Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
Председательствующего Прошиной Л.П,
Судей Жуковой Е.Г, Мананниковой В.Н,
при секретаре Теряевской Ю.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мананниковой В.Н. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России в г. Каменке Пензенской области (межрайонного) на решение Каменского городского суда Пензенской области от 25 октября 2017 года, которым постановлено:
Иск Мельситовой Т.Г. удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменке Пензенской области (межрайонного) N N от ДД.ММ.ГГГГ года в частиназначения Мельситовой Т.Г. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01 июня 2017 года.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) назначить Мельситовой Татьяне Гиоргиевне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 28 декабря 2016 года,
У с т а н о в и л а:
Мельситова Т.Г. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонному) о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости с даты подачи первоначального заявления о назначении пенсии, указав, что решением ответчика N от ДД.ММ.ГГГГ ей было установлено право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 ФЗ от 28 декабря 2013 года N400 "О страховых пенсиях" с 01 июня 2017 года. С указанным решением она не согласна по следующим основаниям, поскольку с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости она обратилась в ГУ УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) 28 декабря 2016 года, представив пакет необходимых документов. Однако, в связи с тем, что в представленной ею справке было допущено исправление, и данная справка не была принята в качестве подтверждения особых условий труда, ГУ УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) был сделан и направлен запрос к бывшему работодателю в Республику Таджикистан об истребовании льготной уточняющей справки. С учетом того, что ответ от компетентного органа был получен лишь в мае 2017 года, страховая пенсия ответчиком была ей назначена с 01 июня 2017 года, незаконно отказав в назначении пенсии с даты подачи первоначального заявления. Просила признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонного) N N от ДД.ММ.ГГГГ года в части установления даты назначения пенсии незаконным, обязать ГУ УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) назначить ей страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 28 декабря 2016 года.
В судебное заседание истец Мельситова Т.Г. не явилась, извещена, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Её представитель Калашников А.С, действующий в силу доверенности, исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ УПФР по г. Каменка и Каменскому району Пензенской области - Царапкина М.В, действующая в силу доверенности, иск Мельситовой Т.Г. не признала, суду пояснила, что в представленной истцом 28 декабря 2016 года к заявлению о назначении пенсии справке, уточняющей характер работы, были допущены незаверенные исправления в отчестве, пенсионным органом сделан запрос работодателю для её подтверждения. Поскольку в установленный законом трехмесячный срок ответ на запрос пенсионного органа не поступил, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии. После получения 24 мая 2017 года пенсионным фондом акта встречной проверки, справки о подтверждении стажа работы и заработной платы Мельситовой Т.Г. в Исфаринском химическом заводе, ей была назначена пенсия с 01 июня 2017 года. В удовлетворении исковых требований Мельситовой Т.Г. просила отказать.
Каменский городской суд Пензенской области постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) приводит доводы, изложенные в решении комиссии пенсионного органа, полагая по указанным доводам решение суда незаконным и просит его отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ УПФ РФ в г. Каменке Пензенской области (межрайонного) Царапкина М.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила её удовлетворить.
Истец Мельситова Т.Г. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежаще, в связи с чем и в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено в её отсутствие.
Представитель Мельситовой Т.Г. Калашников А.С. считал апелляционную жалобу пенсионного органа необоснованной, в связи с чем в её удовлетворении просил отказать.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены в силу следующего.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Мельситова Т.Г, ДД.ММ.ГГГГ, 28 декабря 2016 года обратилась в ГУ УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях" N400-ФЗ от 28 декабря 2013 года (работа с вредными условиями труда и в горячих цехах при страховом стаже у женщин не менее 15 лет).
Для назначения пенсии Мельситовой Т.Г. были представлены следующие документы: трудовая книжка, в соответствии с которой она работала с 04 ноября 1985 года по 01 июня 1992 года в должности упаковщицы спецпродукции в цехе N "данные изъяты"; справка работодателя от 20 ноября 1996 года N39, подтверждающая работу в указанный период в производстве промышленных взрывчатых веществ в течение полного рабочего дня.
Поскольку в представленной истцом справке "данные изъяты" от 20 ноября 1996 года N39 имелось незаверенное исправление в отчестве истицы и отсутствовала расшифровка подписей должностных (ответственных) лиц (директора и начальника отдела кадров), ГУ УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонным) 29 декабря 2016 года было принято решение о приостановлении срока рассмотрения заявления на основании ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ до 28 марта 2017 года для проведения проверки достоверности указанных в справке сведений, и в этот же день ответчиком в адрес Агентства социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан в городе Исфаре было направлено письмо с просьбой оказать содействие в сборе документов, подтверждающих льготный характер работы Мельситовой Т.Г.
28 марта 2017 года ГУ УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонным) было принято решение о восстановлении срока рассмотрения заявления с 28 декабря 2016 года.
Поскольку в установленный законом трехмесячный срок ответ на запрос пенсионного органа не поступил, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в г.Каменке Пензенской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ года N N Мельситовой Т.Г. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа по Списку N1 (6 лет), так как не был засчитан в специальный трудовой стаж период работы с 04 ноября 1985 года по 01 июня 1992 года (06 лет 06 месяцев 28 дней) в должности упаковщицы специальной продукции цеха N "данные изъяты", в подтверждение которого не предоставлены необходимые документы.
Данное решение стороной истца обжаловано не было.
24 мая 2017 года ответчиком получены акт встречной проверки, справки о подтверждении стажа работы и заработной платы Мельситовой Т.Г. в Исфаринском химическом заводе.
С учетом указанных документов, Мельситовой Т.Г. определено право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 01 июня 2017 года.
Пенсионный орган, не оспаривая право Мельситовой Т.Г. на досрочную страховую пенсию, считает, что она должна быть назначена с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором факты, для установления которых ими назначалась проверка, были установлены. Поскольку сведения, подтверждающие право на досрочное назначение пенсии, поступили в пенсионный орган 24 мая 2017 года, пенсия Мельситовой Т.Г. и была назначена с 01 июня 2017 года.
Разрешая спор и удовлетворяя заявление истца о назначении пенсии с даты подачи заявления (с 28 декабря 2016 года), суд первой инстанции исходил из того, что на момент первоначального обращения за страховой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам, в связи с чем требования о назначении ему страховой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией являются обоснованными.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона N400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1).
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 ст. 21 настоящего Федерального закона (ч. 2).
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 ст. 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии (ч. 3).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (ч. 4).
Аналогичный порядок обращения граждан в пенсионный орган с заявлением за установлением страховой пенсии регламентирован Правилами обращения за страховой пенсией, утверждёнными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N884н.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Подпунктом "а" пункта 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утверждённого приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года N958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, в том числе, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с п. 3 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N2122-1, Пенсионный фонд России обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.
С учётом того, что справка, представленная Мельситовой Т.Г. для подтверждения стажа работы для досрочного назначения пенсии, содержала незаверенные исправления и не содержала расшифровок подписей, и не была принята в качестве документа, подтверждающего периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (решение комиссии пенсионного органа от 28 марта 2017 года), ей должно быть разъяснено, что для подтверждения соответствующего периода работы она вправе представить самостоятельно.
Сведений о том, что Мельситовой Т.Г. пенсионным органом давалось такое разъяснение, материалы дела не содержат.
Согласно п.п. "г, е" п. 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года N884н), при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе, приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации;
В случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для назначения пенсии, перевода с одной пенсии на другую, непредставления по запросу территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для назначения пенсии, перевода с одной пенсии на другую, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе приостановить срок рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
Приостановление срока рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую оформляется решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
По завершении проверки, поступлении всех документов, запрошенных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациях, истечении трех месяцев со дня приостановления срока рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую течение срока рассмотрения соответствующего заявления восстанавливается.
Восстановление срока рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую оформляется решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает заявителя о приостановлении и восстановлении срока рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую путем направления соответствующего решения способом, позволяющим определить факт и дату его направления (п. 34 Правил обращения за страховой пенсией... ).
Таким образом, действия пенсионного органа по проведению проверки представленных документов и оформлению её результатов соответствуют требованиям действующего законодательства.
Вместе с тем, ответчиком не учтено, что сведения, в отношении которых принято решение о проведении проверки, подтверждены встречным актом проверки, справкой о подтверждении стажа работы и заработной плате Мельситовой Т.Г. в Исфаринском химическом заводе, в связи с чем имела место ошибка, допущенная при рассмотрении заявления Мельситовой Т.Г, на что представитель ответчика ссылалась при рассмотрении спора, а также указывалось в апелляционной жалобе.
Согласно п. 4 ст. 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Для устранения указанной ошибки территориальный орган ПФР осуществляет пенсионные действия в зависимости от последствий допущенной ошибки с оформлением распорядительных документов.
В случаях, когда вследствие ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении пенсии, пенсионер недополучил причитающиеся ему суммы пенсии, положения п. 4 ст. 28 28 Федерального закона "О страховых пенсиях", по мнению судебной коллегии, должны применять с учётом положений ч.2 ст. 26 указанного Закона, в соответствии с которыми страховая пенсия, не полученная своевременно по вине пенсионного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Соответственно, поскольку Мельситовой Т.Г. 28 марта 2017 года было отказано в назначении пенсии, после получения результатов проверки, подтвердивших стаж работы, 24 мая 2017 года срок назначения пенсии пенсионным органом должен быть определён с учётом дня обращения за пенсией с заявлением, в удовлетворении которого было отказано, то есть, с 28 декабря 2016 года.
Указанный вывод согласуется с позицией самого ПФР, выработавшего алгоритм действий на такой случай, согласно которому, если при рассмотрении документов о работе и заработке гражданина, приобретённых на территории государства - участника международного договора, территориальные органы ПФР принимают меры для подтверждения таких периодов работы и заработка компетентным органом государства, осуществляющего пенсионное обеспечение, на территории которого осуществлялась работа, и назначают проверку, то в случае, если срок приостановления рассмотрения заявления истек, а результаты проверки не поступили, решение о назначении пенсии (или об отказе в назначении) принимается без учёта документов, в отношении которых проводится проверка компетентным органом государства - участника международного договора, поскольку обстоятельства, в отношении которых принято решение о проведении проверки, не подтверждены.
При поступлении после вынесения решения об отказе в установлении пенсии в территориальный орган ПФР результатов проверки, с учётом которых гражданин приобретает право на установление пенсии, имеет место ошибка, допущенная вследствие того, что при вынесении решения по результатам рассмотрения заявления территориальный орган ПФР исходил из того, что обстоятельства, в отношении которых принято решение о проведении проверки, не подтверждены. Соответственно, оформляются решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении пенсии, и решение о назначении пенсии с учётом даты обращения за ней (разъяснение ПФР, Журнал "Пения", N4 (247), 2017).
При таких обстоятельствах, вывод суда о необходимости назначения пенсии Мельситовой Т.Г. с 28 декабря 2016 года является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут являться основанием к отмене судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а:
решение Каменского городского суда Пензенской области от 25 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России в г. Каменке Пензенской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.