Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Минаева Е.В,
судей Осиповой И.Г, Меньшова С.В,
при секретаре судебного заседания Фатневой Т.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шалагина А.Е. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 18 июля 2017 года по исковому заявлению Шалагина А.Е. к Федеральной службе исполнения наказания России, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Ставропольскому краю о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на такой учет, взыскании компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Осиповой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
Шалагин А.Е. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказания России, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Ставропольскому краю о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на такой учет, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что проходит службу в федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N4" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ставропольскому краю в должности заместителя дежурного помощника начальника колонии дежурной части отдела безопасности. Выслуга лет в календарном исчислении более 16 лет.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" он обратился в комиссию УФСИН России по Ставропольскому краю с заявлением от 09.06.2014 о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставив необходимые документы, на состав семьи 3 человека: он, жена и малолетний сын.
Согласно протоколу заседания комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю N14 от 30 июня 2014 года принято решение о направлении его заявления (рапорта) и приложенных к нему документов в Комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Письмом от 17.01.2017г. Nог-20-1096 за подписью временно исполняющего обязанности начальника Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России сообщено, что в соответствии с протоколом заседания Комиссии ФСИН России от 22.11.2016г. N 97 ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Ссылаясь на несогласие с решением Комиссии ФСИН России от 22.11.2016г, протокол N 97 об отказе ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, просил суд: признать незаконным решение Комиссии ФСИН России от 22.11.2016, протокол N 97 об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и устранить допущенное нарушение путем вынесения решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента подачи заявления 09.06.2014 на состав семьи; взыскать с ответчиков в солидарном порядке компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 18 июля 2017 года в удовлетворении исковых требований Шалагина А.Е. к Федеральной службе исполнения наказания России, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Ставропольскому краю отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Шалагин А.Е. просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов указывает, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел пояснения представителя истца и вопреки положениям ст. 196 ГПК РФ изложил выводы только лишь по одному основанию отказа - отсутствие надлежащих выписок из ЕГРП. В части другого основания отказа - отсутствие информации о месте регистрации сына заявителя за последние 5 лет, выводы суда отсутствуют, что свидетельствует о незаконности судебного решения. При этом, в соответствии с положениями п.п. "б" и п.п. "з" пункта 5 Правил, им были предоставлены в комиссию все необходимые документы, а именно: копия домовой книги с места жительства по адресу: ***, г.Г, ул. ***, *** кв. *** и свидетельство о месте пребывания по указанному адресу его малолетнего сына, а потому считает отказ комиссии в постановке на учет из-за отсутствия информации о месте регистрации сына заявителя за последние 5 лет незаконным. Также указывает, что из представленных суду доказательств следует, что им запрашивались выписки из ЕГРП по Ставропольскому краю и Российской Федерации, получены сведения в виде Уведомлений от 02.06.2014 N *** и от 03.06.2014 N ***, сданы в комиссию УФСИН России по СК необходимые документы, соответствующие перечню пункта 5 Правил, о чем свидетельствует справка, выданная по утвержденной форме. По представленным документам комиссией УФСИН России по СК установлено отсутствие у него жилья на территории Российской Федерации, в связи с чем, документы переданы в комиссию ФСИН России для постановки его на учет. Поскольку после предоставления им документов, он не имел возможности контролировать и обеспечивать их сохранность, так как дальнейший документооборот является внутренней работой комиссий в системе ФСИН России, то допущенные нарушения в работе комиссий не может быть основанием для нарушения его права на получение единовременной социальной выплаты.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя Шалагина А.Е. - Лесняк В.В, поддержавшего доводы жалобы, представителя УФСИН России по Ставропольскому краю - Шахраманяна Э.В, возражавшего в их удовлетворении, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283 единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Таким образом, вышеприведенная правовая норма устанавливает порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты с учетом особенностей жилищных условий граждан.
В соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283 порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 7 вышеназванного Постановления Правительства РФ на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Перечень документов, подлежащих предоставлению сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты указан в пункте 5 Правил.
В соответствии с указанным выше пунктом наряду с заявлением сотрудник должен предоставить также выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Как следует из материалов дела, Шалагин А.Е, старший лейтенант внутренней службы заместитель дежурного помощника начальника колонии дежурной части отдела безопасности ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю обратился 09.06.2014 в территориальную подкомиссию (УФСИН России по Ставропольскому краю) по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей, гражданам Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с заявлением (рапортом) о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Согласно выданной Шалагину А.Е. справки за подписью секретаря комиссии, документы необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" приняты 09.06.2014.
Из содержания представленной выписки из протокола N 14 от 30.06.2016 заседания комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю следует, что Шалагин А.Е. имеет состав семьи 3 человека: Шалагин А.Е, супруга Ш.С.А. *** г.р, сын Ш.С.А. *** г.р. Н момент подачи рапорта выслуга лет в календарном исчислении составила 16 лет 03 месяцев 16 дней. Указано, что Шалагин А.Е. и сын с 27.05.2014 временно, супруга с 15.02.2001 постоянно зарегистрированы по адресу: ***, г. Г, ул. ***д.***, кв.*** в жилом помещении общей площадью *** кв.м, принадлежащем на праве собственности К.Т.М. всего зарегистрированы 5 человек. Других жилых помещений в собственности и (или) занимаемые по договорам социального найма на территории Российской Федерации Шалагин А.Е. и члены его семьи не имеют. Ранее Шалагину А.Е. и членам его семьи социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась. Комиссией постановлено: направить рапорт (заявление) Шалагина А.Е. и приложенные к нему документы были направлены в Комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением Комиссии ФСИН России, оформленным протоколом N 97 от 22.11.2016 Шалагину А.Е. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в рамках рассмотрения п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях и органах УИС, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ: от 24.04.2013 N 369, а также ч. 2 ст. 1 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", так как заявителем не представлена информация о регистрации сына за период 5 лет, на заявителя выписка представлена только на территории Ставропольского края.
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец, обосновывая свои доводы, указал, что предоставление им полного перечня требуемых документов, в том числе, выписки из ЕГРП в отношении его имущества по всей России, подтверждается соответствующей справкой секретаря комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю, выпиской из протокола N 14 от 30 июня 2014 года, копиями уведомлений об отсутствии сведений в ЕГРП, а также чеками об оплате госпошлины о получении этих сведений в июне 2014 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные истцом документы, установил, что они не могут с достоверностью свидетельствовать о предоставлении им в Комиссию ФСИН России выписок из ЕГРП, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. ст. 31, 69 ЖК РФ, Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369, пришел к выводу о том, что ответчик обоснованно отказал истцу в постановке на очередь, дающую право на единовременную социальную выплату, в связи с тем, что ответчик не представил полный пакет надлежащих документов, необходимых для решения данного вопроса.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данными выводами суда.
Оценивая доводы жалобы и отклоняя их, судебная коллегия исходит из того, что разрешение вопросов о перечне документов, необходимых для предоставления сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения, отнесено к дискреционным полномочиям федерального законодателя и Правительства Российской Федерации, которые учли в этих целях дифференциацию видов государственной службы и специфику решаемых ими публичных задач.
В силу прямого указания закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, при условии, что сотрудник, в том числе, является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
Установление в выше приведенных нормативных правовых актах, регламентирующих меры социальной поддержки для разных категорий государственных служащих, определенных оснований для предоставления единовременной социальной выплаты направлено, в том числе и против необоснованного сверхнормативного обеспечения жильем за счет бюджетных средств.
Принимая во внимание, что Шалагин А.Е. не предоставил в комиссию необходимые документы - о регистрации сына за период 5 лет и выписки из ЕГРП на территории Российской федерации, равно как и документы, подтверждающие невозможность их получения, а предоставленные им документы, не позволили разрешить вопрос нуждаемости в жилье членов семьи заявителя, так и оспариваемый отказ ФСИН России основан на требованиях действующего законодательства.
Доводы Шалагина А.Е. и его представителя о том, что при принятии его документов комиссией УФСИН России по Ставропольскому краю ему не было указано на неполноту пакета документов, не меняют правовой судьбы рассматриваемого вопроса ввиду того, что проверка полноты и достоверности документов, подлежащих предоставлению одновременно с заявлением, отнесена к компетенции федерального органа исполнительной власти, т.е. ФСИН России, а не его территориального управления.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что за Шалагиным А.Е, сохраняется право после устранения вышеуказанных нарушений вновь обратиться в комиссию УФСИН России по Ставропольскому краю, в порядке, установленном приказом ФСИН России от 16.10.2014 N 550 "Об утверждении порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных и законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения".
Кроме того, в соответствии с пунктом 14 Правил право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют возражения, изложенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, им дана правильная оценка, с которой согласилась судебная коллегия, они не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены, верно, в связи, с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 18 июля 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Шалагина А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.