения природоохранного законодательства, а именно: не убраны порубочные остатки на площади 0,6 га в 67 квартале и 0,75 га в 68 квартале, однако ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра" не приняло мер по устранению выявленного нарушения, не проконтролировало проведение подрядчиком очистки мест рубок одновременно с заготовкой древесины при расширении охранной зоны ЛЭП на особо охраняемой природной территории федерального значения в "... ", тем самым допустило нарушение статьи 42 ЗК РФ, части 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ, пункта 16, подпункта "б" пункта 17, пунктов 19, 20 Правил, вследствие чего юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Судья Волжского городского суда Республики Марий Эл при рассмотрении жалобы юридического лица на постановление о назначении административного наказания, пришла к выводу о доказанности события и состава вмененного административного правонарушения в действиях ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра", включая вину в его совершении.
Оснований не соглашаться с выводами, изложенными в постановлении должностного лица административного органа и решении судьи, в том числе по доводам жалобы, не усматривается.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Положениями статьи 16 указанного закона предусмотрено, что управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования.
Согласно пункту 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования наряду с правом собственности относится к вещным правам.
В соответствии со статьей 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 274 ГК РФ обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Наличие соглашения от "дата" об установлении частного сервитута земельного участка, предоставленного ОАО " "... "", а также договора подряда от "дата", заключенного между ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра" и ООО " "... "" на выполнение работ по расширению охранной зоны ЛЭП на территории "... " ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра", решения Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 27 ноября 2013 года не свидетельствует о том, что ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ. Как следует из материалов дела, вмененные нарушения Правил пожарной безопасности в лесах допущены при проведении работ по рубке лесных насаждений, заказчиком выполнения которых выступало именно ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра". Вследствие этого доводы жалобы о том, что обязанность по расширению охранной зоны ЛЭП и соблюдению правил пожарной безопасности на рассматриваемой территории, прилегающей к лесу, решением Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 27 ноября 2013 года возложена на ОАО " "... "" и данное общество "дата" уведомлялось национальным парком о необходимости проведения работ по расчистке просек воздушных ЛЭП и приступило к их выполнению не имеют правового значения.
Таким образом, выступив заказчиком работ по расширению охранной зоны ЛЭП, выполненных ООО " "... "" в 2016 году по договору подряда, и являясь лицом, осуществляющим права собственника земельных участков в пределах национального парка, ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра" обязано было проверять ход и качество работ, выполняемых подрядчиком, требовать устранения им недостатков выполненных работ, в противном случае устранить их собственными силами, чтобы обеспечить соблюдение установленных Правил пожарной безопасности в лесах. Неисполнение данных обязанностей свидетельствует о непринятии учреждением всех необходимых, достаточных и эффективных мер, направленных на надлежащее выполнение установленных нормативными правовыми актами требований.
Постановление о привлечении ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решила:
постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл от 12 сентября 2017 года и решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 22 ноября 2017 года оставить без изменения, жалобу ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра" - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.