Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Калоевой З.А.
судей Калединой Е.Г. и Шеховцовой Э.А.
при секретаре Тациевой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 января 2018 года
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Мориной Е.Н.
на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 20 октября 2017 года по исковому заявлению Морина С.В, Морина А.С, Мориной Е.Н, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Мориной А.С, Морина С.С, к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности включить в список граждан, лишившихся жилого помещения,
заслушав доклад судьи Калединой Е.Г.
УСТАНОВИЛА:
Морин С.В, Морин А.С, Морина Е.Н, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Мориной А.С, Морина С.С. обратились в суд с исковым заявлением к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании за ними права на получение государственного жилищного сертификата и обязании администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края включить их в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтопления на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края в мае 2017 года, в целях предоставления государственного жилищного сертификата.
Третьими лицами по делу истцами указаны Главное управление МЧС России по Ставропольскому краю, Главное управление МВД России по Ставропольскому краю, Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Правительство Ставропольского края, Министерство финансов Ставропольского края.
Определением суда от 23.08.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, поскольку в соответствии с пп. 6 п. 10.2 Постановления Правительства Ставропольского края от 25.12.2014 N 545-п "Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края" Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края выступает уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по осуществлению мероприятий, связанных с исполнением обязательств по государственным жилищным сертификатам, выдаваемым гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что на основании договора купли-продажи от 18.05.2017 Морина Е.Н. является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: "... ". Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 26.05.2017 г... В указанном жилом доме проживают и зарегистрированы: истец Морина Е.Н, ее супруг Морин С.В, их дети: сын Морин А.С, сын Морин С.С, дочь Морина А.С, что подтверждается домовой книгой. Постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24.05.2017 N 1216 на территории г. Минеральные Воды с 10 час. 00 мин. 24.05.2017 был введен режим чрезвычайной ситуации. Домовладение истцов попало в зону чрезвычайной ситуации (затопления). В результате ливневых дождей и наводнения, согласно составленного членами межведомственной комиссии администрации Минераловодского городского округа заключения от 21.06.2017 выявлены основания для признания указанного жилого дома непригодным для дальнейшего проживания. Собственник жилого дома и совместно проживающие с ним члены семьи признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации. ООО "Гражданпроект" выдано техническое заключение от 15.06.2017 по определению технического состояния несущих и ограждающих конструкций жилого дома, по заключению которого выявленные дефекты и повреждения основных несущих конструкций здания в целом свидетельствуют о снижении несущей способности и эксплуатационных характеристик строительных конструкций. Общее техническое состояние конструкций жилого дома с пристройкой недопустимое, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования. Жилое помещение не обеспечено инженерными системами, так как здание в целом не отвечает требованиям безопасности. Наличие выявленных вредных и опасных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, служит основанием для признания жилого дома непригодным для проживания. В июне 2017 года собственник жилого дома Морина Е.Н. обратилась в администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края с заявлением о включении ее и членов ее семьи в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации с целью получения государственного жилищного сертификата. 11.07.2017 получен отказ, ввиду отсутствия у них регистрации в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации. С данным отказом они не согласны, поскольку ранее они не получали жилищный сертификат, в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия. Жилой дом по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, ул. Мостовая, д. 37, является их единственным жильем, в котором они постоянно проживают и зарегистрированы.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 20 октября 2017 года в удовлетворении исковых требований Морина С.В, Морина А.С, Мориной Е.Н, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Мориной А.С, Морина С.С. к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата; обязании ответчика включить их в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в целях предоставления государственного жилищного сертификата - отказано.
В апелляционной жалобе истец Морина Е.Н. просит решение суда отменить, указав, что судом нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела. Факт утраты жилья, невозможности проживания в доме подтвержден представленными доказательствами. Истцы не были зарегистрированы в спорном жилом помещении, однако факт их проживания на момент ЧС установлен судебным решением от 08.08.2017 г, вступившим в законную силу. Другого жилья они не имеют.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, привлеченного судом в качестве соответчика, просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав истцов, поддержавших доводы жалобы и просивших об отмене решения, представителя ответчика Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности Порохонько Е.С, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Разрешая спор, отказав в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера", Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Постановлением Правительства РФ от 07 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 года N 213 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года N 982 в редакции от 12 марта 2015 года N 982 "Об утверждении порядка выпуска и погашения жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации... ".
Установив все обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что у истцов не возникло право на получение государственного жилищного сертификата, как у граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации, поскольку на момент чрезвычайной ситуации истцы не были зарегистрированы по месту жительства в жилом доме по адресу: Минераловодский район село Левокумка, ул. Мостовая, д. 37. Их регистрация по месту жительства в указанном жилом помещении произведена только 08.06.2017.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют требованиям закона и подтверждены допустимыми и относимыми доказательствами.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по договору купли-продажи земельного участка с жилым домом от 18.05.2017 Морина Е.Н. приобрела у Хвощевской Г.А. и Крюкова А.А. жилой дом, площадью 66,6 кв.м, с кадастровым номером "... ", и земельный участок, площадью 600 кв.м, с кадастровым номером "... ", расположенные по адресу: "... ".
Право собственности на указанное имущество зарегистрировано за Мориной Е.Н. в Едином государственном реестре недвижимости 26.05.2017, что подтверждается выписками из ЕГРН от 05.06.2017 и от 07.09.2017, а также делом правоустанавливающих документов на спорный жилой дом (номера регистрационных записей 26:24:010126:97-26/013/2017-4 и 26:24:010126:46-26/013/2017-4).
Регистрация истцов Мориной Е.Н, Морина С.В. и их детей Морина А.С, Морина С.С. и Мориной А.С. в жилом доме по адресу: Минераловодский район, село Левокумка, ул. Мостовая, д. 37, произведена 08.06.2017, что подтверждается сведениями паспортов Мориной Е.Н, Морина С.В. и Морина А.С, свидетельствами о снятии с регистрационного учета по месту жительства от 08.06.2017, данными домовой книги на указанное жилое помещение, и сведениями ОМВД России по Минераловодскому городскому округу от 11.09.2017, представленными по запросу суда.
В связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края, распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24.05.2017 N 344-р с 24.05.2017 на территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации, который отменен 06.07.2017 распоряжением Губернатора Ставропольского края от 06.07.2017 N 430-р.
На территории Минераловодского городского округа введен режим чрезвычайной ситуации, постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 24.05.2017 N 1216, который был отменен с 06.07.2017 N 1704.
Домовладение, расположенное по адресу: Минераловодский район, село Левокумка, ул. Мостовая, д. 37 входит в Перечень домовладений (жилых помещений), расположенных на территории Минераловодского городского округа, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Согласно заключения от 21.06.2017, составленного членами межведомственной комиссии администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, жилой дом с кадастровым номером "... " по адресу: "... ", признан непригодным для дальнейшего проживания.
Согласно технического заключения от 15.06.2017, составленного ООО "Гражданпроект" жилой дом по адресу: "... ", признан не пригодным для проживания.
Письмом начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 11.07.2017 N 1937 истцу Мориной Е.Н. отказано во включении ее и членов ее семьи: супруга Морина С.В, детей Морина А.С, Морина С.С, Мориной А.С. во включении в список на получение государственного жилищного сертификата, ввиду отсутствия у них регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации - выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтопления на территории Минераловодского городского округа в мае 2017 года.
Право на получение жилищного сертификата закон связывает с такими обстоятельствами, как жилое помещение, в котором проживали граждане, должно быть единственным; граждане одновременно должны быть зарегистрированы в утраченном жилом помещении и постоянно проживать в указанном жилище на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями (п. 2 Постановления Правительство Российской Федерации от 07 июня 1995 г. N 561).
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.10.2015) также разъяснено, что право на получение жилищного сертификата и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии на момент чрезвычайной ситуации следующих условий:- постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;- регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;- утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.
Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
В иных случаях риск случайной гибели или случайного повреждения своего имущества несет собственник (статья 211 ГК РФ).
При этом моментом чрезвычайной ситуации является именно дата введения режима чрезвычайной ситуации.
Судом установлено, что режим чрезвычайной ситуации на территории Минераловодского городского округа введен 24.05.2017, а регистрация истцов в спорном жилом доме произведена только 08.06.2017.
Таким образом, на момент введения чрезвычайной ситуации истцы не были зарегистрированы по месту жительства в жилом доме по адресу: "... ".
Более того, на момент введения чрезвычайной ситуации истцы не являлись собственниками указанного жилого дома, поскольку право собственности за истцом Мориной Е.Н. на жилой дом по адресу: "... ", на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от 18.05.2017 было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 26.05.2017, то есть также после возникновения чрезвычайной ситуации (24.05.2017).
Ссылка истцов на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 08.08.2017, которым установлен юридический факт постоянного проживания Мориной Е.Н, Мориной А.С, Морина С.С, Морина С.В, Морина А.С. и Заиченко А.Н. в жилом помещении, расположенном по адресу: "... ", пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, истцы признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, не имеет правового значения для предоставления им жилья путем получения государственного жилищного сертификата. Указанное судебное решение суда дает им лишь право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что истцы не имеют права на получение государственного жилищного сертификата, как граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайной ситуации и не подлежат включению в список граждан на получение государственного жилищного сертификата.
Доводы апелляционной жалобы истца основаны на неправильном толковании приведенных норм материального права, сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылалась сторона в судебном заседании, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 20 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Мориной Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.