судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Репиной Е.В,
судей Крючковой Н.П, Окуневой Л.А,
при секретаре Аблязове Н.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по апелляционной жалобе ГКУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество" на решение Пензенского районного суда Пензенской области от 19 октября 2017 г, которым постановлено:
"Административное исковое заявление прокурора Пензенского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ГКУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество" о признании незаконным бездействия по непринятию мер с целью устранения нарушений лесного законодательства, законов в сфере охраны окружающей среды и природопользования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ГКУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество" по непринятию мер с целью устранения нарушений лесного законодательства, законов в сфере охраны окружающей среды и природопользования в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки мусора, расположенной в лесном массиве на берегу Сурского водохранилища со стороны р.п. Золотаревка на расстоянии 1 км в сторону Засечного сельсовета от места впадения р. Медоевка в Сурское водохранилище.
Обязать ГКУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество" ликвидировать несанкционированную свалку мусора, расположенную в лесном массиве на берегу Сурского водохранилища со стороны р.п. Золотаревка на расстоянии 1 км в сторону Засечного сельсовета от места впадения р. Медоевка в Сурское водохранилище",
заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя административного ответчика ГКУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество" Белякова Н.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, просившего об отмене решения суда, представителя административного истца прокуратуры г. Пензенского района Пензенской области - Емановой О.И, которая с жалобой не согласилась, указав на законность постановленного судом решения,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пензенского района обратился в суд с административным иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения лесного законодательства, законов в сфере окружающей среды и природопользования, в результате чего в деятельности ГКУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество" выявлены существенные нарушения, а именно: на берегу Сурского водохранилища со стороны р.п. Золотаревка на землях лесногофонда (1 км правее в сторону Засечного сельсовета от места впадения р. Медоевка в Сурское водохранилище), находящихся в ведении лесничества, выявлены многочисленные свалки мусора и бытовых отходов.С целью устранения выявленных нарушений 07.04.2017 директору лесничества было внесено представление, которое было рассмотрено.Поскольку действенных мер по устранению свалок принято не было, соответствующая информация была направлена в Минлесхоз.Проведенной в августе 2017 г. контрольной проверкой установлено, что нарушения, на которые указывалось в представлении, до настоящего времени не устранены, несанкционированные свалки на землях лесного фонда не ликвидированы. Лесничеством не выполняются обязанности по очистке лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, а также по предупреждению лесных пожаров, в том числе, путем проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
Выявленные нарушения свидетельствуют об отсутствии контроля за использованием земель лесного фонда, что способствует образованию на них несанкционированных свалок. Дальнейшее бездействие создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность, окружающую среду и здоровье жителей. Факт наличия на землях лесного фонда свалок мусора, может привести к их возгоранию и, как следствие, к лесным пожарам, причинению непоправимого вреда окружающей среде.
Учитывая изложенное, прокурор просил признать незаконным бездействие ГКУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество" по непринятию мер с целью устранения нарушений лесного законодательства, законов в сфере охраны окружающей среды и природопользования, обязать ГКУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество" ликвидировать несанкционированные свалки мусора, расположенные в лесном массиве на берегу Сурского водохранилища со стороны р.п. Золотаревка на расстоянии 1 км в сторону Засечного сельсовета от места впадения р. Медоевка в Сурское водохранилище.
Пензенский районный суд Пензенской области постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ГКУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество" просит отменить решение суда, указывая на его незаконность. В обоснование доводов ссылается на то обстоятельство, что при разрешении спора судом не установлено, в чьи обязанности входит деятельность по устранению и ликвидации несанкционированных свалок на территориях, занятых лесным фондом. Административный ответчик осуществляет свою деятельность на основании Устава, которым предусмотрены все виды деятельности учреждения. Однако данным документом не предусмотрено, что ГКУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество" осуществляет вид деятельности по ликвидации несанкционированных свалок. Также, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что земельный участок на котором обнаружена свалка, на каком-либо праве и законных основаниях передан в собственность либо в пользование административному ответчику.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, исходя из следующего.
Статья 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещении ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 51 ФЗ N7).
В силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 60.2 Лесного кодекса РФ защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
Согласно ст. 60.12. Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами (ч. 1), осуществляемая физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ч. 3).
Пункт 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ устанавливает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее - Министерство) согласно Положению о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, утвержденному постановлением Правительства Пензенской области от 22.12.2011 N 965-пП является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, осуществляющим: государственное управление в области лесных отношений, охраны окружающей среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности на территории Пензенской области, а также полномочия в области обращения с отходами.
В силу п. 2.2.10 Положения на Минлесхоз возложено осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах.
Функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора в пределах установленных законодательством полномочий возложены на ГКУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество" (далее -лесничество).
Согласно Уставу задачами лесничества являются: обеспечение воспроизводства лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов; сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; обеспечение охраны и защиты лесов.
В соответствии с п. 2.3 Устава лесничество в соответствии с возложенными задачами организует мероприятия по охране лесов от пожаров, незаконных рубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесам, а также защиту их от вредителей и болезней леса.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки прокуратурой Пензенского района в части соблюдения исполнения лесного законодательства, законов в сфере окружающей среды и природопользовании в деятельности ГКУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество" выявлены существенные нарушения, а также факты бездействия при их устранении, а именно: на берегу Сурского водохранилища со стороны р.п. Золотаревка на землях лесного фонда (1 км правее в сторону Засечного сельсовета от места впадения р. Медоевка в Сурское водохранилище), находящихся в ведении лесничества, были выявлены многочисленные свалки мусора и бытовых отходов.
В адрес директора ГКУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество" было направлено представление о выявленных нарушениях, на которое имеется сообщение о планировании мероприятий в целях устранения допущенных нарушений в части наличия мест несанкционированного складирования мусора на берегу Сурского водохранилища.
Судом первой инстанции и в судебном заседании апелляционной инстанции были исследованы фототаблицы, карты местности, лесохозяйственный регламент Ахунского лесничества, согласно которым местоположение несанкционированной свалки установлено на берегу Сурского водохранилища со стороны р.п. Золотаревка на землях лесногофонда (1 км правее в сторону Засечного сельсовета от места впадения р. Медоевка в Сурское водохранилище).
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд исходил из того, что в действиях ГКУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество" имеются нарушения требований лесного законодательства и законов в сфере окружающей среды и природопользования, достаточных и допустимых доказательств того, что такие меры принимались и своевременно ликвидирована несанкционированная свалка, суду представлено не было.
С таким выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку он основан на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделан на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, в совокупности с обстоятельствами настоящего дела по правилам статьи 84 КАС РФ.
Учитывая, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, сохранение окружающей среды, суд обоснованно признал незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии своевременных мер по ликвидации несанкционированной свалки на берегу Сурского водохранилища со стороны р.п. Золотаревка на землях лесного фонда (1 км правее в сторону Засечного сельсовета от места впадения р. Медоевка в Сурское водохранилище).
В качестве доводов апелляционной жалобы административный ответчик ГКУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество" указывает на отсутствие у него обязанности производить очистку спорной территории. Указанные доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, исходя из следующего.
Земельный участок на берегу Сурского водохранилища со стороны р.п. Золотаревка (1 км правее в сторону Засечного сельсовета от места впадения р. Медоевка в Сурское водохранилище), на котором расположена несанкционированная свалка, как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, относится к землям лесного фонда и соответственно в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находится в федеральной собственности.
Доказательств того, что земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка, передан в аренду третьим лицам, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по очистке территории на берегу Сурского водохранилища со стороны р.п. Золотаревка (1 км правее в сторону Засечного сельсовета от места впадения р. Медоевка в Сурское водохранилище), на ГКУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество", поскольку указанная территория подведомственна ответчику в силу п. 2.1 устава, учредители данного юридического лица (Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (п. 1.3 устава) делегировали ГКУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество" обязанность по выполнению деятельности по организации охраны и защиты лесов.
Применение судом Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, принятых на основании ст. 55 Лесного кодекса РФ и утративших силу на момент разрешения судом настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного решения, поскольку постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607 утверждены новые Правила санитарной безопасности в лесах, не содержащие положений, противоречащих выводам решения суда.
Поданная апелляционная жалоба не содержит каких-либо юридически значимых обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение правильность принятого судом решения, поскольку она не содержит ссылок на неисследованные судом обстоятельства, направлена на иную оценку доказательств по делу, что само по себе не может свидетельствовать о незаконности принятого судом решения.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
В то же время, при удовлетворении требований без указания срока в течение которого надлежит устранить допущенное нарушение, суд не в полной мере учел требования п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, устанавливающей, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым установить ГКУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество" срок для совершения действий по ликвидации несанкционированной свалки мусора, до 1 июня 2018 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пензенского районного суда Пензенской области от 19 октября 2017 г. оставить без изменения, дополнив резолютивную часть решения указанием на срок исполнения возложенной обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, до 1 июня 2018 г.
Апелляционную жалобу ГКУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество" оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.