Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Романове Р.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эмеково" на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Иванова И.Е. от 14 июля 2017 года N 36-50-17/8, решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 15 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
общества с ограниченной ответственностью "Эмеково"", ОГРН "... ", ИНН "... ", юридический адрес: Республика
Марий Эл, Волжский район, с. Эмеково, ул. Советская, д. 4,
установила:
постановлением заместителя Волжского межрайонного прокурора от 14 июня 2017 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "Эмеково" (далее - ООО "Эмеково") возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике
Марий Эл Иванова И.Е. от 14 июля 2017 года N 36-50-17/8 ООО "Эмеково" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "... " рублей.
Решением судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 24 августа 2017 года, вынесенным по жалобе ООО "Эмеково", вышеуказанное постановление главного государственного инспектора труда изменено в части назначения наказания, ООО "Эмеково" назначено административное наказание в виде предупреждения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 18 октября 2017 года отменено решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 24 августа 2017 года, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела решением судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 15 ноября 2017 года постановление главного государственного инспектора труда оставлено без изменения, жалоба
ООО "Эмеково" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
ООО "Эмеково", не оспаривая фактические обстоятельства и вину в совершенном правонарушении, просит изменить постановление должностного лица административного органа и решение судьи, снизить размер административного штрафа до "... " рублей, указывает на устранение выявленных нарушений, отсутствие негативных последствий, финансовое положение общества, обстоятельства возбуждения дела.
На рассмотрение жалобы представители ООО "Эмеково", административного органа, потерпевшие и прокурор не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив жалобу, исследовав материалы жалобного производства, дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 110000 до 130000 рублей.
Положениями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что работодатель обязан: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В соответствии со статьей 213 данного кодекса работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.
Приказом Минздравсоцразвития России N 302н от 12 апреля 2011 года утверждены Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Приказ
N 302н).
В силу требований пункта 4.1 приложения N 1 к Приказу N 302н к перечню вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), относятся физические перегрузки (физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка. рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве) (при отнесении условий труда по данным факторам по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к подклассу вредности 3.1 и выше). Периодичность таких осмотров составляет 1 раз в год.
В соответствии с пунктами 14, 26 приложения N 2 к Приказу N 302н работники, выполняющие работы в организациях пищевой промышленности, молочных и раздаточных пунктах, на базах и складах продовольственных товаров, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации, в том числе работы по санитарной обработке и ремонту инвентаря, оборудования, а также работы, где имеется контакт с пищевыми продуктами при транспортировке их на всех видах транспорта, а также работники, выполняющие работы, связанные с переработкой молока и изготовлением молочных продуктов, должны проходить обязательный медицинский осмотр с периодичностью 1 раз в год.
Как усматривается из материалов дела, "дата" аккредитованной организацией ООО " "... "" проведена специальная оценка условий труда в ООО "Эмеково". Согласно сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда 60 рабочих мест и работников, занятых на рабочих местах, относятся по условиям труда к подклассу вредности 3.1; 10 рабочих мест и работников, занятых на рабочих местах, - к подклассу вредности 3.2.
По результатам специальной оценки условий труда работников
ООО "Эмеково" ООО " "... "" указано на необходимость прохождения обязательных периодических медицинских осмотров работниками следующих должностей: машинист зерновых погрузочно-разгрузочных машин; машинист семеочистительных машин; машинист треугольной сушилки; водитель автомобиля (грузового); водитель автомобиля (легкового); водитель автомобиля; тракторист; электросварщик ручной сварки; главный зоотехник; главный ветеринарный врач; ветеринарный врач; ветеринарный фельдшер; заведующий фермой КРС; техник-осеменатор; зоотехник-селекционер; учетчик по племенному делу; заведующий фермой; сторож (вахтер); ночной скотник; молокоучетчик; молокопроводчик; мельник; дояр; рабочий по уходу за животным; пастух; повар; кухонный рабочий.
На основании распоряжения Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл от 23 мая 2017 года N 36-50-17/1/251 в отношении ООО "Эмеково" в период с 23 мая по 16 июня 2017 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В результате проверки установлено, что в нарушение требований статей 212, 213 ТК РФ, Приказа N 302н в ООО "Эмеково" допускаются факты допущения к работе с вредными и (или) опасными условиями труда и к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного периодического медицинского осмотра, в установленном порядке согласно Приказу N 302н. С 01 января 2016 года до даты проверки в организации 46 работников ( "... ") не прошли медицинский осмотр, в то время как фактически осуществляют возложенные на них трудовые обязанности в ООО "Эмеково".
Так, в соответствии с картами N 73 и N 74 специальной оценки условий труда ночной скотник должен проходить медицинский осмотр в соответствии с пунктом 14 приложения N 2 Приказа N 302н. Периодичность прохождения медицинского осмотра - 1 раз в год. Вместе с тем, с 01 января 2016 года по настоящее время периодический медицинский
осмотр "... "В. и "... "В, работающими ночными скотниками в ООО "Эмеково", не проводился. С 01 января 2016 года до даты проверки работники ООО "Эмеково" также не проходили флюорографическое обследование.
На основании постановления заместителя Волжского межрайонного прокурора от 14 июня 2017 года и результатов проверки в отношении
ООО "Эмеково" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Вина ООО "Эмеково" в совершении указанного выше административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Должностное лицо административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Эмеково" пришло к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, выразившегося в нарушении статей 212, 213 ТК РФ, Приказа N 302н.
Проверяя законность и обоснованность привлечения ООО "Эмеково" к административной ответственности, судья городского суда счел выводы, изложенные в постановлении, правильными, не усмотрел оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и снижения размера назначенного в минимальном размере санкции части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ административного штрафа.
Оснований для несогласия с указанными выводами, в том числе по доводам жалобы, не усматривается.
Вопросы о возможности применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ были предметом исследования при рассмотрении дела судьей городского суда и не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.
По смыслу закона, под исключительными обстоятельствами, связанными с имущественным и финансовым положением юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, следует понимать такие обстоятельства, при наличии которых назначение этому лицу штрафа в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи, может повлечь неблагоприятные последствия, сопоставимые с фактическим прекращением деятельности юридического лица.
В материалах дела отсутствуют и с жалобой не представлены доказательства наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, а потому не имеется правовых оснований для назначения наказания ниже низшего предела санкции части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ и, соответственно, снижения размера наказания.
Ссылка в жалобе на финансовое положение юридического лица не подтверждена надлежащими доказательствами. Доводы жалобы об обстоятельствах возбуждения дела и отсутствии негативных последствий также не могут являться основаниями для снижения размера наказания.
Постановление о назначении ООО "Эмеково" административного наказания вынесено должностным лицом административного органа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, наказание назначено в соответствии с санкцией части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, является минимальным и соответствует принципам соразмерности, справедливости назначения наказания.
Условия для признания совершенного правонарушения малозначительным, предусмотренные пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в рассматриваемом случае отсутствуют.
Таким образом, установлено, что нарушений, влекущих отмену или изменение вынесенных должностным лицом административного органа постановления и судьей решения, а также каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о необъективности рассмотрения дела, не имеется.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решила:
постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл
Иванова И.Е. от 14 июля 2017 года N 36-50-17/8, решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 15 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Эмеково" оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эмеково" - без удовлетворения.
Судья Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.