Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Дубинина А.И.
судей
Шеховцовой Э.А, Муратовой Н.И.
с участием секретаря
Тациевой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Пустовалова А.Ю, Пустоваловой А.А,
на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 24 октября 2017 года,
по иску Пустовалова А.Ю, Пустоваловой А.А, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Пустовалова А.А. к администрации Минераловодского городского округа, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении факта постоянного проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации,
заслушав доклад судьи Дубинина А.И,
установила:
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении истцы сослались на то, что в мае 2017 года они обратилась с заявлением в администрацию Минераловодского городского округа о включении их в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, так как дом, в котором они проживали, оказался в зоне чрезвычайной ситуации.
В результате обильных дождей в период с 24 по 26 мая 2017 года произошло наводнение, и этот дом был затоплен, а находившееся в нем имущество было утрачено. Они обратились в администрацию Минераловодского городского округа за получением единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, однако в этом им было отказано в связи с отсутствием регистрации в этом доме. Однако они постоянно проживают в этом доме с мая 2015 года.
Просит суд установить факт постоянного проживания Пустовалова А.Ю, Пустоваловой А.А, Пустовалова А.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: /адрес/, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа. Признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского округа. Обязать администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском округе. Обратить решение к немедленному исполнению.
Обжалуемым решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 24 октября 2017 года, в удовлетворении исковых требований Лазаревой Н.В. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Пустовалова А.Ю. и Пустовалова А.А. просят отменить решение суда первой инстанции. Указывают, что отсутствие регистрации по месту жительства не является препятствием для защиты прав, поскольку право лиц на получение мер социальной поддержки, фактически постоянно проживающих, но не имеющих по каким-либо причинам регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации, может быть подтверждено путем установления в судебном порядке факта постоянного проживания в указанных районах. В подтверждение факта постоянного проживания в жилом доме по ул. Кривая, 16 в с. Левокумка подтвержден актом, составленным соседями о том, что они и их несовершеннолетний ребенок проживают по указанному адресу, а также показаниями свидетелей.
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Лица участвующие в рассмотрении дела извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского края находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец Пустовалова А.А. зарегистрирована по адресу: /адрес/, Пустовалов А.Ю. зарегистрирован по адресу: /адрес/, что усматривается из копии паспортов (л.д. 8-9).
Согласно пояснениям истца Пустоваловой А.А, данных ею в судебном заседании, она вместе со своим мужем и несовершеннолетним сыном проживают в жилом доме по адресу: /адрес/, собственником которого является Семенова Т.Г, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 21.09.2004 года (л.д. 14).
Постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24 мая 2017 года N 1216 с 10 часов 24 мая 2017 года введен режим чрезвычайной ситуации.
Жилое помещение /адрес/ находится в зоне чрезвычайной ситуации (затопления) и включено в Перечень домовладений (жилых помещений), расположенных на территории Минераловодского городского округа, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, утвержденный постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 27 июля 2017 года N 1910.
По акту администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 28.05.2017 года, в результате наводнения 24 мая 2017 года в жилом помещении по адресу: /адрес/ полностью пострадало имущество и указан его перечень, где собственником дома указана Семенова Т.Г, и члены семьи (совместно проживающие): Пустовалова А.А, Пустовалов А.А. (л.д. 16).
Истцам администрацией Минераловодского городского округа 08.06.2017 и 20.07.2017 гг. отказано во включении в списки граждан на предоставление единовременной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества и разъяснено, что граждане, у которых отсутствуют документы о регистрации по месту жительства и о правах на жилое помещение включаются в списки на основании принятых судебных решений (л.д. 12, 13).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что доказательств того, что постоянным местом жительства истцов на день объявления чрезвычайной ситуации являлось жилое помещение, попавшее в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации, материалы дела не содержат. Само по себе нахождение истцов в период чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, не свидетельствует об их постоянном месте жительства по указанному адресу. Кроме того, судом сделан вывод о том, что в ходе рассмотрения спора по существу, в материалы дела не было представлено доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности факта того, что утраченное при паводке имущество принадлежало истцам и являлось для них имуществом первой необходимости.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учётом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального права.
В соответствии со статьями 12, 38, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Этим законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (пункт 1 статьи 18).
При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в пункте 2 статьи 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10 апреля 2006 года N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" (далее - Закон N 19-кз), целью которого согласно статье 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.
В силу пункта 6 части 2 статьи 4 Закона N 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года N 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае. Согласно пункту 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (пункт 3 Порядка).
В целях реализации Порядка факт постоянного проживания пострадавших граждан в жилых помещениях подтверждается их регистрацией по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства - вступившим в законную силу решением суда об установлении факта их постоянного проживания в жилых помещениях (п. 4).
В настоящее время действуют Методические рекомендации МЧС России от 03 октября 2014 года N 2-4-87-24-7 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, содержащие закрытый перечень имущества первой необходимости, утраченного в результате чрезвычайной ситуации (далее - Методические рекомендации). Согласно главе 2 Методических рекомендаций к имуществу первой необходимости относятся: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для подержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Под утратой имущества понимается приведение имущества в состояние непригодное для использования в результате чрезвычайной ситуации.
Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий утвержден Приказом МЧС России от 29 августа 2014 года N 470 (далее - Порядок N 470), согласно пункту 7 которого на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, утратой имущества в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, составленных по форме согласно приложению N 9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в соответствии с приложениями N 10 и N 12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Обязательными условиями для признания за гражданином права на получение единовременной материальной и финансовой помощи (компенсации) как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и утратившим имуществом первой необходимости является установление совокупности следующих юридически значимых фактов: постоянного проживания лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, а также установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества. Совокупность вышеприведенных условий является основанием для включения лица в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и признания за лицом права на указанные выплаты.
В соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26 мая 2017 года N 1 обстановка, сложившаяся в результате возникновения дождевых паводков в мае 2017 года на территории Ставропольского края признана чрезвычайной ситуацией федерального характера.
Продолжительными ливневыми дождями и подъемом уровня воды в реке Кума на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края в ночь с 23 по 24 мая 2017 года произошло подтопление дворовых участков и нанесен значительный материальный ущерб жителям, в связи с чем постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24мая 2017 года N 1216 с 10 час. 00 мин. 24 мая 2017 года введен режим чрезвычайной ситуации на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края.
Законом Ставропольского края от 28 мая 2015 года N 51-кз "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края (Минераловодского территориального муниципального образования Ставропольского края), и об организации местного самоуправления на территории Минераловодского района Ставропольского края", утвержден перечень населенных пунктов, входящих в состав территории Минераловодского городского округа, в число которых входит и село Гражданское.
По смыслу Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110, Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 года N 19-кз и Постановления Правительства Ставропольского края от 02 июня 2006 года N 84-п (в ред. Постановления Правительства Ставропольского края от 25 июля 2017 года N287-п) к пострадавшим гражданам, имеющим право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации отнесены граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, которые пострадали в результате чрезвычайной ситуации, и утратившие имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено. К таким гражданам относятся собственники жилых помещений, а также члены их семей (супруга (супруг), дети, родители, лица, находящиеся на иждивении) при условии наличия у них постоянного проживания в жилом помещении расположенном в зоне чрезвычайной ситуации. В случае регистрации собственником жилого помещения в пострадавшем жилом доме по месту жительства иных лиц, они как постоянно проживающие в жилом помещении, также вправе претендовать на получение указанных выплат.
Согласно сведениям, предоставленным ГУП СК "Техническая Инвентаризация", домовладение /адрес/, принадлежит Семеновой Т.Г. (л.д. 17).
Согласно копии домовой книги по указанному адресу прописаны два человека: Дмитриченко Л.О. и Семенова Т.Г. (л.д. 18-19).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе пояснения истцов Пустоваловой А.А, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что проживание истцов в жилом доме по адресу: /адрес/, на момент чрезвычайной ситуации, не носило постоянного характера.
Безвозмездное пользование жилым помещением по устной договоренности с собственником жилого помещения в силу правовой природы договора безвозмездного пользования носит временный характер, и само по себе не может являться основанием для вывода о постоянном проживании истцов в жилом помещении на условиях безвозмездного пользования.
Вопреки доводам апелляционной жалобы свидетельские показания, подтверждающие факт постоянного проживания истцов в пострадавшем домовладении в момент паводка, не могут безусловно и объективно являться достаточным основанием для установления факта проживания, поскольку каких-либо письменных доказательств, свидетельствующих о постоянном проживании истцов на момент затопления по указанному адресу в материалы дела предоставлено не было.
Отсутствие у истцов каких-либо жилищных прав в отношении вышеуказанного жилого дома и временный характер их пребывания в пострадавшем жилом помещении не позволяют судебной коллегии считать их собственниками имущества, утраченного в указанном жилом помещении, при том, что каких-либо доказательств обратного истцами в материалы дела не представлено, в то время как одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости является установление факта утраты им указанного имущества в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного решения, влияли ли бы либо опровергали бы изложенные выводы. С учетом этого, эти доводы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального закона и норм процессуального закона, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установилвсе необходимые для разрешения дела обстоятельства с надлежащей их оценкой. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на исследованных материалах дела. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 24 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пустовалова А.Ю, Пустоваловой А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.