Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Меньшова С.В,
судей Осиповой И.Г, Безгиновой Л.А,
при секретаре судебного заседания Вяхиревой И.В.
с участием прокурора Ледовской Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования г.Зеленокумска Советского района Ставропольского края, в лице главы - В.Ф. Поповиченко на решение Советского районного суда Ставропольского края от 09 октября 2017 года по исковому заявлению заместителя прокурора Советского района Ставропольского края Квитченко Т.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Зеленокумска Советского района Ставропольского края о принуждении к исполнению требований федерального законодательства,
заслушав доклад судьи Осиповой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Советского района Ставропольского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (впоследствии уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ) к администрации муниципального образования г. Зеленокумска Советского района Ставропольского края о принуждении к исполнению требований федерального законодательства.
В обоснование заявленных требований указал, что на перекрестке ул. Советской и ул. Семенова г. Зеленокумска отсутствуют дублирующие знаки 5.19.1 над проезжей частью в соответствии с требованиями п.5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков. Разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", и дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 в соответствии с п.5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004. Администрация муниципального образования г. Зеленокумска не принимает мер по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и своим бездействием нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, использующих проезжие части указанных улиц для передвижения.
Просил суд: обязать администрацию муниципального образования г. Зеленокумска Ставропольского края, в течении месяца после вступления решения суда в законную силу внести изменения в проект организации дорожного движения на перекрестке ул. Советской и ул. Семенова г. Зеленокумска в части установки дублирующих знаков 5.19.1 над проезжей частью и знака 3.1 "Въезд запрещен" для каждой проезжей части с односторонним движением в соответствии с требованиями п.п. 5.1.6, 5.4.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств". Обязать администрацию муниципального образования г. Зеленокумска Ставропольского края после внесения в проект изменений, в течение четырех месяцев обеспечить установку дублирующих знаков 5.19.1 "Пешеходный переход" над проезжей частью на перекрестке ул. Советской и ул. Семенова г.Зеленокумска, а также установку знаков 3.1 "Въезд запрещен" для каждой проезжей части с односторонним движением на перекрестке ул. Советской и ул. Кирова г. Зеленокумска, в соответствии с требованиями п. 5.1.6 и п. 5.4.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
Обжалуемым решением Советского районного суда Ставропольского края от 09 октября 2017 года исковые требования заместителя прокурора Советского района Ставропольского края Квитченко Т.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Зеленокумска Советского района Ставропольского края удовлетворенны частично.
Суд обязал администрацию муниципального образования г. Зеленокумска Советского района Ставропольского края в течение месяца после вступления решения суда в законную силу внести изменения в проект организации дорожного движения на перекрестке ул. Советской и ул. Семенова г. Зеленокумска в части установки дублирующих знаков 5.19.1 над проезжей частью и знака 3.1 "Въезд запрещен" для каждой проезжей части с односторонним движением, в соответствии с требованиями п. 5.1.6, 5.4.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
Обязал администрацию муниципального образования г. Зеленокумска Советского района Ставропольского края после внесения в проект изменений, в течение четырех месяцев обеспечить установку дублирующих знаков 5.19.1 "Пешеходный переход" над проезжей частью на перекрестке ул. Советской и ул. Семенова г. Зеленокумска, а также установку знаков 3.1 "Въезд запрещен" для каждой проезжей части с односторонним движением на перекрестке ул. Советской и ул. Семенова г. Зеленокумска, в соответствии с требованиями п. 5.1.6 и п. 5.4.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
В удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию муниципального образования г. Зеленокумска Советского района Ставропольского края обязанности после внесения в проект изменений, в течение четырех месяцев обеспечить установку дублирующих знаков 5.19.1 "Пешеходный переход" над проезжей частью на перекрестке ул. Советской и ул. Кирова г. Зеленокумска, а также установку знаков 3.1 "Въезд запрещен" для каждой проезжей части с односторонним движением на перекрестке ул. Советской и ул. Кирова г. Зеленокумска, в соответствии с требованиями п. 5.1.6 и п. 5.4.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" отказано.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования г.Зеленокумска Советского района Ставропольского края, в лице главы - В.Ф. Поповиченко просит решение суда в части установления четырех месячного срока после внесения изменений в ПДД, для установки дублирующих дорожных знаков 5.19.1 "Пешеходный переход" над проезжей частью дороги и дорожных знаков 3.1 "Въезд запрещен" для каждой проезжей части с односторонним движением на перекрестке ул. Советской и ул. Семенова г. Зеленокумска изменить, принять в данной части новое решение, установив срок для установки дублирующих дорожных знаков 5.19.1 "Пешеходный переход" над проезжей частью дороги и дорожных знаков 3.1 "Въезд запрещен" для каждой проезжей части с односторонним движением на перекрестке ул. Советской и ул. Семенова г. Зеленокумска в течение восьми месяцев после внесения изменений в ПДД, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда в указанной части.
В обоснование доводов указывает, что заключение контракта для разработки проекта организации дорожного движения осуществляется за счет бюджетных ассигнований. В настоящее время, согласно закона от 14.04.2017 N 37-кз "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Советского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Советского муниципального района Ставропольского края" представительный орган местного самоуправления - Совет депутатов муниципального образования г. Зеленокумска прекратил досрочно свои полномочия в связи с образованием Советского городского округа и избранием депутатов Советского городского округа с 26 сентября 2017 года. Так как бюджетные средства 2017 года, утвержденные Советом депутатов муниципального образования г. Зеленокумска распределены в полном объеме, финансирование затрат на исполнение мероприятий, возложенных решением суда, возможно только за счет средств бюджета вновь созданного Советского городского округа, бюджет которого в окончательном варианте будет рассматриваться в декабре 2017 года, ориентировочно 25-30 декабря, до утверждения бюджета округа на 2018 год проведение аукционных процедур не возможно. Кроме того, согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", для проведения всех аукционных процедур потребуется срок не менее, чем в 187 дней, фактическое выполнение работ по решению суда возможно не ранее 20-30 июля 2018 года.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В силу положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав прокурора Ледовскую Н.В, полагавшую, что доводы апелляционной жалобы не являются основанием для состоявшегося решения суда, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 3, 5 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от10.12.1995, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством:
установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления... осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от06.10.2003, к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из п. 6 ч.1 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Федеральный закон N 196-ФЗ от10.12.1995 "О безопасности дорожного движения" в п. 4 ст. 6 установил, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Полномочия, аналогичные указанным в законе, закреплены в п. 5 ст. 7 Устава муниципального образования г. Зеленокумска Советского района Ставропольского края, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования г. Зеленокумска Советского района Ставропольского края от 18.04.2014 N 491 (л.д. 22).
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93).
Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах устанавливает ГОСТ Р 52289-2004, который утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 N 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004).
Из материалов дела следует, что в связи с произошедшим дорожно-транспортным происшествием в г. Зеленокумске на перекрестке ул. Советской с ул. Семенова, ОМВД России по Советскому району в месте его совершения проведено обследование дорожных условий, актом от 22.05.2017 выявлены недостатки в состоянии дороги - отсутствие дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 -"Пешеходный переход", знак 3.1 - "Въезд запрещен" в необходимых местах (л.д. 16-17).
22.05.2017 в адрес главы муниципального образования г. Зеленокумска направлено предписание за N 29/1242 об устранении указанных недостатков, установлен срок его исполнения - 22.06.2017 (л.д. 15).
16.06.2017 администрацией муниципального образования г. Зеленокумска Советского района Ставропольского края в адрес ОМВД России по Советскому району направлено письмо за N 2845, в котором сообщено, что в 2017 году на мероприятия по безопасности дорожного движения выделены финансовые средства в объеме 4650, тыс. руб. В настоящее время Администрацией проведены аукционы и заключены муниципальные контракты с подрядными организациями, которые приступили к выполнению работ. Выделить дополнительно в 2017 году финансовые средства на указанные мероприятия не представляется возможным, к решению данного вопроса администрация города вернется при формировании мероприятий муниципальной Программы на 2018 год (л.д. 14).
26.06.2017, в связи с неисполнением предписания, в целях соблюдения конституционных прав и свобод граждан на безопасные условия передвижения по автомобильным дорогам, ОМВД России по Советскому району обратилось с письмом за N 29/1513 в адрес Прокуратуры Советского района с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования (л.д. 11-13).
На основании поступившего обращения, прокуратурой района была проведена проверка, в ходе которого актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 27.07.2017 установлено, что в г. Зеленокумске на перекрестке ул. Советская с ул. Семенова имеются следующие недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: отсутствуют дублирующие знаки 5.19.1 над проезжей частью в соответствии с требованиями п.5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков. Разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", и дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 в соответствии с п.5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004. Согласно п. 5.4.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" знак 3.1 "Въезд запрещен" устанавливают на участках дорог или проезжих частей с односторонним движением для запрещения движения транспортных средств во встречном направлении. На дорогах с несколькими проезжими частями, отделенными друг от друга бульваром или разделительной полосой, знак устанавливают для каждой проезжей части с односторонним движением. Проектом организации дорожного движения на ул. Советскую установка дорожных знаков 3.1 "Въезд запрещен" не предусмотрена (л.д. 8-10).
Частично удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в силу положений ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ, п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения и осуществление дорожной деятельности, в том числе установка дорожных знаков, ограждений и разметки на автомобильных дорогах местного значения, относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Данная обязанность администрацией муниципального образования г. Зеленокумска в отношении установки указанных прокурором дорожных знаков не исполнена. В связи с этим суд обоснованно возложил на администрацию обязанность по устранению выявленных нарушений.
Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется.
Так, проект организации дорожного движения (далее - ПОДД) разрабатывается и утверждается в установленном порядке на основании п. 2 ст. 21 и п. 1 ст. 22 ФЗ "О безопасности дорожного движения" и подп. 1 п. 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 года N 402.
Необходимость разработки, согласования и утверждения ПОДД вытекает также из содержания п. 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения", Постановления Правительства РФ от 14 ноября 2009 года N 928 "Об утверждении Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения" и других нормативных правовых актов.
Постановлением Госстандарта от 11 октября 1993 года N 221 утвержден ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", который устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Рекомендательный характер настоящего стандарта и отсутствие установленных нормативными правовыми актами сроков разработки ПОДД не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них (включающих в себя и изготовление ПОДД).
Вместе с тем, до настоящего времени изменения в ПОДД перекрестка ул. Советской и ул. Семенова г. Зеленокумска в части установки дублирующих знаков 5.19.1 над проезжей частью и знака 3.1. для каждой проезжей части с односторонним движением, в соответствии с требованиями п. 5.1.6, 5.4.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" не разработаны, не согласованы и не утверждены, что является грубым нарушением требований Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и может привести к нарушению безопасности дорожного движения и угрозе жизни и здоровью граждан.
Согласно п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении знак 5.19.1 "Пешеходный переход" дублируют над проезжей частью.
Согласно п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597 - 93 "Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ Р 52290-2004 и размещенными по ГОСТ Р 52289- 2004 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Однако, проектом организации дорожного движения на ул. Советской установка дублирующих знаков 5.19.1 "Пешеходный переход" над проезжей частью не предусмотрена.
В соответствии с требованиями. п. 5.4.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" знак 3.1 "Въезд запрещен" устанавливают на участках дорог или проезжих частей с односторонним движением для запрещения движения транспортных средств во встречном направлении. На дорогах с несколькими проезжими частями, отделенными друг от друга бульваром или разделительной полосой, знак устанавливают для каждой проезжей части с односторонним движением.
Установив актом несоответствие участка дороги предъявляемым требованиям, учитывая, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, суд первой инстанции обосновано возложил на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений, в том числе по установке дорожных знаков.
В соответствии с требованием ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (ч. 1).
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (ч. 2).
При этом срок судом определен с учетом конкретных обстоятельств дела, принципа разумности и объема возложенных на ответчика обязанностей. Установление указанного срока обусловлено ценностью защищаемого права неопределенного круга лиц (в том числе детей) использующих для передвижения проезжую части автодороги на перекрестке ул. Советской и ул. Семенова г. Зеленокумска. По доводам автора жалобы такой вывод ошибочным признан быть не может.
При этом судебная коллегия отмечает, что ответчик вправе обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения.
В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда являться не могут, поскольку ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в ней не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда Ставропольского края от 09 октября 2017 года- оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования г. Зеленокумска Советского района Ставропольского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.