Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего Быстрова О.В.,
судей Шурловой Л.А, Калединой Е.Г.
с участием секретаря Тациевой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Вологдиной Анастасии Сергеевны
на решение Октябрьского районного суда от 12 сентября 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Вологдиной А.С. к администрации города Ставрополя, министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя о признании Вологдину А.С. как вынужденного переселенца нуждающейся в жилой площади с 05 декабря 2000 года, заслушав доклад судьи Шурловой Л.А,
установила:
Вологдина А.С. обратилась в суд с настоящим иском, обосновав требования тем, что является вынужденным переселенцем, инвалидом 3 группы, собственного жилья в г.Ставрополе не имеет, по договору найма жильё не предоставлено. Неоднократно обращалась в разные инстанции с заявлениями о предоставлении жилого помещения по ФЗ "О вынужденных переселенцах". В документах указано, что она имеет право на признание нуждающейся в жилом помещении с момента регистрации ее заявления о постановке на очередь, то есть после вступления в законную силу 15.03.2016г. решения Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 10.02.2016г. Однако 17.03.2015г. решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 27.10.2014г. Управление Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю продлило Вологдиной А.С. статус вынужденного переселенца, который она имеет с 05.12.2000г, когда статус вынужденного переселенца вместе с детьми (в том числе и с ней) получила мать истицы- Вологдина Н.П... Фактически их семья получила статус вынужденных переселенцев 04.02.1994г. в г. Ростове-на-Дону, но по неизвестной причине этот статус был утрачен, и их семья (уже без отца) получила в Ставрополе статус вынужденных переселенцев 05.12.2000 г. Как вынужденный переселенец истица полагает, что имеет право на жилую площадь с 05.12.2000г. Сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" (вынужденных переселенцев) на 2017 год, утвержденный Министром строительства, дорожного хозяйства и транспорта И.А.Васильевым 31.08.2016г, содержит сведения, что истица поставлена на учет в администрации города Ставрополя 05.05.2016г. под N253. Однако Вологдина А.С. является вынужденным переселенцем с 05.12.2000г. и полагает, что очередь ее в этом списке, предыдущих и последующих списках на жильё, должна быть изменена.
Просит суд признать истца, как вынужденного переселенца, нуждающейся в жилой площади с 05 декабря 2000 года.
Обжалуемым решением исковые требования Вологдиной А.С. - оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истица просит отменить решение как незаконное и необоснованное. Указывает о необоснованности выводов суда о не предоставлении документов, подтверждающих факт обращения по вопросу постановки на учет либо состояния на учете граждан в качестве нуждающихся в помещениях в администрации города Ставрополя, ранее гражданами Вологдиной Н.П.(мать истицы) и самой истицей, которой на 05.12.2000г. было 7 лет, не могла юридически осуществить право на подачу заявления. Документы обращения Вологдиной Н.П. (матери истца) о предоставлении ей жилого помещения могут быть только в органе местного самоуправления, но сторона ответчиков предоставила сведения за период с 13.06.2002г. по настоящее время, а с 05.12.2000г до 13.06.2002г. никакого ответа нет. Истица не просит включить её в списки нуждающихся или предоставить жилое помещение, а просит признать
её право нуждающейся с 05.12.2000г, в связи с чем ссылки суда на ненадлежащего ответчика- министерство, необоснованны.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение без изменения,жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражении на нее, заслушав истицу и ее представителя Бородина Е.К, поддержавших доводы жалобы и просивших об удовлетворении жалобы и отмене решения, представителей ответчика: администрации г.Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом- Каменева А.Ю. и Министерства строительства и архитектуры СК- Резепову Е.А. об отклонении доводов апелляционной жалобы, как несостоятельных, оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
По существу спора судом правильно определен характер правоотношений сторон, юридически значимые обстоятельства. Материальный закон применен и истолкован верно. Существенных нарушений норм процессуального законодательства не допущено.
Согласно ст. ст. 56, 195, 196 ГПК РФ, суд разрешает дело в пределах заявленных истцом требований и по основаниям, им указанным, основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В условиях состязательности процесса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных, формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Членами семьи вынужденного переселенца являются проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.
Судом установлено, что истица является вынужденным переселенцем, инвалидом 3 группы, собственного жилья в г.Ставрополе не имеет, по договору найма жильё не предоставлено.
Вступившим в законную силу 17.03.2015г. решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 27.10.2014г. Управление Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю продлило Вологдиной А.С. статус вынужденного переселенца по 06 февраля 2015 года. Из данного решения суда следует, что семья Вологдиной А.С. проживала до осени 1991 года в Чеченской Республике и в связи с военным конфликтом были вынуждены были переехать в другой субъект РФ- Ростовскую область, где отцу истице- Вологдину С.А. был дан статус вынужденного переселенца, 04.02.1994г. выдано удостоверение вынужденного переселенца, в которое были вписаны члены семьи: мать истицы - Вологдина Н.П, сестра-Жукова Т.А. и истица -Вологдина А.С. В дальнейшем, 14.08.1995 года Вологдин С.А. с семьей снят с регистрационного учета в РФ. Семья перехала в г. Владикавказ, в 2000 году истица Вологдина А.С, её мать- Вологдина Н.П. и сестра- Жукова Т.С. переехали в г.Ставрополь, где Вологдина Н.П. обратилась с заявлением о предоставлении ей статуса вынужденного переселенца. Вологдиной Н.П. выдано удостоверение вынужденного переселенца, куда вписаны дети - Жукова Т.А. и Вологдина А.С. Удостоверение выдано на основании решения от 05.12.2000 года.
Как видно из представленного истцом в материалы дела решения Октябрьского районного суда Ставропольского края от 10.02.2016 года, на администрацию возложена обязанность принять Вологдину А.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановка на соответствующий учет не поставлена в зависимость от даты присвоения истице статуса вынужденного переселенца, как от даты переезда ее в г. Ставрополь. Судебный акт исполнен, Вологдина А.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении 05.05.2016 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для включения истицы в сводный список нуждающихся с 05.12.2000 года, указав, что наличие лишь статуса вынужденного переселенца недостаточно для получения социальной выплаты. Правила устанавливают, что право на получение социальной выплаты в рамках Подпрограммы имеют граждане, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Признание гражданина нуждающимся в жилых помещениях, вопросы формирования учетного дела, ежегодная перерегистрация граждан, обновления документов и т.п. находятся в ведении органа местного самоуправления, в котором гражданин состоит в очереди на улучшение жилищных условий, относится к полномочиям администрации, а не министерства, которое является ненадлежащим ответчиком. Со стороны истцов не предоставлены документы, подтверждающие факт обращения по вопросу постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо состояния на таком учете граждан ранее указанной даты принятия на учет.
Судебная коллегия, проверив жалобу в пределах указанных в ней доводов, не находит оснований к ее удовлетворению.
Согласно подпунктам 2 и 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий: включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности, предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из вышеприведенных норм в их системном толковании следует, что необходима совокупность следующих условий: признание в установленном порядке вынужденными переселенцами, включение территориальными органами в сводные списки вынужденных переселенцев, нахождение в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом формирование сводного списка осуществляется, в том числе с учетом хронологической последовательности постановки граждан - участников подпрограммы на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно Постановления Правительства РФ от 15.11.2016 N 1194 "О предоставлении вынужденным переселенцам и членам их семей жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев" 3. вынужденный переселенец для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях фонда (далее - учет) лично подает в территориальный орган заявление по форме, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации, с указанием в нем своих несовершеннолетних детей независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца и (или) членов семьи, в том числе не имеющих статуса вынужденного переселенца.
При подаче заявления представляются перечень сведений и документов с приложением их копий,то есть включение в подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" носит заявительный порядок.
Истица просит признать
её право быть признанной нуждающейся в жилом помещении с 05.12.2000 г. и суд первой инстанции обоснованно не усмотрел правовых оснований к удовлетворению заявленных требований.
Обеспечение жильем граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, осуществляется в Ставропольском крае в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020, годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, за счет средств федерального бюджета ввиде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Государственным заказчиком Подпрограммы выступает Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации.
Сводные списки по Ставропольскому краю по данной категории граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, а также сводные списки граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан, формируется и утверждаются министерством с момента начала действия Правил, а именно с 2006 года.
В сводном списке на 2017 год Вологдина А.С. указана под N 253, составом семьи 1 человек, дата постановки на учет 05.05.2016 года, принято постановление администрации города Ставрополя от 05.05.2016 N 952 "О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Доводы апеллянта о непредоставления органом местного самоуправления сведений о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Вологдиной Н.П. (матери истца) за период с 2000 по 2002 год, противоречат материалам дела, поскольку в ответах уполномоченных органов, возражениях на иск указано, что на соответствующем жилищном учете граждан Вологдина Н.П. в период с 13.06.2002 по настоящее время не состояла и не состоит, сведений за период с 05.12.2000 по 13.06.2002 не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не подтверждены представленными в дело доказательствами, судебная коллегия не может принять их во внимание, поскольку они были предметом тщательного судебного разбирательства, признаны обоснованно несостоятельными с приведением убедительных доводов в решении, с которыми судебная коллегия согласилась. Оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Иных доводов, ставящих под сомнение решение суда, апелляционная жалоба не содержит.
Ссылки представителей ответчика о заявлении перед судом первой инстанции вопроса об оставлении иска без рассмотрения по абзацу пятому статьи 222 ГПК РФ, не могут быть приняты во внимание в качестве оснований к отмене решения. Как следует из материалов дела, настоящий иск принят к производству данного суда 19.06.2017 года, определением иного суда г.Ставрополя от 03.03.2017 года принят к производству иск Вологдиной А.С. к иным ответчикам. Согласно ст.38, ст.40, абз. 5 ст. 222 ГПК РФ несовпадение субъектного состава лиц, участвующих в деле, исключает тождественность указанных требований.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327-1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 12 сентября 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.