Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Медведева И.А.,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрев жалобу ООО "Вереск" на постановление начальника отдела мониторинга и контроля лесного фонда Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл - старшего государственного лесного инспектора Республики Марий Эл Дмитриева Д.В. от 05 октября 2017 года "N" и решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 29 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
ООО "Вереск", "... "
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела мониторинга и контроля лесного фонда Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл - старшего государственного лесного инспектора Республики Марий Эл Дмитриева Д.В. от 05 октября 2017 года "N" ООО "Вереск" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Решением судьи Горномарийского районного суда Республики
Марий Эл от 29 ноября 2017 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО "Вереск" - без удовлетворения.
В жалобе в Верховный Суд Республики Марий Эл
ООО "Вереск" просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи и прекращении производства по делу об административном правонарушении, указывая на то, что общество не является субъектом административного правонарушения.
Заслушав представителя ООО "Вереск" Кочева А.А, поддержавшего доводы жалобы, представителя Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл Киселеву О.В, просившую жалобу оставить без удовлетворения, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении "N", материалы дела по жалобе
"N", судья приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований отмены постановления должностного лица и решения судьи.
Согласно части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 15 сентября 2017 года в 15 час.00 мин. в ходе планового (рейдового) обследования лесных участков на основании задания от 14 сентября 2017 года "N", утвержденного заместителем министра лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл
Ш, старшим государственным инспектором отдела мониторинга и контроля лесного фонда Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл К. проведен осмотр участка лесного фонда находящегося в выделе 35 квартала 84 Юринского лесного участка Дорогучинского участкового лесничества Юринского лесничества, а также в выделе 11 квартала 40 на территории Абросимовского лесного участка Абросимовского участкового лесничества Юринского лесничества.
Осмотром установлено, что на лесосеке в квартале 40 выдела 11 Абросимовского лесного участка Абросимовского участкового лесничества Юринского лесничества выявлен факт незаконной рубки лесных насаждений, а именно незаконной рубки деревьев породы липа, в количестве 28 штук, не назначенных в рубку; фактически заготовлено 4 куб.м указанной древесины. Данная порода не внесена в лесную декларацию N "N"-3 от 12 декабря 2016 года.
Согласно протоколу об административном правонарушении от
22 сентября 2017 года "N", составленному старшим государственным инспектором отдела мониторинга и контроля лесного фонда Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл К, арендатор лесного участка по договору аренды лесного участка от 19 декабря 2008 года "N" ООО "Вереск" при проведении работ по отводу и таксации лесосеки при проведении перечета деревьев на указанном лесном участке и назначении их в рубку не учел деревья породы липа в нарушение пункта 28 Наставлений по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденному Приказом Рослесхоза от 15 июня 1993 года N 155, и условий заключенного договора аренды (пункты 12.1, 12.24), то есть осуществил использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка.
В соответствии с постановлением начальника отдела мониторинга и контроля лесного фонда Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл от 05 октября 2017 года "N" указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Вереск" к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 17 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 N 474 (далее - Правила заготовки древесины), установлено, что в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке.
Отвод и таксация лесосек осуществляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (пункт 18).
При подготовке лесосечного фонда по главному пользованию, отводе древостоев для рубок ухода за лесом, санитарных и прочих рубок, подсочки (осмолоподсочки), а также при отпуске второстепенных лесных материалов применяется Наставление по отводу и таксации лесосек в лесах
Российской Федерации, утвержденное Приказом Рослесхоза от 15 июня
1993 года N 155, которое является обязательным для выполнения всеми органами лесного хозяйства и другими предприятиями, ведущими лесное хозяйство.
Согласно пункту 28 указанного Наставления перечет деревьев производится по породам, категориям технической годности (качества) и ступеням толщины: 4 см - при среднем диаметре древостоя выше 16 см и 2 см - при среднем диаметре древостоя до 16 см.
Диаметр измеряется на высоте груди - 1,3 м. В горных условиях (на склонах) высота 1,3 м устанавливается от поверхности земли при подходе к дереву сбоку (по горизонтали склона). Направление измерений диаметров относительно стран света и направления склона должно быть случайным.
Перечету подлежат деревья со ступени толщины 8 см. В отдельных районах, если это обусловлено правилами рубок, перечет деревьев может начинаться с более высокого диаметра.
Согласно пункту 28 Правил заготовки древесины документом, подтверждающим проведение работ по учету по количеству деревьев, является ведомость перечета деревьев, назначенных в рубку (приложение 1 к настоящим Правилам).
По данным перечетной ведомости в перечет вошли деревья породы береза, осина, сосна, ель; деревья породы липа в перечет не вошли (л.д. 44).
В соответствии с договором аренды лесного участка от 19 декабря
2008 года "N", заключенным с ООО "Вереск" арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором (пункт 12.1); при осуществлении заготовки древесины строго соблюдать требования законодательных и нормативных правовых актов, технических регламентов, правил, инструкций, наставлений, регламентирующих заготовку древесины (пункт 12.24)
Учитывая изложенное, арендатор данного участка лесного фонда -
ООО "Вереск" обоснованно привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка.
Вина ООО "Вереск" в совершении административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами: плановым (рейдовым) заданием от 14 сентября 2017 года "N", актом планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от 18 сентября 2017 года, лесной декларацией от 09 декабря 2016 года, договором аренды лесного участка от 19 декабря 2008 года "N", технологической картой на разработку лесосеки от 03 ноября 2016 года, перечетной ведомостью, протоколом "N" об административном правонарушении от 22 сентября 2017 года, получившими оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, судья обоснованно признал постановление о привлечении ООО "Вереск" к административной ответственности за указанное правонарушение законным и квалификацию его действий - правильной.
Поскольку отвод и таксация лесосек, соблюдение требований законодательства при осуществлении заготовки древесины в соответствии с приведенным правовым регулированием и условиями договора возложены на арендатора лесного участка, доводы жалобы о возложении ответственности на покупателя Д, осуществлявшего разработку лесосеки, юридически несостоятельны.
Несогласие заявителя с толкованием действующего законодательства, а также оценкой доказательств, не свидетельствует о существенном нарушении требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "Вереск" имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, за нарушение которого частью 4 статьи 8.25 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО "Вереск" с применением статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Существенных нарушений норм процессуального права в ходе рассмотрения настоящего дела не допущено.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление начальника отдела мониторинга и контроля лесного фонда Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл - старшего государственного лесного инспектора Республики Марий Эл Дмитриева Д.В. от 05 октября 2017 года "N" и решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 29 ноября
2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Вереск" оставить без изменения, жалобу ООО "Вереск" - без удовлетворения.
Судья И.А. Медведева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.