Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Минаева Е.В.,
судей Медведевой Д.С, Киселева Г.В,
при секретаре Павловой Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов Таибова Р.А, Таибовой М.Г, Таибова В.Р, Асикян Г. Р, Асикян А.А.
на решение Андроповского районного суда Ставропольского края от 03 октября 2017 года
по иску Таибова Р.А, Таибовой М.Г, Таибова В.Р, Асикян Г.Р, действующей также в интересах несовершеннолетних детей: А.А.А, А. А. А, А.А.А. и А.А. А. к Администрации муниципального образования Солуно-Дмитриевского сельского совета Андроповского района Ставропольского края об отмене постановления Администрации муниципального образования Солуно-Дмитриевского сельского совета от 17 июля 2017 года N 75, признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности на Администрацию муниципального образования Солуно-Дмитриевского сельского совета Андроповского района Ставропольского края о включении истцов в список граждан, на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края в мае 2017 года,
заслушав доклад судьи Медведевой Д.С,
установила:
Таибов Р.А, Таибова М.Г, Таибов В.Р, Асикян Г. Р, действующая также в интересах несовершеннолетних детей: А.А.А, А.А. А, А.А.А. и А.А.А. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Солуно-Дмитриевского сельского совета Андроповского района Ставропольского края об отмене постановления Администрации муниципального образования Солуно-Дмитриевского сельского совета от 26 июня 2017 года N 63 "Об отказе включения в список граждан на оказание в финансовой помощи в сумме 50 000 рублей, в связи с утратой имущества (имущества первой необходимости), в результате выпадения значительного уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края в мае 2017 года", признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в период с 23 мая 2017 года по 26 мая 2017 года, в результате обильных дождей и наводнения на территории муниципального образования Солуно-Дмитриевского сельского совета Андроповского района Ставропольского края и возложении обязанности на Администрацию муниципального образования Солуно-Дмитриевского сельского совета Андроповского района Ставропольского края о включении Таибова Р. А, Таибовой М.Г, Таибова В.Р, Асикян Г.Р, действующей также в интересах несовершеннолетних детей: А.А.А, А.А.А, А.А. А. и А. А.А. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 50 000 рублей на человека, за частично утраченное имущество в результате наводнения в Андроповском районе в мае 2017 года.
В обосновании исковых требований указано, что в июле 2017 года истцы обратились в Администрацию муниципального образования Солуно- Дмитриевского сельского совета Андроповского района Ставропольского края о включении их в список на оказание единовременной материальной помощи, так как дом, в котором они проживают, оказался в зоне чрезвычайной ситуации, в связи с продолжительными ливневыми дождями и подтоплением, связанным с выходом из берегов реки Суркуль. В результате чего на земельном участке истцов образовался застой воды, который привел в негодность огород, на стенах дома образовалась плесень, водой подтоплены кухня и другие постройки, расположенные во дворе указанного домовладения. Кроме того, вышли из строя, находящиеся в кухне стиральная машина, газовая плита и другие предметы домашней обстановки и обихода. В связи с чем, полагают, что имеются основания для единовременных денежных выплат в размере по 50 000 рублей на каждого члена семьи, предусмотренных статьёй 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера" в редакции от 23 июня 2016 года со статьёй 4 Закона Ставропольского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и ветеранов ВОВ" в редакции от 26 мая 2017 года. Однако, постановлением Администрации муниципального образования Солуно-Дмитриевского сельского совета от 26 июня 2017 года N 63 истцам было отказано во включении в список граждан на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества (имущества первой необходимости), в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края в мае 2017 года. При этом в акте от 26 мая 2017 года не указано о подтоплении помещения летней кухни с предметами домашней обстановки и обихода. С учетом изложенного просили суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании истец Таибов Р.А. уточнил исковые требования и в их обоснование пояснил, что в период с 23 мая 2017 года по 26 мая 2017 года произошла чрезвычайная ситуация, из берегов вышла река Суркуль. В результате чего пострадал фундамент жилого дома расположенного в селе Солуно- Дмитриевском по улице.., огород, и здание летней кухни, имущество находящееся в кухне, в том числе такие предметы первой необходимости, как стиральная машина и газовая плита, кроме того пришли в негодность продукты питания (соленья, крупы, овощи). Стиральная машинка и газовая плита подверглись частичному подтоплению, они были подняты на возвышенности в связи с чем, удалось не допустить их полного затопления и как следствие полного уничтожения. В настоящее время стиральная машина и газовая плита находятся в удовлетворительном состоянии, на указанном имуществе имеются признаки коррозии, частично они вышли из строя, вместе с тем они используются по назначению. Однако, не смотря на то, что указанное имущество было повреждено, в Акте от 26 мая 2017 года не содержится сведений об этом. Будучи юридически неграмотной Таибова М.Г. подписала указанный акт. Полагая, что указанное имущество первой необходимости, все-таки было утрачено в результате подтопления, Таибова М.Г. обратилась в адрес Администрации села с заявлением о включении истцов в список граждан на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости. Однако постановлением N 75 Администрации муниципального образования Солуно-Дмитриевского сельского совета Андроповского района Ставропольского края от 17 июля 2017 года истцам было отказано во включении в указанный список. В связи с чем, просят суд отменить постановление Администрации муниципального образования Солуно- Дмитриевского сельского совета от 17 июля 2017 года N 75, признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и возложить обязанность на Администрацию муниципального образования Солуно-Дмитриевского сельского совета Андроповского района Ставропольского края включить истцов в список граждан, на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края в мае 2017 года.
Решением Андроповского районного суда Ставропольского края от 03 октября 2017 года в удовлетворении исковых требований Таибова Р.А, Таибовой М.Г, Таибова В.Р, Асикян Г.Р, действующей также в интересах несовершеннолетних детей: А.А.А, А.А. А, А.А.А. и А.А.А. к Администрации муниципального образования Солуно-Дмитриевского сельского совета Андроповского района Ставропольского края об отмене постановления Администрации муниципального образования Солуно-Дмитриевского сельского совета от 17 июля 2017 года N 75, о признания их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности на Администрацию муниципального образования Солуно- Дмитриевского сельского совета Андроповского района Ставропольского края включить истцов в список граждан, на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края в мае 2017 года отказано.
В апелляционной жалобе истцы Таибов Р.А, Таибова М.Г, Таибов В.Р, Асикян Г. Р, Асикян А.А. просят отменить решение Андроповского районного суда Ставропольского края от 03 октября 2017 года, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Повторяя доводы, изложенные ими в исковом заявлении, указывают на то, что судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Полагают, что законодателем не разграничиваются понятия частичной и полной утраты имущества, что ведет к произвольному распределению средств. Обращают внимание на то, что суд в своем решении ссылается на постановление Министерства труда РФ и Госкомстата РФ от 28.04.2000 N36/34, утратившее законную силу 10.03.2013.
В возражениях на апелляционную жалобу Отдел МВД России по Андроповскому району в лице полномочного представителя Брузгиновой Е.В. просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов- без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик -Администрация муниципального образования Солуно-Дмитриевского сельского совета Андроповского района Ставропольского края в лице полномочного представителя Кривенко Е.М. так же просит решение Андроповского районного суда Ставропольского края от 03 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
В судебном заседании истец Таибов Р.А. и его представитель на основании п.6 ст. 53 ГПК РФ Татаренко Е.А, поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просили об отмене обжалуемого ими решения суда.
Полномочный представитель Администрации муниципального образования Солуно-Дмитриевского сельского совета Андроповского района Ставропольского края- Кривенко Е.М, считая решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу истцов- без удовлетворения.
Иные лица в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
В силу требований ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных конституционных положений, статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (пп. 5 п. 2).
Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Этим законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18).
При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в п. 2 ст. 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены в силу подпунктов "а" и "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68- ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных выше нормативных предписаний Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10 апреля 2006 года N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны", целью которого согласно его ст. 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.
В силу пункта 6 части 2 статьи 4 Закона N 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года N 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае".
Согласно пункту 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).
В соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 25.07.2017 года N 287-п, которым разработан порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае в части осуществления им единовременных денежных выплат, единовременные денежные выплаты предоставляются в следующих размерах:
10 тыс. рублей на человека - единовременная материальная помощь;
50 тыс. рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости;
100 тыс. рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости (далее - единовременные денежные выплаты) (п.2).
Право на получение единовременных денежных выплат имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера в населенном пункте Ставропольского края, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Ставропольском крае, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено (далее соответственно - пострадавшие граждане, жилые помещения). Единовременные денежные выплаты пострадавшим гражданам за утраченное имущество первой необходимости выплачиваются либо в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, либо в связи с полной утратой имущества первой необходимости (п.3).
К имуществу первой необходимости для целей настоящего Порядка относится набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, стул, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), стиральная машина, водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, технические средства реабилитации и медицинские изделия лиц с ограниченными возможностями здоровья (п.6).
Под утратой имущества понимается приведение имущества в состояние непригодное для использования в результате чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года N 344-р "О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации" в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Судом установлено, что в период с 23 мая 2017 года по 26 мая 2017 года в селе Солуно-Дмитриевское, Андроповского района Ставропольского, произошло подтопление в результате чрезвычайной ситуации.
Постановлением Администрации муниципального образования Солуно- Дмитриевского сельского совета Андроповского района Ставропольского края от 25 мая 2017 года N 38 был утвержден прилагаемый список комиссии для обследования домовладений, попавших в зону затопления, подтопления в результате чрезвычайной ситуации в период с 23 мая 2017 года по 26 мая 2017 года, расположенных на территории муниципального образования Солуно- Дмитриевского сельского совета.
26 мая 2017 года комиссия в полном составе произвела обследование жилого дома, иных построек, расположенных по адресу: Ставропольский край, Андроповский район, село Солуно-Дмитриевское, улица... на предмет повреждений, разрушений в результате чрезвычайной ситуации произошедшей в период с 23 мая 2017 года по 26 мая 2017 года.
Указанное недвижимое имущество принадлежит на праве собственности Таибовой М.Г.
По результатам обследования был составлен Акт, в котором указано, что жилое помещение, площадью 71 кв.м, дом саманный, обложенный кирпичом, крыша - шифер, состоит из 4 комнат и коридора. Вода в дом не зашла, подтоплен фундамент дома, цоколь имеет трещины, штукатурка цокольная отслоилась, уровень воды по фундаменту дома 50 сантиметров.
Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1000 кв.м. полностью затоплен.
Жилой дом и имущество в нем не пострадало.
Установленный размер единовременной материальной помощи пострадавшим составил 70 000 рублей.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что обследование указанного недвижимого имущества производилось комиссией в присутствии собственника Таибовой М.Г, которая с заключением комиссии и суммой единовременной материальной помощи была согласна. О чем имеется ее подпись в акте, кроме того данный факт стороной истца не оспаривался.
По результатам проведенного обследования каждому члену семьи истца была оказана единовременная материальная помощь, связанная с ликвидацией чрезвычайной ситуаций в размере, установленном законодательством.
10 июля 2017 года истцы обратились в адрес Администрации муниципального образования Солуно-Дмитриевского сельского совета Андроповского района Ставропольского края с заявлением о включении в список граждан, нуждающихся в финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (полной или частичной) в результате чрезвычайной ситуации, а именно: стиральной машины и газовой плиты в результате чрезвычайной ситуации.
Постановлением N 75 Администрации муниципального образования Солуно- Дмитриевского сельского совета Андроповского района Ставропольского края от 17 июля 2017 года истцам было отказано во включении их в список граждан, нуждающихся в финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (полной или частичной) в результате чрезвычайной ситуации.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости ( отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений (гл. 2, Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (утв. МЧС России 03.10.2014 N 2-4-87-24-7).
Суд в соответствии с выше указанным, правомерно пришел к выводу о том, что оснований для выплаты истцам единовременной финансовой помощи не имеется, так как истцами не представлено доказательств, подтверждающих факт утраты имущества первой необходимости в результате произошедшей чрезвычайной ситуации.
Кроме того они опровергаются, как показаниями самих истцов Таибова Р.А. Таибовой М.Г, которые в судебном заседании не отрицали, что имущество, хотя пострадало в результате подтопления, однако находится в удовлетворительном состоянии и используется по назначению, так и показаниями свидетелей, письменными материалами дела, приведенными выше.
Письменных доказательств того, что указанное имущество первой необходимости находится в неисправном состоянии, либо полностью повреждено или утрачено в результате обозначенных выше событий, суду первой инстанции представлено не было.
Доводы жалобы о применении норм, утративших законную силу, не нашли своего подтверждения.
При таких обстоятельствах нарушений закона судом при рассмотрении дела не допущено, а доводы жалобы в силу ст.330 ГПК РФ не могут повлечь отмену судебного постановления в апелляционном порядке.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установилвсе необходимые для разрешения дела обстоятельства с надлежащей их оценкой. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на исследованных материалах дела. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Андроповского районного суда Ставропольского края от 03 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.